Кровь и нефть /АНАЛИТИКА/

1421796662_1001510164Так получилось, что любой конфликт на Ближнем Востоке вызывает в памяти слово «нефть». Речь о ценах на этот важнейший вид сырья. Именно падение цен на нефть стало одной из причин обвала рубля и рецессии в российской экономике. Сговор США и Саудовской Аравии поставил целью ослабить Россию, Иран и Венесуэлу. В последней стране наблюдается наиболее отчаянная ситуация. Всё это является грозным предупреждением для Москвы, которая поняла намёк и начала выпутываться из ситуации.

20 января произошло сразу два важных события. Первое: встреча министров обороны России и Ирана. Второе: захват хуситами президентского дворца в Сане, столице Йемена. Оба события имеют ярко выраженную антисаудовскою направленность. И оба непосредственно связаны с Ираном.

Иран и Саудовская Аравия всегда были антагонистами. Противники в геополитике, конкуренты на рынке углеводородов и непримиримые идеологические враги — центры двух совершенно разных исламских течений. Нельзя забывать, что Саудовская Аравия это монархия (причём абсолютная), а Иран исламская, но всё же республика, свергнувшая своего монарха.

До последнего времени их противостояние проходило в режиме вялотекущей «холодной войны», однако всё резко обострилось, когда саудиты по сговору с Вашингтоном начали обваливать цены на «чёрное золото». 13 января президент Ирана Хасан Роухани на митинге в Бушере объявил, что страны, устроившие обрушение цен на сырьё, пожалеют о своих действиях. Неделю спустя дали о себе знать шиитские боевики в Йемене, которые являются угрозой не только для местного правительства, но и для саудитов. Своеобразная стратегия непрямых действий в иранском исполнении.

Эр-Рияд нельзя обвинить в том, что он проглядел угрозу. Он принял меры, причём, судя по всему, весьма своеобразные. Боевики, расстрелявшие редакцию «Шарли Эбдо», всячески старались подчеркнуть свою связь именно с йеменскими повстанцами. Расчёт тут весьма прост: Франция обладает весьма мощными морскими экспедиционными силами, которые сыграли свою роль в уничтожении Ливии. Пребывающий в шоке от произошедшего, Париж, по логике авторов теракта, должен был направить свои корабли к Йемену и оказать военную помощь правительству этой страны в подавлении шиитских мятежей, пока иранский «военторг» не набрал силу. Использовав же шиитов Йемена как козырь, Тегеран уже объявил о гипотетической возможности переговоров с Эр-Риядом. Смысл «переговоров» уже примерно ясен: Аль Саудам будет предъявлен ультиматум: либо цены на нефть возвращаются на разумный уровень, либо проблемы с шиитами выйдут на новый уровень.

Что нас ждет, если между Саудовской Аравией и Ираном вспыхнет полноценная война? Вероятность этого невелика, но в перспективе она просматривается. Особенно, если королевский дом продолжит свои рискованные игры по выдавливанию конкурентов с рынка. В случае начала крупного военного конфликта выход из Персидского залива мгновенно будет заминирован и мировые цены на нефть сразу вырастут до заоблачных высот. Если же военное противостояние затянется на достаточно длительный срок, но отдельные страны могут подумать о переоборудовании своих нефтеперерабатывающих заводов с ближневосточного сырья, к примеру, на российское. Но повторимся, для того, чтобы они пошли на такое, нужен по-настоящему веский довод. Понимая угрозу, саудиты никогда не жалели денег на вооружение армии, флота и воздушных сил, однако сейчас относительно современными и многочисленными можно назвать лишь Королевские ВВС, основу которых составляют американские истребители F-15S и F-15SA. Более того, Королевство никогда не сталкивалось напрямую с равным по силе противником, в региональных конфликтах рассчитывая на помощь американского «старшего брата». У Ирана же самолёты по большей части достаточно устаревших моделей и он крайне нуждается в обновлении парка, в чём могла бы помочь Россия.

Что до российско-саудовских отношений, то они за последние несколько десятилетий чуть ли не всегда были плохими. Достаточно вспомнить подпитку оружием и деньгами исламистов в Чечне и многие другие эпизоды. Ещё Генштаб СССР рассматривал нанесение воздушных ударов по Королевству. Сейчас подобное выглядит фантастикой, однако вразумить «потерявший берега» Эр-Рияд другими средствами явно не помешает. Целенаправленный удар по российской экономике вполне можно истолковать как недружественный акт с соответствующими выводами. Новый этап сотрудничества Москвы и Тегерана выглядит именно как возможный антисаудовский альянс, а самим аль-Саудам не мешало бы вспомнить, что, идя по чужую голову, несёшь и свою.

Игорь Кабардин

ИСТОЧНИК:  topwar.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>