Гагаузия может пойти «путем Приднестровья»

ГагаузияМолдавии угрожает перспектива лишиться части своей территории. Руководство Гагаузской автономии резко выступает против намерений Кишинева присоединиться к ЕС в качестве ассоциированного члена. Не исключено, что Гагаузия, учитывая мнение большинства своих граждан, выберет для себя «приднестровский путь» – борьбу за полную независимость от Молдавии.

Предстоящий 28 ноября в Вильнюсе саммит «Восточное партнерство» вызывает оживленный интерес в политических и экспертных кругах не только резонансным решением Украины подписать в этот день соглашение об ассоциированном членстве в ЕС. Грузия и Молдавия 28 ноября планируют парафировать, то есть подписать предварительный вариант аналогичного документа. Чтобы Кишинев не тянул с решением или не свернул с указанного ему пути, в Брюсселе заявили об упрощении визового режима между Молдавией и ЕС. Глава российского МИД Сергей Лавров считает, что Евросоюз оказывает беспрецедентное давление на страны в рамках «Восточного партнерства», ставя их перед выбором между евразийской и европейской интеграцией. Впрочем, надежда оказаться в «дружной европейской семье» для Молдавии может обернуться серьезными неприятностями. И речь в первую очередь о том, что она рискует потерять Гагаузскую автономию как часть единого государства.

Предпосылок для этого более чем достаточно. Стоит напомнить, что Независимая Гагаузская Республика была провозглашена в августе 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР. А вот Республика Молдова объявила о своей независимости лишь год спустя. В большой степени это, так же как и стремление тогдашних и нынешних молдавских властей объединиться с Румынией, предопределило непреодолимые сложности в отношениях с Гагаузией. Кстати, именно «прорумынская» позиция Кишинева уже стала причиной кровопролитной войны и отделения Приднестровья. Повторится ли эта история?

В контексте сближения Кишинева с Брюсселем парламент Гагаузии объявил о проведении референдума среди жителей региона о внешнеполитическом курсе государства, отметил замдиректора Института стран СНГ Игорь Шишкин.

«Соглашение, которое существует между Гагаузией и Кишиневом, предусматривает такую возможность. Таким образом, автономия имеет право влиять на внешнеполитическую линию Молдавии. Курс на ассоциацию с ЕС не был согласован с народом Гагаузии. По всем социологическим опросам, 70 процентов ее населения выступает за интеграцию с Россией и Таможенным союзом».

Прецедент силового противостояния Кишинева с Гагаузией уже был в 1990 году. Тогда после объявления Гагаузской Республикой выборов в Верховный совет как ответ на румынизацию «поход» на автономию возглавил молдавский премьер Мирча Друк. Не обошлось без человеческих жертв. Эскалации конфликта помешали советские войска. Теперь такой сдерживающей силы нет. А проблем не меньше. К примеру, положения молдавского закона об автономном статусе Гагаузии, касающиеся ее прав и полномочий, постоянно нарушаются молдавскими властями. Кишинев периодически подвергает жесткой критике закон о праве Гагаузии на самоопределение в случае утраты Молдавией независимости, а также право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов автономии.

При условии продолжения курса молдавских властей сепаратистские настроения в Гагаузии будут только усиливаться, уверен руководитель Центра стратегического анализа и прогноза Молдавии Сергей Назария.

«В особенности гагаузов беспокоит усиленная румынизация Молдавии и попытка отрыва ее от России. Дело тут не только в Гагаузии, а в том, что нынешний курс объективно ведет к развалу Молдавии. Тут, как в ситуации с плохим шахматистом, который во время игры совершает одну ошибку за другой. В итоге это приводит к проигрышу в партии. Но в политике это ведет к ликвидации того дела, которому ты служишь. В данном случае речь идет о молдавской государственности».

Крайне важно, что курс в ЕС, а, точнее, на слияние с Румынией, вызывает сопротивление далеко не только гагаузов, но и большинства населения Молдавии. Что же касается, собственно, гагаузов, то ни молдавские политики, ни европейские эмиссары так и не дали никаких гарантий, что европейский курс Кишинева гарантирует дальнейшее существование их автономии. Неслучайно Румыния до сих пор не подписала с Молдавией соглашения о государственной границе. Видимо, горячие головы в этой стране по-прежнему надеются присоединить к себе соседнее государство.

Согласно официальной позиции Румынии, Молдавия является «вторым румынским государством», молдаване – «румынами», а их язык – «румынским». Кстати, фактор языка во всей этой непростой истории – далеко не последний. Для большинства гагаузов русский язык является родным. А вот молдавские власти ввели в школы такие предметы, как «румынский язык», «румынская литература» и «история румын». Впрочем, эта лишь капля в море противоречий, к которым молдавские власти относятся более чем легкомысленно.

Илья Харламов

ИСТОЧНИК:   rus.ruvr.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>