Доллар: крах или подъём?

доллар6Международный валютный фонд на пару с Национальным бюро экономических исследований из Массачусетса рапортуют: евро — плохо, доллар — хорошо. И тенденцию выделяют: чем меньше в мировых сделках евро, тем больше в них доллара. Однако спешить с выводами не нужно.

Во-первых, помимо доллара и евро, есть и другие валюты, активно стремящиеся утвердиться на мировой экономической арене.

Во-вторых, есть ещё и золото, которое последние годы всё растущими темпами скупают центробанки тех стран, где немного думают о будущем. Если рассмотреть вопрос со всех сторон, то положение доллара отнюдь не радужное.

По данным Международного валютного фонда, общий объём евро в валютных резервах развивающихся стран снизился за 2012 год до 24% (676,6 млрд. евро). Это самый низкий показатель с 2009 года. Центробанки этих государств в прошлом году продали ценных бумаг, номинированных в европейской валюте, на 44,8 миллиарда. На фоне этого растут вложения в долларовые активы. Центробанки стран БРИКС, к примеру, за 2012 год инвестировали в американские ценные бумаги около 156 млрд. $, что соответствует примерно 120 млрд. евро.

В самом начале кипрского кризиса инвестиционный фонд «PIMCO», имеющий активов на более чем 2 трлн. долл., сократил свои вложения в евровалюту. Исполнительный директор организации Саумиль Парикиа заявил, что считает принятое (на тот момент) Еврогруппой решение о введении налога на депозиты в обмен на финансовую помощь не просто ошибкой, а своеобразным признанием того, что евро далёк от совершенства в качестве ключевой мировой валюты. И Парикиа в своём скепсисе не одинок. Его мнение разделяют центробанки развивающихся стран, которые избавляются от евро. По данным Международного валютного фонда, в 2012 году они продали совокупно 45 миллиардов евро. Фаворитом остаётся доллар США, доля которого неизменно сохраняется на уровне 60%.

Известное агентство «Standard & Poor’s» понизило прогноз падения ВВП еврозоны на 2013 г. до 0,5%. Ранее речь шла о снижении на 0,1%. Но из-за сложной финансовой ситуации масштабы снижения могут возрасти в пять раз. Добивает ситуацию пресловутый Кипр с его начавшейся «стрижкой» депозитных вкладов. Да и не только Кипр. Падение банковской системы Кипра, крепчающие кризисы в Греции, Испании и других «периферийных» странах ЕС, кажется, вот-вот добьют единую европейскую валюту. Рецессии еврозоне не избежать. Решений, подобных кипрскому, теперь опасаются в Испании. В Греции. В любой момент мягкая помощь «больной» экономике может быть заменена хирургическим вмешательством — денежной экспроприацией.

Казалось бы, самое время воспрянуть хиреющему в последние годы доллару.

Хесус Фернандес-Виллаверде, Тано Сантос и Луис Гарикано из The National Bureau of Economic Research, то есть Национального бюро экономических исследований, написали обширное финансовое сочинение на тему кризиса в еврозоне. Оно целиком посвящено главному виновнику кризиса в еврозоне: единой валюте евро. Всё, что раньше было плохо в экономике Греции или Португалии, с введением в 1999 году евро стало гораздо хуже: выросли долги, надулись «пузыри», выросла зависимость от спасительных фондов ЕС. В прошлом «периферийные» европейские страны использовали девальвацию, чтобы оправиться от последствий неблагоприятных деловых циклов, что, впрочем, не улучшало базовую неустойчивость их экономик. С евро же наступило ухудшение в том смысле, что применять политику девальвации стало невозможно. Короче говоря, евро всё испортил.

Тут надо отметить, что Национальное бюро экономических исследований базируется в Массачусетсе (это в США) и что двое из трёх его авторов — американцы (третий — британец). Согласитесь, во славу доллара пеклись и не такие отчёты.

Но зачем бичевать вторую ключевую валюту мира, если с первой всё блестяще? Вероятно, массачусетский пиар-ход как раз и призван отшлифовать то, что не блестит.

Дело в том, что употребление доллара в международных расчётах аналитики уже прозвали «вредной привычкой». А от вредных привычек принято избавляться. Ну, многие и избавляются. Вполне успешно. Без всяких признаков «катастрофы».

На сегодня уже пять из десяти ведущих экономик мира (наряду с несколькими другими), сообщает Mixednews.ru со ссылкой на «Activist Post», при торговле не используют доллар в качестве посреднической валюты.

«Австралия, будучи 12 крупнейшей мировой экономикой, присоединилась к растущему списку стран, согласившихся отказаться от доллара в двусторонней торговле с Китаем. Китай, являясь второй крупнейшей экономикой мира после США, также имеет подобные соглашения с Японией (3 место), Бразилией (6 место), Индией (9 место) и Россией (10 место)».

Мало того, на днях страны БРИКС согласились создать свой банк развития, который будет соперничать с МВФ. Это говорит о том, что создаётся он для деятельности в условиях «последолларового» мира.

Марин Катуса из «Casey Research» напоминает, что основная часть стоимости доллара проистекает из связки с нефтяной отраслью: если долларово-нефтяная монополия прикажет долго жить, то же самое произойдёт и со стоимостью доллара. И есть один результат, который можно предсказать определённо: золото будет дорожать. Неопредёленность вокруг бумажных денег всегда служит хорошим предзнаменованием для золота.

Аналитик Юлия Пентковская, чью точку зрения приводит Айдар Ермеков («Экспресс К») считает, что разговоры о катастрофе, которая якобы разразится после обрушения доллара, безосновательны. Крах «американца» неизбежен: он — фальшивка. Ведь в США нет эквивалента, чем его измерять, замечает эксперт. Поэтому он не дороже конфетного фантика.

А теперь свежие «золотые» новости.

Как пишет ИА «Финмаркет», в прошлом году (только в прошлом году!) центральные банки разных стран скупили почти 15 миллионов тройских унций золота. На фоне других выделялись российский ЦБ и Народный банк Китая. Агентство «Bloomberg» даже назвало Россию «главным скупщиком золота десятилетия». Причина интереса к золоту у России и Китая общая, считают аналитики «Финмаркета»: падение или даже обвал доллара предрешены, а золото не позволит огромным резервам регуляторов обесцениться.

Можно сказать, что Россия превращала «чёрное золото» в обычное: ЦБ за 10 лет скупил 570 тонн золота. Если считать, что тройская унция стоит 165 $, то стоимость покупки составляет примерно 30 миллиардов $.

Джефф Кларк из «Casey Research» считает, что первый — всё же Народный банк Китая, который скупает ещё больше золота, но никому об этом не говорит.

Согласно официальной оценке, НБК владеет 1054 тоннами золота. По оценке «Bloomberg», ЦБ Китая купил 425 тонн золота за последние десять лет. В декабре импорт золота из Гонконга побил рекордные 109,8 т. Импорт за весь 2012 года также составил рекордные 572,5 т. Общий импорт с начала 2001 года достиг 1352 тонны. К тому же КНР является самым крупным в мире производителем золота. С 2001 года импорт плюс добыча составили 4793 тонны золота. По оценке экономиста и инвестора Джеймса Рикардса, Китай накопил 2-3 тысячи тонн золотых резервов. Если эта оценка верна, то с 2009 года страна удвоила свои резервы. И следующий катаклизм на рынке золота произойдёт, когда Китай объявит о своих реальных запасах. Это приведёт к неминуемому скачку цен на жёлтый металл.

Кстати, в абсолютных величинах лидером по покупке золота стала Турция — с 5,2 млн. тройских унций. Свои золотые резервы страна увеличила на 84,1%, до 11,56 млн. тройских унций. Российский ЦБ купил 2,4 млн. тройских унций, увеличив резервы на 8,5% (до 30,79 млн. тройских унций). Бразилия купила 1,08 млн. унций, удвоив свои резервы. Всего центробанки купили 15,2 млн. тройских унций золота, а если вычесть из этой суммы продажи, то чистая покупка составит 14,8 млн. унций. Эти данные основаны на официальных отчётах центробанков и правительств и не включают в себя Китай и несколько других стран, которые не предоставили соответствующей отчётности.

Чистый рост золотых резервов составил в 2012 году 17% — больше, чем предыдущий рекордный рост, зафиксированный в 2011 году. Центральные банки даже игнорируют ценовую динамику, скупая дорожающее золото.

Поэтому не так важно, кто в золотой гонке первый. Важна тенденция.

Аналитики «Финмаркета» ответили на вопрос, почему центробанки «отчаянно» скупают жёлтый металл. Российские чиновники прямо заявили, что золото обеспечит суверенитет страны, если что-то случится с долларом или евро. А товарищ Ху Цзиньтао, бывший глава Китая, говорил, что действующая в мире валютная система представляет собой «продукт прошлого». Что касается руководителей развивающихся стран, то они заявляют о несправедливости долларовой системы и валютных войнах.

Пока доля золота в резервах России составляет около 9,5%, а в резервах Китая — порядка 2%. Но центробанки РФ и КНР продолжают скупать золото. Согласно прогнозу, приведённому на «Финмаркете», в 2015 году золото подорожает до 7000 долларов за тройскую унцию.

Наконец, о том, что запланировали хитрые люди из БРИКС, посягнувшие на святая святых. Здесь самый свежий и самый впечатляющий пример — договорённость между Бразилией и Китаем.

Галина Акимова («Версии.ком»), ссылаясь на слова одного из популярных блоггеров, называет применение доллара в международных расчётах «вредной привычкой». На саммите стран БРИКС в ЮАР главной новостью оказался как раз переход на национальные валюты. Китай и Бразилия полностью перешли на конвертацию реала в юань.

Полторы недели назад Народный банк Китая и Центральный банк Бразилии заключили соглашение о валютных свопах объёмом 190 млрд. юаней/60 млрд. бразильских реалов (более 30 млрд. долл.). Отныне торговать между собой в указанных объёмах бизнесмены двух стран смогут без применения доллара и без пересчёта цен в американскую валюту.

Правда, пока новая расчётная система (срок соглашения составляет три года) работает в пробном режиме. Своп на 30 млрд. долл. — это, в сущности, немного. Ведь объём двусторонней торговли между Поднебесной и Бразилией в 2012 году превысил 75 млрд. $.

Впрочем, лиха беда начало. Аналитики не сомневаются, что после обкатки нового механизма Китай подпишет своп-соглашения и с другими странами БРИКС.

Всё это, однако, лишь наталкивает на правильную мысль продвижения Китаем в мире своего юаня. Не отторжения доллара, а появления такой новой ключевой валюты — юаня. Наряду с евро и долларом. Интересы БРИКС Китай вряд ли будет учитывать, а вот свои собственные — обязательно. Но то он и Китай.

Как пишет экономист Кимберли Амадео, ведущая колонку на About.com, к падению доллара могут привести два условия: во-первых, слабость этой валюты; во-вторых, должна появиться жизнеспособная альтернативная валюта. Кроме того, должно случиться что-то вроде инициирующего крах события.

Первое условие существует уже сейчас. Доллар потерял в «весе» 54,7% по отношению к евро в период 2002-2012 гг. Дело в том, что в течение этого времени долг США вырос почти в три раза, с 5,9 трлн. $ до 15 трлн. $. Правительство может и дальше обесценивать свой доллар — ради выгодного погашения долга.

Другой вопрос: а где же жизнеспособная альтернатива доллару? Сейчас доллар используется в 43% всех трансграничных сделок, пишет К. Амадео. В качестве резервов центральных банков доллар составляет 61%. Следующая наиболее популярная валюта в мире — евро (менее 30% резервов). Кризис еврозоны ослабил евро в качестве жизнеспособной альтернативы доллару.

Тут мы и приходим к Китаю. И что же? Да, Китай и некоторые другие страны имеют доводы в пользу новой мировой валюты. Но заменить в «массовом порядке» доллар будет очень сложно. Потребуется «глобальная» решимость, говорит аналитик, и всё это не произойдёт тотчас.

Далее о Китае. Он владеет более чем триллионом долларов в казначейских облигациях США. Зачем это ему нужно? Пекин привязывает свой юань к доллару, что позволяет ему удерживать цены на экспорт в США относительно низкими. Не отстаёт от него и Япония: она владеет более чем 800 млрд. долларов в казначейских облигациях и тоже поддерживает курс своей валюты, иены, низким, чтобы стимулировать экспорт в США. Эта страна пытается выйти из 15-летнего дефляционного цикла.

Однако, если даже Китай, Япония и другие крупные держатели долларовых бумаг и могут выкинуть запасы казначейских облигаций на вторичный рынок, что может вызвать панику, ведущую к краху доллара, они делать этого не станут. Почему?

Тут всё просто. Экономики Японии и Китая зависимы от американских потребителей. Они знают, напоминает Кимберли Амадео, что, если они продадут свои доллары, их продукция в США подорожает, и пострадает их же экономика. Сейчас они по-прежнему заинтересованы в том, чтобы удержать свои долларовые резервы. Да, Китай и Япония продают всё больше продукции в другие азиатские страны, которые постепенно становятся всё богаче, но, тем не менее, США по-прежнему являются наиболее привлекательным рынком в мире.

Таким образом, заключает экономист, весьма маловероятно, что доллар рухнет. Любая из стран, которая в состоянии спровоцировать этот крах (Китай, Япония и другие иностранные держатели долларов), вовсе не желают, чтобы это произошло. Это не в их интересах. Вместо краха доллар, вероятно, продолжит постепенно падать, поскольку такие страны, как Китай или Япония, находят и осваивают другие рынки.

Вот такой получился сюжет. Немного разобравшись в его хитросплетениях, осознаёшь, что никто не хочет «валить» доллар, и в США это отлично понимают. Вместе с тем все страхуются от возможного падения доллара, поскольку ФРС продолжает «количественное смягчение», похожее уже на безумное печатание денег, а долг США быстро растёт, приближаясь к 17 триллионам долларов. Страхуются все те, у кого в валютных резервах много долларов — тот же Китай, та же Россия. Как страхуются? Скупают золото. Оно по рыночным законам дорожает. Но центробанки всё равно его скупают, и оно ещё быстрее дорожает. Тем временем госдолг США растёт, а доллар заметно обесценивается, что отчасти решает долговую проблему американского правительства. Нет худа без добра, что называется.

Какой можно дать прогноз? В ближайшие годы доллар уцелеет, но Китай будет делать всё возможное, чтобы юань начал играть роль новой ключевой валюты. Однако стремиться полностью вытеснить доллар Китай — боже упаси — не будет. В Пекине не дураки живут. Во-первых, подобное вытеснение чревато крахом китайской экономики, во многом завязанной на США; во-вторых, Китаю выгодно постепенно ослаблять юань, чтобы побольше выручать от торговли с теми же Соединёнными Штатами: получать больше юаней за вырученные доллары. Выход же юаня в крупные ключевые валюты приведёт как раз к обратному — усилению национальной денежной единицы Китая. Когда-нибудь, конечно, китайцам это понадобится. Когда-нибудь — но не сегодня. Сегодня они только подготавливают почву для этого.

Обозревал и переводил Олег Чувакин

ИСТОЧНИК: topwar.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>