Крым «дошел» до Приднестровья

Приднестровье2Волны украинского кризиса, связанного с ситуацией вокруг Крыма и юго-востока Украины, объективно не могли не задеть Приднестровье. Это и случилось в начале нынешнего месяца. Учитывая то, что кризис – масштабный, ставки серьезны и ситуация крайне накалена, последствия для ПМР тоже, скорее всего, будут значительными.

Любой кризис – это всегда и риск, и шанс, причем, чем масштабнее риск, тем больше не только опасностей, но и различных возможностей он в себе несет. Это первое, что скажут вам специалисты в области политико-экономических стратегий. В таком положении сейчас и оказалось отрезанное и зажатое с двух сторон Приднестровье. И риск, и шанс для него при нынешних раскладах могут иметь экзистенциальный характер – как говорится, либо пан, либо пропал. Если употребить шахматные термины, проходная пешка либо будет «съедена», либо прорвется в ферзи, к новым горизонтам развития.

* * *

Приднестровье начали «привязывать» к нынешним украинским событиям после того, как новые власти в Киеве поняли, что референдум в Крыму неизбежен, а результаты его нетрудно предугадать. Победивший «евромайдан» пытается представить Крым и ПМР как две точки «российской агрессии». На это направлены как медийная активность рядовых членов «Правого сектора» в социальных сетях, так и официальные заявления украинских дипломатов.

Утверждается, что Москва будто бы перебросила в Приднестровье своих спецназовцев (при этом число их в различных версиях постоянно растет). Говорится, что российские военные набирают провокаторов для участия в митингах в Одесской области. Ну и так далее.

Военно-стратегическая теория, которая продвигается в последние дни Киевом, сводится к следующему – Россия стремится «захватить» не только Крым, но и юг Украины, с тем чтобы соединиться с Приднестровьем. Об этом в пятницу, 14 марта, заявили и.о. министра обороны Украины Игорь Тенюх и украинский посол в Молдове Сергей Пирожков. С. Пирожков, выступивший в эфире одного из молдавских телеканалов, даже пошел еще дальше. «Вполне логично, что на этом может не закончиться вторжение в Украину, вполне логично допустить захват Черноморского побережья и включение в эту зону и Приднестровья, и других регионов, в том числе, может быть, и Молдовы. Молдова приближается к подписанию Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, и РФ может повторить сценарий, который имел место в Украине, и для РМ», – предположил он.

Все эти теории уже сказываются на повседневной жизни в регионе. На минувшей неделе подтвердились сведения о том, что украинские пограничники не пропускают обычных жителей Приднестровья – граждан России, направляющихся по своим надобностям в Одессу. Об этом сообщили послу РФ в РМ Фариту Мухаметшину, который предложил своему коллеге Сергею Пирожкову обсудить складывающееся положение. Однако, по информации молдавских информагентств, украинский посол от встреч отказался. Пружина кризиса, в общем, «закручивается».

* * *

Логика Европейского союза, США, а также нового украинского руководства сегодня может оказаться такой – в ответ на провозглашение Крымом независимости надо устроить «скорейшее урегулирование» молдо-приднестровского конфликта. То есть, да, Москва пока приобретет Крым, но Приднестровье будет, наконец, отобрано, российские войска оттуда вытеснены, заодно можно будет свести на нет и итоги «всяких» гагаузских референдумов об отложенном статусе и о присоединении к Таможенному союзу.

Из этого нам нужно исходить. Если судить по последним событиям, Украина здесь, похоже, уже начала проявлять активность, что-то форсировать. Как сообщалось, 4 марта приднестровская тема стала предметом обсуждения между Киевом и Бухарестом. А на этой неделе в Киеве встречаются премьеры Украины и Молдовы – Арсений Яценюк и Юрий Лянкэ (после того, как оба они вернулись из Вашингтона). Уже известно, что Приднестровье тоже в повестке дня этой встречи.

Так случилось, что нынешний и.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица был назначен на свой пост как раз сразу после работы в Молдове и Приднестровье – в 2013 году он являлся спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ и в этом качестве организовывал переговорные раунды в формате «5+2».

Для того чтобы попробовать «затолкать» ПМР в состав РМ, то есть в европейское пространство, нужен сильный, последовательный и достаточно длительный нажим со стороны Украины. Он может выразиться в трех главных вещах: информационной кампании против Тирасполя, перекрытии приднестровского экспорта, а также в ограничении свободы передвижения для жителей региона.

Не исключено, что ограничение этой свободы может опять же быть связано с попыткой повлиять на общественные настроения в Приднестровье, создать противоречивые правовые условия, разделив местный социум на различные группы. Например, въезд запретят только гражданам России (как это происходит уже сейчас), а для обладателей молдавских паспортов в перспективе, напротив, максимально облегчат процедуру. Тут же и Молдова может вдруг ужесточить миграционные правила для российских граждан, хоть и обещала этого не делать. Или ужесточить, но при этом одновременно облегчить приднестровским россиянам легализацию пребывания и выдачу вида на жительство в РМ. В общем, у тех, кто на Западе станет продумывать такие меры (а продумывать их будут прежде всего именно там), есть варианты для манипуляций. Другой вопрос – даст ли это все в Приднестровье необходимый западным технологам эффект?

* * *

Приднестровью сейчас важна точная оценка возникающих рисков, прежде всего в сфере экономики. Они в ближайшие месяцы, повторим, будут велики, возможный контрплан ЕС, США и новых украинских властей вполне реален. Однако если дойдет до конкретики, то дело все-таки не будет выглядеть столь однозначным. В первую очередь, очевидно то, что не все на Украине согласятся с экономическим давлением на ПМР. Украина сама может потерять от этого, так как ее товарооборот с Приднестровьем довольно заметен. Украинский импорт в ПМР, например, в 2013 году занимал второе место после российского. Выгод от экономического давления на Тирасполь для Киева не просматривается, как не было их и во время блокады ПМР в 2006 году.

Кроме этого, нажим на приднестровский экспорт вновь ударит и по гражданам Украины, которых в ПМР проживает много – около 90-100 тысяч. Этнических украинцев же – раза в полтора больше. В Киеве наверняка найдутся и те, кто может спросить – зачем нам давить на Приднестровье, когда оно исторически было частью Украины и там находится такая украинская диаспора?

Экономический ущерб украинским приграничным областям по большому счету нанесет и ограничение свободы передвижения в регионе. В Одессе, где позиции нынешних киевских властей и без того не очень прочны, такое решение точно воспримут без энтузиазма.

Напомним, что в 2006 году именно Одесская область больше всего пострадала от решения Киева объявить экономическую блокаду Приднестровью – ситуация затронула ряд крупных предприятий, в том числе Одесский морской порт. Многие эксперты в Киеве, осознав положение дел, сделали тогда неутешительный вывод – Украине навязали чужие правила и вынудили за свой счет решать проблемы Кишинева по реинтеграции страны.

Добавим также к этому, что не всем на Украине понравится уже проскользнувшее желание Румынии воспользоваться непростой ситуацией и усилить свое влияние на региональные процессы, в том числе на молдо-приднестровское урегулирование и на приграничные территории.

* * *

Тирасполь с самого начала занимал сдержанную позицию по отношению к нынешним российско-украинским событиям. Собственно, он и продолжает быть сдержанным, реагируя только на явные нарушения прав человека на украинской границе. Это, очевидно, самое верное – если учитывать, что любой кризис между Россией и Украиной воспринимается в Приднестровье психологически тяжело, а повлиять мы на него не можем.

Естественно, что никто не собирается открывать в ПМР «второй фронт». У Тирасполя просто не те возможности. Не та весовая категория. И не нужно ему это.

Но Приднестровье, конечно, внимательно будет следить за реакцией на итоги крымского референдума в трех южных областях Украины – Херсонской, Николаевской и Одесской. После Крыма именно туда может переместиться эпицентр борьбы за политическое самоопределение, идущей сегодня на Украине.

Андрей Моспанов

ИСТОЧНИК:  ritmeurasia.org

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>