Коронавирус изменил расклады в торговой войне США и Китая

Эпидемию коронавируса еще не признали пандемией, но подобный потенциал у нее есть, сообщили 25 февраля эксперты ВОЗ. Возможный ущерб мировой экономике при таком сценарии аналитики оценивают в $1,1 трлн и –1,3% мирового ВВП. Тем временем, в США обеспокоены тем, как эпидемия может повлиять на реализацию торговой сделки Вашингтона и Пекина, о чем заявил советник президента США по нацбезопасности Роберт О’Брайен. О том, каким образом это может произойти и как на устойчивость американской экономики в условиях нового кризиса повлияли реформы администрации Дональда Трампа, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал советник экс-президента США Джорджа Буша‑мл. в области экономики, управляющий директор легендарного хеджевого фонда «Tiger» Тодд Бухгольц.

– Какое влияние эпидемия коронавируса оказала на мировую экономику?

– Этот вирус – страшный удар по и без того хрупкой мировой экономике. Очевидно, больше всего пострадала Азия, и это выявило трещины в китайской экономике. Еще до коронавируса китайцы имели дело с болезнью свиней, которая потребовала от фермеров забить около половины своего поголовья. И если вы помните, до вспышки вируса Пекин также изо всех сил пытался сдерживать агрессивные политические протесты в Гонконге.

Мировая экономика потеряет свою скудную поступательную динамику и вырастет всего на 1,5% в этом году. Поскольку США имеет огромную внутреннюю экономику, вирус будет иметь здесь меньшее влияние, даже несмотря на то, что такие компании, как Apple страдают от сбоев в цепочке поставок.

Раньше я рассказывал своим студентам из Гарварда о взаимозависимой, интегрированной мировой экономике. Но в течение последних нескольких лет я утверждал, что экономика США выигрывает от медленного роста в других странах. Это странная и временная ситуация. Как это возможно? Поскольку остальной мир находится на грани рецессии, мировые процентные ставки ничтожны. Таким образом, американские потребители могут покупать автомобили, дома и даже iPhone по нулевым процентным ставкам заимствования. Благодаря этому наша экономика продолжала кипеть.

– Сколько потеряли Соединенные Штаты, а сколько – Китай от торговой войны друг с другом?

– Еще слишком рано судить о долгосрочных последствиях торговой войны. Мы узнаем о конечных результатах только тогда, когда увидим, выполнит ли Китай обещания, которые дал президенту Трампу. Без сомнения, краткосрочные эффекты негативны, и, возможно, привели к снижению роста ВВП США на 0,5-1% в 2019 г. Фермеры потеряли позиции в результате санкций на сою, виски и другие продукты. Но помните, что уровень безработицы в США составляет всего 3,6%, а зарплаты растут примерно на 3%. Так что большинство работающих американцев рассматривали торговую войну как второстепенное событие.

В то же время, жесткие меры Трампа, похоже, действительно вынудили Китай пойти на уступки – в том числе, пообещать закупить около $80 млрд сельскохозяйственных товаров в течение следующих двух лет. Однако, важнее будет понять, удалось ли Трампу подавить воровство Китаем интеллектуальной собственности.

Торговая война гораздо хуже сказалась на китайской экономике. Многие некитайские компании использовали торговую войну как возможность найти альтернативных поставщиков, в том числе из Тайваня, Индии и Вьетнама. Сейчас этот процесс ускоряется из-за коронавируса.

Когда Трамп начал свои словесные нападки и введение санкций, многие так называемые «знатоки» и китаисты посмеивались и говорили, что китайское руководство имеет долгосрочный, династический взгляд. Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер часто говорил, что Китай считает себя цивилизацией с 5000-летней историей и не заботится о вспышках гнева со стороны американских политиков, которые покинут свой пост через четыре года. Но эти эксперты ошибались. Китай не стал бойкотировать дискуссии. Они пришли за стол переговоров, что говорит об их обеспокоенности имеющимися у Трампа рычагами.

– На ваш взгляд, как негативные последствия торговой войны могут повлиять на выборы президента США?

– Президент Трамп должен завоевать голоса сельскохозяйственных штатов и промышленных районов, которые, возможно, пострадали в торговой войне. В последние несколько недель я выступал с основными докладами в Техасе и Флориде перед большой аудиторией, состоящей из банкиров, которые дают кредиты фермерскому сообществу и самим фермерам.

Несмотря на низкие цены на зерно и борьбу за получение прибыли, фермерское сообщество, похоже, проголосует за Трампа на следующих выборах. Если бы он не достиг соглашения с Китаем или с Канадой и Мексикой по НАФТА (ныне USMCA), ситуация была бы сложнее.

Избиратели Трампа не обязательно голосуют за него потому, что им нравится его тактика в торговле, но им нравится относительный мир и процветание, которыми наслаждаются США.

– Каковы плюсы и минусы экономических реформ администрации Дональда Трампа? Как бы вы оценили их результаты?

– В своей книге «Цена процветания» я утверждаю, что страны с такой же вероятностью разваливаются после периодов процветания, как и после периодов депрессии. Что приносит разруху богатым странам? Долги, демография, пошатнувшаяся трудовая этика и отсутствие патриотизма.

Когда Трамп вступил в должность, все эти силы работали против США, а теперь по некоторым из них ситуация улучшились. Например, при президенте Обаме коэффициент трудового участия ужасно снизился, то есть количество здоровых людей трудоспособного возраста, которые просто не хотели работать, упало до уровня, невиданного с 1970‑х гг. Это число улучшилось за последние три года, и уровень безработицы среди латиноамериканцев и чернокожих упал до самого низкого уровня, когда-либо зарегистрированного.

Когда Трамп вступил в должность, восстановление экономики, которое началось в конце 2009 г., казалось, хромало к финишной черте, и многие прогнозисты думали, что рынок труда будет стагнировать. В чем же разница? Инициированное Трампом снижение налогов на бизнес было огромным, сократив ставки с 35% до примерно 20% и позволив компаниям немедленно вычесть стоимость нового оборудования. Более важным, однако, может быть изменение отношения. Президент Обама с подозрением относился почти ко всем отраслям, за исключением зеленой энергетики. Он осуждал компании, занимающиеся страхованием, химией, фармацевтикой, гостиницами и так далее, что заставляло руководителей бояться новых налогов и правил. В результате они сдерживали инвестиции, что замедляло темпы восстановления экономики.

Конечно, политика Трампа не затронула некоторые важные долгосрочные вопросы, такие как долг США и бремя финансирования пенсионных программ. Уровень нашего долга растет, что в конечном итоге ущемит экономику и приведет к повышению процентных ставок.

– Как американцы оценивают экономическую политику администрации США? Что показывают опросы общественного мнения?

– Сейчас многие американцы наблюдают за ожесточенной борьбой между кандидатами от Демократической партии, а также слушают телевизионную- и радиоагитацию. Но независимо от политической риторики, люди знают, что написано в их зарплатных листках и насколько крепок рынок труда. Их личный опыт позитивен.

Когда Трамп вступил в должность, около 65% взрослых думали, что их финансовое положение улучшится в течение следующего года. Сегодня опрос Gallup сообщает, что рекордные 74% ожидают улучшения. Поэтому неудивительно, что опросы общественного мнения дают Трампу высокие оценки по экономике, а опрос Gallup показал рейтинг одобрения 63%.

Конечно, временные рамки имеют критическое значение. Выборы состоятся только в ноябре.

Когда я работал на президента Буша в качестве директора по экономической политике, я узнал, что американская общественность имеет тенденцию фиксировать свой взгляд на экономику примерно за шесть месяцев до выборов. Другими словами, если экономика США будет выглядеть сильной поздней весной, американский народ, вероятно, отдаст должное Трампу, даже если она немного ослабнет за лето.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>