Европолигон Молдавия. Что Запад даст за покорность и что отнимет

Молдова3Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства», замышлявшийся как новый революционный проект геополитического переустройства Евразии, закончился одним из самых существенных провалов в истории подобных проектов. Блицкриг в битве за самый лакомый кусок постсоветского пространства, Украину, евроатлантическому блоку не удался. Однако, не сумев с первой попытки выиграть битву за колыбель русской истории, Запад решил отыграться на Молдавии, прозападное руководство которой парафировало Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и готовится к его подписанию.

Болевая точка на карте Евразии

В России, и не только в ней, принято с иронией относиться к Молдавии. Наша республика действительно невелика, но это болевая точка евразийского организма. «…Молдавия — это действительно ценная территория, — считает известный американский аналитик, создатель геополитического сайта Stratfor Джордж Фридман. — Это регион, который, находясь в руках НАТО или любой другой западной державы, может обеспечить средство для противостояния мощи России, и, возможно, усилить желание Украины сопротивляться России».

В отличие от республик Прибалтики, которые однозначно ориентируются на Запад, в Молдавии, даже без учёта Приднестровья, население в значительно большей степени склоняется в сторону России. С 1994 по 2009 годы политический ландшафт Молдовы напоминал качели: западный и восточный векторы развития поочерёдно сменяли друг друга. Но в ходе событий апреля 2009 года (подобие украинской оранжевой революции) на смену многовекторной Партии коммунистов пришёл откровенно прозападный Альянс за европейскую интеграцию. Запад решил не повторять украинских ошибок и всеми силами удерживал у власти правящую коалицию вплоть до судьбоносного саммита «Восточного партнёрства».

О том, насколько важна Молдавия для Евроатлантики, свидетельствуют слова старшего научного сотрудника по вопросам Европы и Евразии Американского совета по внешней политике Е. Уэйна Мерри: «Для Брюсселя подписание Соглашения об ассоциации с Молдавией станет серьёзным вызовом. Его успешная реализация будет самым лучшим стимулом для соседней Украины вернуться на европейский путь».

Евроатлантический форпост на Днестре

В самой Молдавии парафирование Вильнюсских соглашений изначально рассматривалось как шаг в сторону от России. «Идёт сражение двух больших геополитических проектов — Евросоюза и Евразийского союза, находящегося на пути становления, и в этой войне уже есть жертвы. Украина — жертва в этой войне. Война не окончена, но в случае Молдавии бой выигран», — сказал политический аналитик Анатолий Цэрану, бывший посол Республики Молдова в Российской Федерации, ныне придерживающийся радикально прорумынских взглядов. Отметим, что в отличие от Украины, к которой ЕС выдвинул целый пакет требований, от Молдавии ждали только внутриполитической стабильности и предсказуемости.

Доказательством того, что Запад вознамерился превратить правый берег Днестра в евроатлантический форпост, служит последовательность событий в течение последних недель:

— 28 ноября президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что следующим национальным проектом станет объединение Молдавии с Румынией — страной, которая уже входит в ЕС и НАТО;

— 5 декабря в Кишинёв с целью «поддержать евроинтеграционные усилия Молдавии» прибыл госсекретарь США Джон Керри;

— президент Молдавии Николай Тимофти в ходе встречи с Керри попросил помощи от «российской угрозы»;

— Конституционный суд Республики Молдова, пять из шести судей которого обладают гражданством Румынии, определил, что Декларация о независимости Молдовы, принятая в 1991 году и пропитанная радикальным антироссийским духом, обладает приоритетом над Конституцией. Так, в этой Декларации присоединение Бессарабии к России 1812 года по итогам русско-турецкой войны квалифицируется как «противоречащее историческому и национальному праву и юридическому статусу Молдавского княжества», «издревле заселённое молдаванами Заднестровье» определено «как историческая и этническая территория нашего народа», а в качестве государственного языка определён румынский язык;

— и, наконец, 6 декабря мэр Кишинёва Дорин Киртоакэ, представляющий крайне правую Либеральную партию, подписал распоряжение о том, что 9 мая каждый год на центральной площади Кишинёва — площади Великого национального собрания — вместо парада Победы будет отмечаться День Европы.

Таким образом, Запад посредством абсолютно лояльного ему руководства республики превращает Молдавию в полигон по расширению своего жизненного пространства. Тем более что по меньшей мере две из трёх политических сил, представленных в нынешней правящей коалиции, в той или иной форме выступают за румынизацию.

Молдавия на грани распада

При этом западные политики даже не отдают себе отчёт, что Молдавия как единое государство может не пережить этих процессов. Последние действия молдавских властей ставят жирный крест на приднестровском урегулировании. Президент Приднестровья Евгений Шевчук подал в Верховный Совет проект закона о приоритетном применении на территории этой самоопределившейся республики законов Российской Федерации, сославшись на итоги референдума 17 сентября 2006 года, в ходе которого 97% приднестровцев высказались за присоединение к России.

Однако процесс распада единой Молдавии, начавшийся 2 сентября 1990 года созданием Приднестровской Молдавской Республики, может охватить новые регионы. Дело в том, что ещё раньше, чем Приднестровье, 19 августа 1990 года, на юге Молдавии была провозглашена Гагаузская Республика.

Благодаря своевременному вмешательству частей советской армии и приднестровских добровольцев, в Гагаузии удалось избежать кровопролития. А после принятия новой конституции, провозглашавшей государственным молдавский язык, между Кишинёвом и Комратом был подписан договор о возвращении Гагаузии в правовое поле Республики Молдова на правах автономии.

С тех пор Гагаузия, а также ряд других регионов севера и юга Молдавии, остаются пророссийским поясом республики. Однако последнее решение Конституционного суда разрушает консенсус 1994 года, грозя вернуть политическую ситуацию в состояние 1990–1991 гг.

2 февраля 2014 года в Гагаузии пройдёт консультативный референдум на тему о геополитическом векторе региона. Жителям автономии будет задан вопрос: какое интеграционное образование они предпочитают — Евросоюз или Таможенный союз?

Судя по всем ранее проведённым социологическим опросам, результат референдума легко предсказать. Любые попытки центральных властей помешать проведению референдума ещё сильнее ужесточат настроения в регионе и станут решающим аргументом для возвращения Гагаузии на путь борьбы за государственную независимость.

Можно согласиться с комментарием молдавского политического аналитика Руслана Шевченко: принятое постановление обострит ситуацию и даст сильнейший козырь оппозиции правящей коалиции, возглавляемой ПКРМ. По его мнению, «в преддверии парламентских выборов, которые пройдут осенью 2014 года, это решение может стать просто убойным аргументом в руках оппозиции, которая и так постоянно говорит о том, что у власти в Молдавии сидит кучка изменников и предателей».

Как Партия коммунистов, так и другие левые силы не смирятся с запретом проведения мероприятий в честь Дня Победы на центральной площади Кишинёва. Мэр молдавской столицы Дорин Киртоакэ, избранный благодаря голосам столичных пригородов, крайне непопулярен в городских районах Кишинёва. Он представляет крайне радикальную Либеральную партию, которая сегодня пребывает в правой оппозиции действующей власти. Тем не менее, партии правящей коалиции вряд ли решатся пойти против Киртоакэ в этом вопросе, так как рискуют лишиться значительной части своего электората.

Переход под внешнее управление

Внутриполитическая ситуация будет усугубляться по мере перевода 972 страниц парафированного Договора об ассоциации Молдавии с ЕС. В частности, Соглашение обязывает Молдавию отказаться от части суверенитета в пользу наднациональных органов — Совета и Комитета ассоциации (Статья 433 и далее, страница документа 209). Это значит, что решения этих структур обретут в Молдавии силу закона. Де-факто к этим органам переходит часть конституционных полномочий нынешнего парламента Молдавии в областях пошлин, импортных квот, транспорта и связи, налогообложения, предпринимательства, социальной политики, здравоохранения и образования.

На 64 (!) страницах текста Соглашения (стр. 223–287) — перечень всевозможных директив, регламентов и прочих актов ЕС, которые Молдавия обязуется выполнять. Сроки внедрения данных директив составляют 5–7 лет. При этом само собой разумеется, что переход Молдавии на технические регламенты ЕС и отказ от техрегламентов Таможенного союза означает выпадение молдавских экспортёров из кооперационных связей на евразийском пространстве и фактически выход Молдавии из Зоны свободной торговли республик СНГ.

 

…Таким образом, на протяжении всего 2014 года Молдавия превратится в постоянную зону внутренней и внешней нестабильности. Уже ясно, что ключевыми точками кипения станут 2 февраля (референдум в Гагаузии), 9 мая (борьба за празднование Дня Победы в Кишинёве) и 24 августа (70-летие Ясско-Кишинёвской операции). Прибавим к этому постоянную эскалацию напряжённости в наиболее конфликтных районах приднестровского противостояния (бендерский микрорайон Северный и село Варница), а также ряд сёл Дубоссарского района.

Упомянутый Джордж Фридман отмечал, что в Молдавии есть государство, но нет политической нации. По всей видимости, молдавской нации так и не суждено будет сложиться. По крайней мере те, кто толкает Молдавию в направлении евроассоциации, делают для этого всё возможное.

Владимир Букарский

ИСТОЧНИК:  odnako.org

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>