«Еврокоммуналка» для Молдавии и тени трансильванской проблемы /Петр Искендеров/

Румыния есГлава фракции в Европарламенте австриец Ханнес Свобода предостерег президента Румынии Траяна Бэсеску от «унионистской» риторики в отношении Молдавии. В Кишиневе же все сильнее недовольны Евросоюзом

Под аккомпанемент уличных боев в Киеве стремительно нарастает напряженность по соседству с Украиной – в Молдавии. В конце текущего месяца после перерыва должны возобновиться переговоры по проблеме приднестровского урегулирования – и участники процесса спешат укрепить свои позиции. В Европарламенте недовольны президентом Румынии Траяном Бэсеску, в Молдавии разочарованы в Европейском союзе, а Приднестровье все активнее высказывается за интеграцию с Россией.

Поводом для новой эскалации напряженности – к счастью, пока словесной – послужило беспрецедентно жесткое заявление лидера группы социалистов и демократов в Европарламенте Ханнеса Свободы. Этот австрийский евродепутат в последние недели вообще развил нешуточную активность – явно с прицелом на предстоящие в мае выборы в Европарламент. Чего стоит хотя бы его сенсационное предложение присудить в текущем году Нобелевскую премию мира премьерам Сербии и Косовского края Ивице Дачичу и Хашиму Тачи, а также внешнеполитическому эмиссару ЕС баронессе Кэтрин Эштон. Одни увидели в этом предложении здравый сигнал в поддержку трудного переговорного процесса по Косово, другие – дежа вю «нобелевки» за Кэмп-Дэвидское соглашение Египта и Израиля, третьи – попытку Евросоюза позиционировать себя как удачливого миротворца.

Однако заявление Ханнеса Свободы в адрес Траяна Бэсеску – отнюдь не дань политическому политесу, а жесткий сигнал фактически от имени целой еврофракции. «Весьма странно, что в то время, когда Молдавия находится в трудной ситуации, президент Румынии хочет, в той или иной форме, поглотить Молдавию» — так он прокомментировал недавние заявления румынского лидера о том, что присоединение Молдавии является для Бухареста «национальным проектом».

«Есть такая немецкая пословица: «Слова — серебро, молчание – золото» — продолжил Свобода. — Многие люди предпочитают золото, а господин Бэсеску предпочитает серебро. Думаю, что молдаване тоже предпочли бы золото со стороны Траяна Бэсеску».

При этом сам евродепутат не удержался от весьма сомнительных утверждений. К примеру, он упомянул о «давлении», якобы оказываемом на Молдавию Россией, и даже об исходящей из российской столицы «угрозе». Такими терминами он обозначил взаимодействие Москвы с Приднестровьем, подавляющее большинство населения которого имеют российские паспорта. При этом официальной позицией России остается признание суверенитета и территориальной целостности Молдавии в ее нынешних границах.

Тем не менее, основной пафос заявления Ханнеса Свободы адресовался все-таки не Москве, а Бухаресту, и он может рассматриваться как стремление влиятельного крыла в Евросоюзе укрепить свои позиции в Молдавии даже в ущерб отношениям с членом ЕС Румынией. Подобное стремление хорошо укладывается в русло попыток любой ценой спасти программу ЕС «Восточное партнерство» после ее провала на украинском направлении. Ведь на саммите программы в Вильнюсе в ноябре 2013 года Молдавия в отличие от Украины парафировала Соглашение об ассоциации с ЕС.

Примечательно, что сами украинские эксперты подчеркивают умение западных политиков и средств массовой информации так обращаться с фактами и комментариями, чтобы максимально эффективно использовать их в политической борьбе как против действующих властей на Украине и в других восточноевропейских странах, так и против России.

«Все это делается тонко, — отметил директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Приведу пример. Приводится факт, который, скажем, устарел на две недели. Но, тем не менее, он приводится как сегодняшний. Это довольно тонкая работа, которой нам еще учиться и учиться. Аналогичным образом комментарии тоже могут идти в соответствующем пересказе — как тот или иной свершившийся факт».

Тем временем, похоже, что и сами молдавские власти решили слегка дистанцироваться и от Бухареста, и от Брюсселя. В Кишиневе все слышней голоса недовольства политикой Евросоюза на восточном направлении. На следующий день после критики Траяна Бэсеску из уст европарламентария, премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ дал знаковое интервью местным средствам массовой информации, в котором раскритиковал политику Евросоюза в отношении его собственной страны.

Глава правительства подчеркнул, что Молдавия не рассматривается Брюсселем как кандидат на вступление в Евросоюз, хотя заслуживает этого больше некоторых балканских стран – и тем более Косово, независимость которого не признана рядом стран-членов ЕС. «К нам еще нет такого отношения, как к странам «Салоникского процесса» — заявил Лянкэ, имея в виду программу интеграции в ЕС балканских стран. — Посмотрите, Косово еще не признано всеми европейскими странами, но из-за своего географического положения автоматически получило этот статус, что, на мой взгляд, абсолютно некорректно».

«Решение о присоединении к ЕС должно основываться не на географических обстоятельствах, а на том, насколько страна соответствует европейским стандартам. Во многих областях Молдавия здесь продвинулась дальше некоторых стран Западных Балкан», — убежден молдавский премьер.

Конечно, в спорах о том, кто более достоин вступить в ЕС – Молдавия или, к примеру, Албания – трудно найти однозначное решение. Однако глава молдавского кабинета прав в одном: в подобных вопросах намешано слишком много геополитики, которая объективно затрудняет нахождение объективных и долгосрочных решений.

Главный вопрос – в каком виде Молдавия может быть принята в ЕС? Вариантов, по меньшей мере, три: либо в своих нынешних границах, либо без Приднестровья и Гагаузии, высказавшихся за евразийскую интеграцию с Россией, либо – мечта Бэсеску – в составе Румынии. В последнем случае опять-таки непонятно, как быть с «мятежными» областями.

Для вышеупомянутого Ханнеса Свободы наиболее оптимальным видится как раз первое решение, на основе территориальной целостности Молдавии в ее существующих границах. Однако и здесь есть свои подводные камни. Источники в Брюсселе и Вене весьма прозрачно намекают на то, что мы присутствуем при постепенной активизации австрийской дипломатии в направлении всей Юго-Восточной Европы, базирующейся как на исторических связях Вены с регионом, так и на прочных позициях Австрии в еврозоне.

Первым этапом данного процесса стала активная закулисная дипломатия Австрии в процессе переговоров Белграда и Приштины – когда именно Вена фактически заблокировала еврозаявку Сербии до тех пор, пока правительство этой страны не согласилось взаимодействовать с лидерами косовских албанцев. И вот теперь австрийская сторона делает свой ход на другом участке геополитической доски.

В свете данной версии становится понятным и стремление представляющего Австрию главы европарламентской фракции «вступиться» за Молдавию против Румынии. Ведь нынешние коллизии по линии Бухарест-Кишинев могут оказаться мелкими спорами на фоне возможного обострения трансильванской проблемы и углубления межгосударственного конфликта в треугольнике Венгрия-Румыния-Словакия, тесно связанного с историей Австро-Венгрии.

Понятно, что объединение Румынии с Молдавией автоматически поставит вопрос о введении в действие региональной системы сдержек и противовесов, призванных в том числе не допустить одностороннего увеличения мощи одного из государств без получения соответствующих компенсаций соседями.

А отсюда уже останется один шаг до «горячего» регионального конфликта под националистическими лозунгами. Не следует забывать, что национализм традиционно «подпитывается» социально-экономическими проблемами, как это и происходит в сегодняшнем Евросоюзе, отметил в беседе с «Голосом России» руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев:

«Как это всегда бывает, в подобных условиях во всех странах обостряются межнациональные отношения. Национальный вопрос начинает использоваться в различного рода политических целях. Как правило, все это разжигается националистическими партиями, которые пытаются укрепить свои политические позиции на волне все того же национализма. Совершенно очевидно, что и в Румынии, и в Венгрии в настоящее время происходит рост национализма. Этот процесс трудно остановить и даже трудно представить, к чему это может привести».

Показательная деталь. Согласно обнародованным национальным информагентством AGERPRES результатам проведенного в Румынии в апреле 2013 года социологического опроса, главными врагами своей страны румыны считают Россию, Украину и Венгрию. В Бухаресте все чаще говорят о «возвращении» не только Молдавии, но и входящей ныне в состав Украины Буковины.

Впрочем, не менее часто в Будапеште звучат голоса о «воссоединении» с Трансильванией или с районом города Комарно в Словакии. И если Евросоюз пока худо-бедно выдерживает финансовые потрясения, то подобного этно-государственного переформатирования он может уже не пережить. «Единая Европа», расселившаяся по национальным квартирам, живущим в атмосфере коммунальных дрязг, – не эта ли картина проступает сквозь киевские кадры?

Петр Искендеров

ИСТОЧНИК:  rus.ruvr.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>