Кому выгоден энергосоюз Европы, кроме Брюсселя?

313110Евросоюз представил концепцию энергетического союза, который позволит Европе избавиться от зависимости от «Газпрома» за счет поставок с Ближнего Востока. Как известно, Брюссель давно шел к независимости от России, и сейчас он находится на шаг от победы, вопрос лишь в том, готовы ли члены ЕС отказаться от собственной энергетической политики.

Реальной альтернативы российскому газу нет

Еврокомиссия обещала принять концепцию энергетического союза Европы еще к январю, однако только на этой неделе концепция ЭС была представлена в Брюсселе еврокомиссаром по энергетике Марошем Шефчовичем. Главная задача энергетического союза — вырабатывать единую политику в отношении импорта энергоресурсов в Евросоюз и постепенно сократить закупки у «Газпрома» за счет увеличения поставок газа из Норвегии, Алжира, Азербайджана, Туркмении, в перспективе — из Ирака и Ирана. Кроме того, предполагается наращивать поставки сжиженного газа по морю из США.

При этом, если сейчас члены Евросоюза имеют право самостоятельно заключать контракты с поставщиками, в том числе с «газовым гигантом», то энергосоюз предполагает, что окончательное решение будут принимать Брюссель и еврокомиссары. Делается это, как поясняют активные лоббисты энергетического союза, для создания единого рынка энергоресурсов и снижения цен. Но смогут ли европейцы разорвать пуповину отношений с Россией, Pravda.Ru узнала у экспертов.

«В краткосрочной перспективе — нет. Это абсолютно однозначно. В долгосрочной перспективе — в том случае, если будут всерьез отлажены коммуникации, в том числе трубопроводные. Но даже если удачно будет реализована система «Набукко», для того, чтобы каким-то образом подменить Россию, понадобится как минимум четыре-пять «Набукко». И этот вопрос может быть решен успешно только с помощью очень серьезных капиталовложений, на которые Европа сегодня абсолютно не готова, и достаточно долгое время рассчитывать на поставки энергоносителей в качестве сжиженного газа, в том числе из Соединенных Штатов Америки, на которые уповают сейчас некие горячие головы, тоже не приходится», — поделился мнением представитель РГУ нефти и газа им. Губкина Всеволод Кершенбаум.

Единственный поставщик, на которого всерьез может рассчитывать Евросоюз, по мнению эксперта, — это Алжир. Однако в Алжире есть внутренние проблемы, которые могут помешать алжирцам занять место России на европейском рынке в ближайшие три-четыре года. Сейчас в стране идут протесты против политики алжирского руководства, направленной на развитие сланцевых разработок. Так, в районе газовых месторождений Ин Салах в алжирской Сахаре местные органы власти и государственная компания Sonatrach собрались было добывать сланцевый газ. Проект предполагал бурение 200 скважин и вложение 70 миллиардов долларов инвестиций в течение 20 лет, однако население выступило против сланцевых разработок, опасаясь экологической катастрофы. Кто выйдет победителем в данном противостоянии, время покажет.

«Когда мы говорим об Азербайджане, об Азии, о Ближнем Востоке, то понятно, что эти потоки идут с разных сторон. Но в любом случае — это вопрос не одного, не двух и не трех лет, поэтому переговоры могут быть, они и раньше шли по поводу доставки газа со среднеазиатского региона через Каспийский бассейн», — прокомментировал Pravda.Ru создание энергетического союза Европы первый заместитель председателя комитета ГД по энергетике Юрий Липатов.

Впрочем, времени для диверсификации поставок энергоресурсов у Еврокомиссии достаточно. Очевидно, что Россия никак не может прервать процесс подготовки к созданию единого энергетического рынка Европы. Именно поэтому контракты, которые заключаются сегодня между Россией и Китаем, играют настолько существенную роль. Это страховка для «Газпрома», который в ближайшем будущем вынужден будет делить европейский рынок с другими странами, о которых шла речь в Брюсселе на этой неделе.
Энергосоюз, который невыгоден никому

Другой вопрос — готовы ли перейти на единую энергетическую политику страны Евросоюза, которые закупали российский газ на выгодных для себя условиях и имели возможность договориться о скидках, делая встречные предложения? Вопрос ставится все острее, уже сейчас члены Евросоюза расходятся во мнениях касательно энергетических отношений с РФ. В этой связи показательным был и проект «Южный поток», который весь прошлый год подвергался нападкам со стороны Брюсселя, тогда как большинство стран, по территории которых тянулись или должны были тянуться трубы, выступали категорически «за» проект. И эта нервотрепка длилась бы до сих пор, если бы Россия на уровне президента Владимира Путина не свернула работы по проекту «Южный поток». Сегодня, когда обсуждается создание «Турецкого потока», мы снова можем наблюдать, как страны ЕС предлагают «Газпрому» сотрудничество в обмен на выгодную цену газа. Здесь далеко ходить не надо — буквально пару недель назад Владимир Путин был с визитом в Будапеште, где договорился с венгерским премьером Виктором Орбаном о продлении «Турецкого потока» на территорию Венгрии.

«Вопросы, связанные с государственным суверенитетом отдельных стран Европы, — это до того малозначащая сейчас величина, что она в рассмотрение не принимается. Обратите внимание, что самые серьезные и политические и экономические соображения принимаются от лица Объединенной Европы и, честно говоря, порой в ущерб и политике, и экономике отдельных стран-членов ЕС. То есть считается, что коллективное решение в данном случае является доминантой. Да, конечно, если конкретно ответить на ваш вопрос, целый ряд стран Европы будут ущемлены в том случае, если будут принимать подобного рода коллективные решения», — считает Всеволод Кершенбаум.

«Противоречия есть. Понятно, что немало людей, которые сейчас руководят Евросоюзом, хотят завладеть полностью инициативой. Я выскажу свою личную точку зрения, что ряд крупных государств этого сделать не позволят. Европейских, я имею в виду. А если говорить конкретно о Венгрии, то это пример того, как Венгрия персонально защищает свои личные интересы и понимает, как это сделать с помощью Российской Федерации. Или же Венгрия понимает, что ее будут нагибать и встраивать в общеевропейский тренд. Но, в любом случае, стоимость энергоресурсов, как итог, будет значительно выше, чем если венгерское государство будет напрямую решать вопрос с РФ. Поэтому здесь, на мой взгляд, еще и вопрос стоимости самого конечного товара — газа, нефти — нужно рассматривать. Это уже как интегрированный товар, электроэнергия в том числе. И не случайно, на сегодняшний день Венгрия действительно хотела бы иметь свои атомные энергоблоки, получая топливо из России, и в этом плане абсолютно быть государством, независимым от всех тех концертов, которые на сегодняшний день проводят против России», — сказал в беседе с Pravda.Ru Юрий Липатов.

Таким образом, прежде чем энергосоюз Европы станет реальностью, Еврокомиссии придется провести серьезную работу и получить согласие Совета Европы. А на данный момент совершенно очевидно, что объединяться в союз во вред своей экономике не будут не только Венгрия (чей голос, может быть, в Брюсселе и недостаточно весом), но также Франция и даже Германия…

Мария Сныткова

ИСТОЧНИК:  pravda.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>