О чем говорили на встрече в Риме госсекретарь США и глава МИД РФ

107273Вечером в воскресенье, 14 декабря, госсекретарь США Джон Керри и глава МИД РФ Сергей Лавров провели экстренные переговоры в Риме. По словам заместителя главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Рябкова, у сторон возникло «ощущение срочности», которое заставило согласовать встречу «буквально за считаные часы».

Повестка состояла из трех пунктов:

– Принятие Сенатом и Палатой представителей США «Акта о поддержке свободы Украины», который предусматривает предоставление американской военной и экономической помощи Киеву и открывает возможности для введения новых санкций в отношении Москвы («Свободная пресса» об этом писала).

– Угроза срыва минского процесса по Донбассу. Ожидавшееся на прошлой неделе в Минске заседание «контактной группы» по Украине, главной темой которого должно было стать прекращение боевых действий в Донбассе, так и не состоялось. Между тем, украинские власти и руководство ДНР и ЛНР возобновили «войну слов».

– Эскалация палестино-израильского конфликта и предстоящее обсуждение в Совбезе ООН будущего палестинского государства. Встреча в Риме предваряла намеченные на понедельник переговоры Джона Керри с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху. По данным американских дипломатических источников, интенсивные консультации потребовались Белому дому, чтобы окончательно определить свое отношение к резолюции, открывающей путь к признанию независимого палестинского государства. Ранее Вашингтон блокировал принятие такой резолюции, исходя из интересов своего главного союзника на Ближнем Востоке – Израиля.

По итогам встречи Лавров заявил, что попытки давления на Россию бесперспективны. Об этом говорится в сообщении, размещенном в понедельник, 15 декабря, на странице МИД в Facebook. При обсуждении двусторонних отношений Лавров подчеркнул, что «их развитие возможно лишь на основе равноправия и взаимного учета интересов».

По поводу украинского урегулирования стороны сошлись на необходимости скорейшего созыва заседания контактной группы в Минске.

Наконец, Лавров и Керри высказались за придание «нового импульса палестино-израильскому мирному процессу, урегулированию сирийского конфликта и выработке всеобъемлющего соглашения относительно иранской ядерной программе».

Что на деле стоит за римской встречей Лаврова и Керри, о чем мы сейчас договариваемся с США?

– Задача США – подготовить в сжатые сроки Украину к военному удару по Донбассу, и на это время, с помощью дипломатических маневров и посулов, исключить наступление вооруженных сил Новороссии, поддержанных техникой и добровольцами из России, – уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Для этого нужно не только давить на Москву, но и обнадеживать ее возможностью договориться.

На деле, такой возможности нет. Фундаментальным камнем преткновения на сегодня выступает не Донбасс, а Крым. Здесь почвы для компромисса не существует. С точки зрения США, территориальная целостность Украины должна быть восстановлена без всяких оговорок и без каких-либо шагов, которые позволили бы Кремлю сохранить лицо, и которые на международном уровне могли быть восприняты как частичный успех Владимира Путина. Такого, по мнению американцев, произойти не должно.

Отсюда – милитаризация Украины при поддержке Запада не имеет альтернативы, но нужно выиграть время, гарантировав не только отсутствие наступательных действий со стороны Новороссии, но и отказ ополченцев от активных принципов обороны. За этим Керри и потребовалось встретиться с Лавровым.

«СП»: – Чем объяснить срочность встречи?

– Москва видит, что США принимают решение о военно-технической поддержке Киева, и понимает последствия такого шага. Поэтому, с точки зрения американцев, есть риск, что Москва начнет действовать более активно. Чтобы исключить этот риск, США активизируют все возможные формы контактов.

«СП»: – Что конкретно мог посулить Керри?

– Насколько можно судить, в данном случае американцы не обещают ничего конкретного. Они просто говорят о готовности поддержать политическое урегулирование на Юго-Востоке и о необходимости диалога между сторонами конфликта – Киевом и Донбассом. Москва уже и эту позицию американцев воспринимает как успех.

«СП»: – Каковы шансы, что мы не пойдем на поводу у Америки, не будем давать Киеву передышку, а, напротив, сыграем на опережение?

– Шансы, на мой взгляд, минимальны. Между тем, активные наступательные действия вооруженных сил Новороссии зимой – единственный способ предотвратить худший военный сценарий: наступление Киева весной силами укрепленной украинской армии, и при гораздо более активной поддержке США и стран НАТО.

«СП»: – Почему мы ничего не предпримем для противодействия этому сценарию?

– Надежда на политическое урегулирование на Донбассе очень сильно сквозит в российской политике. Значит, ставка делается именно на урегулирование.

Можно понять, конечно, опасения Москвы по поводу более активной поддержки Новороссии. Такая поддержка будет, безусловно, иметь и высокую финансовую цену, и нести с собой военно-политические риски. Но, к сожалению, сейчас складывается такая ситуация, при которой все другие варианты выглядят еще хуже.

– Встреча Лаврова и Керри – один из элементов дипломатической игры США, – считает замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Принятие американским конгрессом «Акта о поддержке свободы Украины» не было обоснованным. Сейчас нет обострения конфликта в Донбассе: ополченцы не наступают, не захватывают новых территорий. Наоборот, на Юго-Востоке установлено хрупкое перемирие, и формально не совсем понятно, почему бы американцам не сосредоточить дипломатические усилия на реализации минских соглашений и на организации диалога между Киевом и Донбассом.

На деле, Штаты не заинтересованы в погашении украинского конфликта. Именно поэтому они принимают «Акт», а теперь еще – в лице Джона Керри – давят на Россию на дипломатическом уровне. Американцы, в конечном итоге, пытаются заставить нас либо напрямую вмешаться в конфликт на Украине, либо отказаться от включения Крыма в состав РФ.

Глобальная цель США при этом – сохранить существующие экономические региональные модели, которые устраивают американских финансистов и транснациональные корпорации. На практике, мы имеем дело с дипломатическим шантажом со стороны США. Причем, это не шантаж по модели «жизнь или кошелек», который предполагает выбор. В данном случае выбор, образно говоря, – между отрубанием головы и расстрелом. Россия, разумеется, такого подхода не приемлет.

Да, и в Америке есть политики, которые способны договориться с Москвой – политики, которые согласны на раздел сфер влияния и на то, чтобы Россия получила собственную региональную сферу влияние в виде постсоветского пространства. Но Джон Керри к ним явно не относится…

– И американцы, и мы понимаем: нельзя допускать слишком больших пауз в наших контактах, иначе они будут заполняться другими событиями и дополнительными соображениями, и мы многое можем потерять в понимании ситуации, – отмечает заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк. – Поэтому при том, что сегодня между США и Россией идет чрезвычайно вялый диалог, Лавров и Керри встречаются достаточно регулярно, и обсуждают общие проблемы.

По поводу встречи в Риме, акценты ее раздваиваются. С одной стороны, это, конечно, Украина: с противостоянием Киева и Новороссии нужно заканчивать. Складывается ощущение, что минская формула все же воспринимается американцами, и именно на «минском» направлении можно чего-то ожидать. Но другой важный акцент встречи – формирование общей мировой угрозы. Да, нам можно сколько угодно цапаться с США из-за Крыма или Украины, но реальная угроза – это ислам.

Думаю, на встрече в Риме какие-то кардинальные вопросы не решались. Ее, скорее, следует воспринимать как сигнал: диалог между США и Россией продолжается – несмотря на взаимную враждебную риторику внутри обеих стран, и это очень важный сигнал…

ИСТОЧНИК:  svpressa.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>