Американские оценки российско-китайской сделки /АНАЛИТИКА/

Россия-Китай5Российско-китайское соглашение о поставках газа, заключенное 21 мая 2014 года, уже окрестили сделкой века. По своему стратегическому значению оно сравнивается с соглашением «газ-трубы» 1970 года между СССР и ФРГ, которое, как считается, положило начало европейской зависимости от российских энергоресурсов. Безусловно, заключению газовой сделки во многом способствовала сложившаяся политическая ситуация, однако ее масштабность (объем в 400 млрд. долл. и срок на 30 лет) заставляет отвлечься от сиюминутной геополитической игры и обратить внимание на долгосрочные последствия.

Именно такой подход к оценке российско-китайской сделки взяла на вооружение американская администрация. Госсекретарь Джон Керри заявил, что Россия и Китай уже 10 лет ведут переговоры в сфере энергетики и США не рассматривает данное соглашение как «ответную реакцию на события в Украине». В таком же духе прокомментировали ситуацию пресс-секретари госдепартамента. Мари Харф завила, что сделка не изменит американскую стратегию и оценку геополитической ситуации в регионе, а Джен Псаки заметила, что сегодня в мире постоянно заключаются новые сделки в области энергетики, и это естественно, что соглашение было заключено между таким крупным поставщиком как Россия и таким крупным потребителем как Китай.

Подобное сознательное занижение значения российско-китайского соглашения, тем не менее, идет в разрез с активными действиями США, направленными на увеличение экономического давления на Россию. Так, на прошлой неделе КНР посетил глава казначейства США Джейкоб Лью с целью склонить Пекин поддержать антироссийские санкции. Подобную цель преследовал и вице-президент Джо Байден во время своего визита на Кипр. Среди прочего обсуждалась возможность поставок газа через Кипр из месторождений к югу от острова, часть которых сегодня разрабатывается Израилем, и превращение Кипра в мировой энергетический транспортный центр.

Некоторые американские СМИ, ссылаясь на анонимные источники из администрации, утверждают, что российско-китайское соглашение все-таки вызвало обеспокоенность в Вашингтоне. Вновь оживились критики внешнеполитического курса Барака Обамы, заявив, что газовая сделка говорит о стратегическом сближении позиций Москвы и Пекина, чему во многом способствовала политика США, направленная на изоляцию России и эскалацию напряженности в отношениях с КНР. К последнему, в частности, относится постоянная поддержка оппонентов Китая в территориальных спорах и обвинение китайских граждан в кибер-шпионаже против США накануне официального визита Владимира Путина в Пекин.

Заключенная сделка также придала импульс дебатам относительно скорейшего начала экспорта американского сжиженного природного газа, который намечен на 2016 год. Член палаты представителей от штата Колорадо (4й по объемам добычи природного газа в США) Кори Гарднер заявил, что сегодня мировая энергетика развивается без учета интересов США, которые «завязли в бюрократии», и выступил с законопроектом по ускорению выдачи разрешения на открытие терминалов СПГ. Данная инициатива пользуется единогласной поддержкой республиканцев и ряда демократов. Этот вопрос, в частности, стал предметом обсуждения на заседании комитета по международным делам палаты представителей 29 мая 2014 года.

Настороженное отношение к российско-китайской сделке проявилось и на Уолл Стрит. Ссылаясь на тот факт, что, по условиям соглашения, расчеты за поставляемый газ будут производиться в рублях и юанях, финансовые аналитики обеспокоены тем, что позиции доллара США в качестве основной резервной валюты могут быть подорваны. В свою очередь, это может вызвать новый период финансовой нестабильности. Более того, Китай и Россия в последнее время уже заключили ряд сделок с основными торговыми партнерами (например, Бразилией и Турцией) в обход доллара.

Более позитивные оценки преобладают среди американских экспертов в области энергетики и экологии. Первые указывают на то, что обеспечение поставок газа в Китай будет происходить за счет разработки новых месторождений, что в конечном итоге увеличит объем мирового газового рынка, будет способствовать снижению цен, и, следовательно, укрепит энергобезопасность западных стран. Вторых волнует крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды в Китае, вызванный высокой долей угля в энергетическом балансе. По их мнению, российско-китайская газовая сделка будет способствовать увеличению доли газа в энергетическом балансе КНР и улучшению экологической ситуации.

Спектр политических оценок газовой сделки чрезвычайно широк. Ряд аналитиков склонны рассматривать соглашение Москвы и Пекина исключительно как успешную бизнес-сделку в условиях благоприятной политической ситуации. Они указывают на существование множества противоречий между Россией и КНР — соперничество в Центральной Азии, поддержка Москвой противников КНР в территориальных спорах — которые помешают образоваться российско-китайскому альянсу. Другие эксперты, напротив, видят в заключении соглашения проявление давно развивающихся глобальных тенденций: формирование бесполярного мира, увеличение роли стран БРИКС, рост влияния АТР и, соответственно внимания к этому региону других ведущих экономик. И те и другие, тем не менее, сходятся во мнении, что заключение российско-китайского газового соглашения не произошло бы без давления США на Россию и КНР.

ИСТОЧНИК:  politobzor.net

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>