Китайская весна? /АНАЛИТИКА/

США-КитайРазворачивая на Украине сценарий «Арабской весны», США ставили целью, помимо прочего, вбить клин во взаимоотношения России и ЕС, и необходимо признать, что это им удаётся. Ни для кого не секрет, что мощь России держится на экспорте углеводородов. Основным потребителем российского газа и нефти является Европа, поэтому урон, который понесет РФ от разрыва связей с европейцами, сложно переоценить. Логическим результатом текущего кризиса на западном направлении, стало выстраивание более тесных отношений с Китаем. Считается, что России потребуется около 3 — 4 лет на переориентацию нефтегазовых потоков на восток, и есть основания полагать, что американцы приложат все усилия для недопущения налаживания кооперации между Москвой и Пекином. Очень высока вероятность, что в ближайшее время Запад попробует раскачать ситуацию в самом Китае, ослабив тем самым сразу двух геополитических соперников.

Не стоит полагать, что слишком тесные экономические взаимосвязи США и КНР, характеризующиеся термином «Чимерика», не позволят американцам навести смуту в Поднебесной. Разрыв отношений России и ЕС также дорого обходится европейцам, о чем местные предприниматели периодически напоминают еврочиновникам, но это не сдерживает последних от введения всё новых санкций. Разумеется, это делается под сильным давлением со стороны Вашингтона, который давно пытается навязать Европе проект трансатлантической зоны свободной торговли, что явно не согласуется с интересами, как России, так и Китая.

Необходимо отметить, что речь не идет о развязывании прямой конфронтации или холодной войны между США и КНР. Но попортить жизнь китайцам Запад определенно постарается, при этом формально дистанцировавшись от данного процесса, дабы избежать обвинений во вмешательстве во внутренние дела другого государства и, как следствие, ответных мер со стороны Пекина. Основная цель – занять Китай внутренними проблемами, чтобы ему было не до внешних амбиций. К тому же, дестабилизация в регионе заставит капиталы уходить из азиатских рынков в поисках более тихих и защищенных финансовых гаваней, которые намерены предоставить Штаты.

Запад уже начал принимать превентивные меры, чтобы обезопасить себя от негативных последствий ухудшения ситуации в КНР. В последнее время идёт процесс вывода иностранных компаний из Китая. Некогда перенос производственных мощностей в Поднебесную позволил США и странам Западной Европы преодолеть последствия экономического кризиса 70-х годов. Сегодня европейские и американские корпорации возвращают заводы на родину или переносят своё производство в страны с более дешевой рабочей силой, такие как Вьетнам, Пакистан, Индонезия, Индия или Бангладеш. Очевидно, что на то есть и объективные причины – производить товар в Ките становится менее выгодно. Но всё это во многом развязывает руки западным, в первую очередь американским, политикам. Уход иностранных компаний повлечет дальнейший спад экономики Китая, что, помимо прочего, осложнит ситуацию с обеспечением рабочих мест и, как следствие, усилит социальные напряжения.

Именно проблемы социального характера, которых в Поднебесной накопилось более чем достаточно, могут быть использованы внешними силами для дестабилизации ситуации. Факторы в целом те же, что и в арабских странах, и на Украине, – разрыв между богатыми и бедными, коррупция, отсутствие демократии американского образца. В этот список стоит добавить ещё экологию, состояние которой в КНР без сомнения весьма плачевно, что уже сегодня становится причиной массовых демонстраций, заканчивающихся погромами и стычками с полицией.

Неравномерность экономического развития прибрежных и континентальных районов Китая сильно сказывается на расслоении в уровне доходов населения в зависимости от региона, что ведёт к обострению противоречий внутри китайского общества. Стоит помнить, что подобная ситуация стала одной из ключевых внутренних проблем крушения Югославии.

Не способствуют социальной стабильности и участившиеся теракты, которые в большинстве случаев принято приписывать уйгурским сепаратистам. Но когда инциденты происходят в далёких от СУАР южных провинциях, а исполнителями являются этнические ханьцы, официальные заявления не редко вызывают сомнения.

Проблема сепаратизма не нова для Китая. Маловероятно, что Запад не использует межнациональные конфликты внутри КНР в своих интересах. Проект «Арабской весны», по замыслу его американских идеологов (стоит отметить, что далеко не все в западном руководстве разделяли эту идею), должен был поднять волну управляемого хаоса, которая захлестнув Кавказ и Среднюю Азию, наносила удар не только по исламским регионам России, но и выходила на китайский Синьцзян. Камнем преткновения в этом плане стала Сирия, по которой Москва и Пекин заняли категоричную позицию, хорошо понимая, чем это грозит им обоим. Компенсируя проигрыш на сирийском фронте, американцам пришлось раньше времени запускать сходный сценарий на Украине, который был запланирован на 2015-2016 год. Но отошедшая на второй план, гражданская война в Сирии по-прежнему далека от завершения. К этому стоит добавить волнения в соседней Турции. В целом, независимо от того как будут развиваться события на Ближнем Востоке, следующим шагом стоит ожидать обострения обстановки в странах Средней Азии (особенно после вывода американских войск из Афганистана), что, в свою очередь, скажется на чувствительном для Китая Синьцзяне.

Ещё одним неблагонадежным регионом традиционно считается Тибет, который не без поддержки Запада борется за свои права. Именно Тибет был использован, чтобы насолить китайскому руководству в преддверии Олимпиады 2008 года в Пекине. Собственно эти и другие события хорошо показывают, что Запад имеет возможность посредством тибетских лидеров и организаций, разбросанных по всему миру, влиять на население Тибета. На сегодня формами протеста, к которым прибегают тибетцы, являются демонстрации и акты самосожжение, но потенциально они вполне могут перерасти в полномасштабный мятеж, как это было в 1959 году. К слову, Арабская весна также началась с самосожжения в Тунисе.

Менее известной, с точки зрения сепаратистских настроев, является территория Внутренней Монголии. Коренное население этих земель не сильно жалует ханьцев, но проблема в том, что из-за проводимой руководством КНР политики по заселению данного региона китайцами, самих монголов осталось не более 20 %. Несмотря на это, во времена последней смуты в Поднебесной предпринимались попытки создания независимого (или полунезависимого) государства во Внутренней Монголии. К тому же в качестве ориентира может быть использован призыв на воссоединение с Монголией Внешней, которая независимость уже имеет. Сейчас за право монголов КНР на самоопределение борется Народная партия Внутренней Монголии, штаб-квартира которой находится в городе Принстон, штат Нью-Джерси, США, где и была основана эта организация в 1997 году.

В последнее время на Тайване участились призывы провозгласить независимость острова от материкового Китая. Разумеется, КНР и Китайская Республика по факту существуют как отдельные суверенные государства, но пока и Пекин и Тайбэй, каждый по своему, но продолжают заявлять о единстве Поднебесной. Официальное провозглашение независимости Тайваня сильно ударит по имиджу коммунистического Китая и вполне возможно вынудит его на решительные действия, невзирая на их цену. На Востоке опасно «терять лицо», вместе с ним можно потерять и власть.

После того как Крым воссоединился с Россией, отечественная пятая колонна и некоторые западные эксперты стали активно популяризировать идею, что крымский прецедент может быть использован Китаем для отделения Дальнего Востока от России. Основной целью такой компании – повлиять на общественное мнение, как в России, так и в Китае и тем самым создать дополнительные проблемы на пути сближения Москвы и Пекина. В действительности, Крым является далеко не первым случаем, и правовые основы были заложены ещё в Косово, Коморских островов и др. В целом это западная практика по продвижению своих интересов, и очень сомнительно, что Китай пожелает прибегнуть к подобной тактике. Но нет никаких гарантий, что такой сценарий не будет реализован по отношению к самой Поднебесной. Пекину уже недвусмысленно намекнули на это, когда во время последнего визита Си Цзиньпина в Европу, ему была вручена карта Китая 1735 года отпечатанная в Германии. Как оказалось, на карте отсутствуют многие территории, которые официально считаются исконными и неотъемлемыми частями Поднебесной: Тибет, Синьцзян, Манчжурия, Внутренняя Монголия. Сложно представить, что европейские высшие чины и их консультанты не знали, насколько китайцы чувствительно относятся к древней картографии. Скорее это было сделано сознательно в попытке надавить на китайское руководство, напомнив ему о собственных внутренних проблемах. Вместе с тем, в китайском сегменте Интернета получила распространение совсем другая карта, изданная в Лондоне в 1844 году, на которой в состав китайского государства входили земли, часть из которых ныне относится к России. Это закономерно вызвало антироссийскую волну в китайской блогосфере, на чём сразу заострили внимание российские оппозиционеры, а также ряд зарубежных СМИ.

Необходимо чётко понимать, что альянс Москвы и Пекина, в любом его виде, серьёзно усложняет задачу Запада, в особенности США, по сохранению своего доминирующего положения в мире. Поэтому дестабилизация обстановки как вокруг России и Китая, так и внутри них является весьма желательным и гораздо менее затратным способом сдерживать своих геополитических соперников, нежели прямая конфронтация или военный конфликт.

Роман Погорелов,

журналист, востоковед, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

ИСТОЧНИК:  ru.journal-neo.org