Брюссель склоняет Киев к политическим уступкам

Украина ЕС2Все смешалось в украинском доме… Еще недавно казалось, что вялотекущий диалог между Киевом и Брюсселем выходит на финишную прямую, ведущую к подписанию Соглашения об ассоциации. Тем не менее, с точки зрения наиболее активных европейских политиков, помилование экс-министра внутренних дел Юрия Луценко стало лишь промежуточным звеном, обозначившим склонность Киева к политическим уступкам.

Объективно картина выглядит следующим образом. Брюссельские бюрократы и украинские власти играют в пинг-понг, обмениваясь разноплановыми заявлениями по поводу перспектив отношений между Украиной и ЕС. Однако смысл и тональность этих заявлений принципиально различны.

Позиция украинской власти кажется вполне понятной, хотя и не лишенной противоречий. В рамках официальной доктрины ассоциация с ЕС – это стратегический выбор. Он закреплен в действующем законодательстве, имеет достаточную поддержку в обществе и не вызывает возражений со стороны оппозиции.

Власти в меру своих возможностей готовы выполнять утвержденный план мероприятий, который считается подготовкой к подписанию соглашения. По оценкам МИД Украины, уже выполнены 9 из 19 основных требований ЕС, которые в феврале 2013 года обозначил еврокомиссар по вопросам расширения и Европейской политики соседства Штефан Фюле. В рамках плана первоочередных мероприятий по интеграции Украины с ЕС на 2013 год обеспечено принятие парламентом законов, связанных с либерализацией визового режима для украинских граждан, выезжающих в ЕС. Без обеспечения этих условий Европарламент до 18 апреля с.г. откладывал ратификацию соглашения между ЕС и Украиной, упрощавшего процедуру оформления виз.

В результате перередактирования в «контрольном списке» осталось 11 расширенных пунктов-направлений, включающих и частично выполненные положения. К ним относится и вопрос о «политически мотивированных» уголовных приговорах. По крайней мере после освобождения Юрия Луценко официальный пресс-секретарь Европейской комиссии Майя Кочиянчич заявила (10 апреля), что этого недостаточно и нужно «решить еще один вопрос относительно выборочного правосудия», который зафиксирован в принятых в декабре 2012 года рекомендациях Совета ЕС. То есть освободить Юлию Тимошенко.

По прочим направлениям ситуация выглядит следующим образом:

– Реформа судебной системы проведена лишь частично: не выполнены пункты об ограничении прерогатив Генеральной прокуратуры, которая может вести следствие, реформировании милиции (гуманизация обращения с заключенными) и ряд других аспектов.
– Европейская комиссия требует пересмотра закона о судоустройстве и статусе судей (2010 год) и восстановления прерогатив Верховного суда. Европейские политики и украинская оппозиция настаивают на отмене статьи 364 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за злоупотребление должностными полномочиями.
– Частично принято законодательство о борьбе с коррупцией, хотя, разумеется, его реализация пока носит формальный характер. Сделаны шаги в сторону расширения полномочий Счетной палаты в вопросах контроля доходов бюджета. В то же время остается спорным вопрос о возобновлении в полном объеме тендеров при всех видах государственных закупок.

Среди частично выполненных условий – полная имплементация европейского законодательства о правах беженцев и сексуальных меньшинств, завершение разделения «Нефтегаза Украины», выполнение энергетических директив Европейской комиссии, нормативы о товарных брендах (отказ от использования названий типа шампанское, коньяк, йогурт).

Невыполненными остаются требования о реформе избирательной системы на основе последних рекомендаций Венецианской комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы, проведении повторных выборов в пяти избирательных округах, удовлетворении условий МВФ и подписании новой кредитной программы (включая повышение тарифов ЖКХ до уровня рыночной рентабельности).

Наиболее проблемными выглядят положения о проведении конституционной реформы (также в сотрудничестве и с учетом всевозможных рекомендаций Венецианской комиссии), а также недопустимости применения протекционистских мер наподобие утилизационного сбора на автомобили или повышения пошлин на отдельные товары. В принципе в течение полугода введенная украинским правительством пошлина на импортные автомобили не может считаться нарушением обязательств в рамках ВТО, однако уже осенью Европейская комиссия потребует ее отмены. К тому же Европейская комиссия и офис торгового представителя США категорически возражают против инициированного украинским правительством пересмотра торговых тарифов в рамках ВТО, на что каждая страна – член этой организации имеет полное формальное право.
Вместе с тем его реальное осуществление зависит от позиции правительства, которое может либо полностью руководствоваться указаниями и директивами Брюсселя, либо пытаться совместить их с собственными целями и планами.

Схема оценки выполнения Киевом перечисленных направлений выглядит следующим образом. В середине мая коллегия Европейской комиссии проведет анализ реформ в Украине с точки зрения критериев Соглашения об ассоциации. Затем, 27 мая представленный Европейской комиссией отчет будет рассмотрен Советом ЕС по иностранным делам. По итогам его заседания может быть принято решение направить текст Соглашения об ассоциации с Украиной на окончательную юридическую сверку.
К тому же Совет ЕС должен будет принять решение и по другим странам – участницам программы «Восточное партнерство».

Европейская комиссия уже завершила переговоры по ассоциации с Молдовой и завершает переговоры с Грузией. Переговоры с Арменией пока отстают от графика и еще не закончены. К тому же правительство Грузии продолжает настаивать на упоминании в соглашении перспективы членства этой страны в ЕС, на что Брюссель соглашаться не намерен ни при каких обстоятельствах.

Если судить по ленте новостей, главным вопросом в отношениях ЕС и Украины остается вопрос об освобождении Юлии Тимошенко. Но на деле ситуация выглядит более многоплановой. Как представляется, тема освобождения Тимошенко Брюсселю ситуативно выгодна. С одной стороны, усиливая критику Киева, европейские политики и комментаторы подталкивают украинское руководство к уступкам по другим направлениям. В отношении президента Виктора Януковича уже появились весьма любопытные ремарки вроде того, что, если он примет решение об освобождении Тимошенко и подпишет Соглашение об ассоциации, запад даст ему соответствующие политические гарантии и обеспечит неприкосновенность, по всей видимости, от ответных действий и угроз со стороны украинской оппозиции. С другой стороны, пока тема Тимошенко доминирует в публичной полемике, она позволяет отвлекать внимание от более серьезных вопросов, таких как геополитическая конкуренция между Европейским союзом и российским проектом евразийской интеграции, поскольку материализация программы «Восточное партнерство» в форме экономических соглашений действительно серьезно меняет экономические и интеграционные условия в Восточной Европе.

Судя по всему, даже если официальный Киев примет какое-либо решение по Юлии Тимошенко (что пока кажется маловероятным), это будет сделано на основании трезвых расчетов и лишь в самый последний момент. Причин этому несколько. С одной стороны, в правительственных кругах понимают, что любые возможные договоренности с Тимошенко – явная иллюзия. Вернувшись в политику, Юлия Тимошенко делала бы то, что сочтет нужным, включая восстановление контроля в своей партии и активную кампанию дискредитации нынешней украинской власти на Западе. Первой жертвой ее возможного освобождения стал бы Арсений Яценюк, который в одночасье превратился бы в политика без партии и фракции. К тому же, учитывая многосоставный характер нынешней украинской оппозиции, лидеры других оппозиционных группировок (Виталий Кличко и Олег Тягнибок) также оказались бы в неудобной ситуации, сковывающей их действия.

Можно предположить, что в роли условного лидера оппозиции главной задачей Юлии Тимошенко стало бы ускорение исторического времени – провоцирование досрочных выборов президента и парламента. Разумеется, в таких условиях парламент полностью лишается признаков дееспособности, а ситуация в стране приобретает слабо контролируемый характер, что, в свою очередь, ставит под вопрос подписание соглашения с ЕС, причем также в результате сомнений Брюсселя в целесообразности такого шага. Ведь, если Тимошенко на свободе, у нее есть перспективы возвращения к власти, зачем тогда подписывать соглашение с немилыми европейскому сердцу политиками?

Таким образом, ситуация вновь заходит в тупик, выход из которого возможен лишь в результате и в форме многоступенчатого кулуарного компромисса с украинским руководством, от которого явно уклоняются нынешние европейские лидеры. Хотя многие на Западе заявляют, что Виктору Януковичу и Николаю Азарову деваться уже некуда, поскольку нынешним украинским руководителям не удалось достичь долгосрочного урегулирования политических и экономических интересов с Кремлем, Украина все еще остается ключевым игроком европейской политики. Но лишь до тех пор, пока официальный Киев сохраняет возможность независимых и неожиданных решений, с чем Брюссель будет вынужден считаться по крайней мере в среднесрочной перспективе.

Сергей Толстов

ИСТОЧНИК:  ng.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>