Чужие роли евроинтеграторов /Олег Бондаренко/

Олег БондаренкоУ французского философа Ги Дебора есть замечательная книга «Общество спектакля». В ней один из будущих идеологов студенческих протестов 1968 года критически исследовал театральность политической жизни и наступающую уже тогда эпоху медиакратии. Сегодня очень многое из написанного Дебором стало неизменной частью нашей жизни. Однако, помимо прочего, историк, коим был Дебор, предупреждал потомков об опасности использования главными героями «общества спектакля» чужих ролей.

Увы, Виктора Януковича, как и прочих западно-переориентировавшихся лидеров постсоветского пространства вряд ли можно заподозрить в знании творчества Дебора или его коллег. У нынешнего президента Украины были другие университеты. Сегодня победившее бескультурье постсоветских элит продолжает хоронить безграмотных политиков.

Путь действующего, несмотря ни на что, украинского лидера к власти был тернист. Избравшись в итоге именно под лозунгами интеграции в Единое экономическое пространство, придания русскому языку статуса государственного и дружбы с Россией, Виктор Фёдорович уже через год после избрания начал переговоры об интеграции с брюссельскими еврочиновниками, забрав повестку дня у собственных политических оппонентов.

Но ладно если б Янукович всего лишь не читал Дебора — он ничему не научился даже у печального опыта собственных соседей.

Своя «Twitter-революция», оплаченная западными посольствами, вылившаяся в погромы в центре города, была совсем рядом: 7 апреля 2009 года в Кишиневе толпа штурмовала парламент и дворец президента. Свой «Беркут» Владимир Воронин тогда применять не захотел, в результате чего разграбленные сельскими жителями кабинеты государственных чиновников опустели на многие годы. Компьютер с принтером под мышкой и красный свернутый ковер мародеров республики стали символом «народного» протеста.

К слову сказать, здания парламента и президентской резиденции в Кишиневе не отремонтированы до сих пор. Готовы ли к этому на Грушевского?

Тогда незнание элементарных правил удержания собственных сторонников в момент работы с чужой повесткой дня сместило бывшую молдавскую власть партии коммунистов, вознамерившихся стать большими европейцами, чем самые крайние унионисты-румынофилы. Действительно, зачем избирателю выбор между двумя сторонниками евроинтеграции?

Зачем жителям Донбасса жалующийся германскому канцлеру на сильную Россию Виктор Янукович, если его тезка Ющенко был значительно органичнее в этой роли?

Сегодня молдавские коммунисты стали наиболее последовательными сторонниками интеграции своей страны в Таможенный союз. В то время как однокурсники — выпускники МГИМО еврокомиссар Штефан Фюле и молдавский премьер Юрий Лянке продолжают тянуть республику в обратном направлении.

Украинский лидер поздно понял смену геополитического тренда.

Однако для него еще не всё потеряно — для этого Виктору Януковичу нужно наконец перестать бояться и выйти из собственной тени образца 2004 года. Если он хочет сохранить власть в условиях революции, ему нужно действовать на опережение. Вопреки формирующемуся мнению, уверен, что у него существует шанс выиграть и следующие президентские выборы, если он внимательно присмотрится к опыту по борьбе с олигархами в соседних странах.

Свежий пример — Сербия, где молодой первый вице-премьер Александр Вучич своей борьбой с криминалом и коррупцией и своевременными посадками нескольких олигархов заслужил всенародную любовь на фоне кризиса и уже готовится занять кресло премьера. Януковичу нужно уничтожить олигархию как класс, а не пытаться самому примкнуть в ней. Таким образом он вернет исчезающую легитимность в глазах народа. Избрав же ошибочный путь стать олигархом самому, он неизбежно проиграет всё.

После референдума о самоопределении Гагаузии, на котором 98% жителей этой молдавской автономии наравне с заявкой на независимость поддержали интеграцию в Таможенный союз, европейскими грантами будут искушать (и уж поверьте, искусят!) возжелавших самоопределиться гагаузов.

А что же Москва?

Не желая торговаться с Европой за бывшие окраины, российская власть долгие годы хранила стратегическое молчание. Предпочитала ограничиваться заявлениями об уважении демократического выбора соседей и рассуждениями о том, что им было бы выгоднее. Своими заявлениями (а чаще всего отсутствием таковых) возбуждала обвинения против себя в непатриотизме и нежелании защищать собственные интересы за рубежом. По крайней мере именно так это воспринималось на местах.

Обжегшись на «оранжевой революции», некоторые отечественные чиновники решили занять позицию страуса. Выдвинутая в рамках президентской кампании накануне выборов 2012 года давно назревшая идея Владимира Путина о создании Евразийского союза, даром что не была оформлена майским указом, до сих пор не перешла в практическую плоскость.

Но, не посыпая голову пеплом, нужно понимать первопричины отсутствия долготерпения у наших евроориентированных соседей. Люди до предела устали от собственных взяточников, не успев пока разочароваться европейскими чиновниками. Ведь поиски суверена на Западе для ряда стран постсоветского пространства происходят в первую очередь от безысходности. Своих воров терпеть больше нет мочи. Может, хоть чужие не будут так лютовать?

В этом и есть логика протеста.

Демонстративное невмешательство и дипломатичность России зачастую воспринимаются там как слабость. И куда, скажите на милость, податься маленькому украинцу/молдаванину/гагаузу? Конечно, он еще не в курсе о повсеместности коррупции — он не знает, что только на одной программе ЕС «Восточное партнерство» было разворовано более €2 млрд, а годовой объем евровзяток, по данным Европейского же банка, составляет более €120 млрд.

Но ведь мифологическое сознание еще никто не отменял? А миф о единой Европе на границе цивилизаций пока значительно превосходит наш евразийский миф. Именно он, помимо остального, увы, ведет часть украинцев на майдан, заставляет их жечь старые покрышки на Грушевского и при этом хотеть Европу у себя дома.

Только четкое артикулирование общих интересов и последовательность в реализации собственных целей может помочь поверить снова этим людям в Россию и те идеи, которые мы продвигаем, — Таможенный и Евразийский союзы. Правда, для этого главное — чтобы в них верили мы сами.

А вы верите?

Олег Бонадренко

ИСТОЧНИК:   izvestia.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>