Михаил Хазин: «Еще несколько слов о Таможенном союзе»

михаил хазин1Мои предыдущие рассуждения о возможности развития Таможенного Союза, в том числе, о вступлении в него Турции, вызвали довольно много комментариев, от позитивных, до остро критических. Которые, как понятно, были поддержаны после того, как о желании Турции сказал Назарбаев в Минске. Критика, впрочем, от этого не прекратилась, особенно с учетом того, что Турция член НАТО, входит в зону свободной торговли с ЕС и, о ужас!, ассоцированный член ЕС и кандидат на вступление в ЕС (сравни с Украиной!). Впрочем, кандидат она уже столько времени, что начинают возникать серьезные вопросы, в первую очередь у самих турок.

Я, как известно, критику люблю. Конструктивную, разумеется. Ее, к сожалению, мало, больше просто пустой ругани, которая связана не столько с реальным содержанием моих слов, сколько с тем контекстом, в рамках которого это содержание находится. Люди, которые потратили много сил на то, чтобы адаптироваться к современной социально-экономической системе (в том числе, довольно долго смирявших свою, я не побоюсь этого не модного в последние годы слова, совесть, теми благами, которые они с этого получат) и/или достигшие в этой системе успеха (как там было в последнем комментарии по Васильевой? «Ей повезло в жизни»?) категорически не готовы рассматривать сценарии разрушения этой системы. А поскольку из наших рассуждений однозначно следует, что этой системе точно придет конец, то они внутренне сопротивляются адекватному рассмотрению наших аргументов, они их принимать категорически отказываются.

Разумеется, такое решение иррационально, поэтому мне очень смешно на разных сайтах и блогах, которые ведут такие люди, читать их ругать в наш адрес — на фоне их же собственных, осуществляемых со «звериной серьезностью» рассуждений о «неизбежности» восстановления мировой экономики. Мне их даже жалко — поскольку я понимаю, какие моральные муки они будут нести, когда станет понятно, что те жертвы, на которые они пошли (продавая друзей, родственников, страну, принципы и ценности) ради достижения «успеха», в общем, привели к краху. Впрочем, пока можно делать вид, что этого краха еще нет, но уровень ненависти к тем, кто про него говорит становится подчас запредельным.

В связи с этим, я считаю целесообразным разъяснить некоторые моменты своих рассуждения о ТС. Чтобы те наши противники, у кого еще остались элементы рациональности, поняли, что дело серьезно.

Прежде всего, нужно понимать, что рассуждения об участии Турции, Японии и некоторых других стран в ТС — это рассуждения, построенные не на той логике, в рамках которой существует современная система разделения труда. Наивно считать, что сегодняшний рынок ТС Турции интересней, чем сегодняшний рынок Евросоюза! Но что будет завтра? Рост безработицы в ЕС становится критическим, в этой ситуации народ нужно чем-то занимать, либо давать ему денег на покупку турецкий товаров. Что в такой ситуации будет делать нормальное (у нас, как понятно не нормальное) руководство страны? Ясное дело, закрывать рынки от внешних товаров. Чтобы уж если давать людям деньги, от этого не уйти, то на покупку товаров своих!

Отдельный вопрос — во всех ли странах нынешнего ЕС Брюссель будет поддерживать спрос. Я не исключаю, что часть «новых» членов ЕС в рамках нового формата этого союза выкинут из соответствующих программ, просто по причине отсутствия денег, впрочем, это нужно будет еще смотреть. Но в любом случае — рынок ЕС будет для Турции закрываться. И она должна будет строить для себя новую реальность.

При этом обойтись чисто внутренними рынками Турция не сможет — она уже несколько десятилетий активно развивается и сегодня поддержать уровень жизни своих граждан без активных продаж на внешних рынках не может. Проект вступления в ЕС провалился — и по мере закрытия западноевропейских рынков вопрос о смысле участия в ЗСТ с ЕС будет для Турции все более и более сомнительным.

Второй проект Турции, интеграции уже под ее началом, в некотором смысле, восстановления Османской империи, тоже провалился. Тут дело в политическом исламе, который хорошо помнит, какой у него был статус в этой самой Османской империи. Примерно такой, какой был у православия в империи Российской — рядового министерства. И никогда с этим не согласится. И что тогда остается? Только Таможенный Союз — если он будет развиваться дальше.

У Японии ситуация похожая. Ей нужны внешние рынки — а таковыми могут быть либо США, либо Китай, либо ТС. США свои рынки будут закрывать, по тому же механизму, что и ЕС, Китай может и не будет закрывать — но условия вхождения на них поставит такие, что лучше сразу перейти к обряду сеппуку, Значит, остается ТС. И никакой мистики или легенд, чистая прагматика.

Разумеется, еще раз повторю, все эти тенденции и сценарии могут реализоваться только в случае удовлетворения некоторых условий. Первое и самое понятное — это продолжение нынешнего кризиса на уровень, серьезно превышающий масштабы «Великой» депрессии. Макроэкономические данные, демонстрирующие масштаб структурного кризиса, показывают, что он будет раза в полтора сильнее, чем в 30-е годы прошлого века, но тут начинаются разного спекуляции, связанные с отличием нынешней экономики от тогдашней. Спорить с ними практически невозможно, точно оценить тоже, свой вклад он внесут — и по этой причине мы не можем точно сказать, на чем и как остановится этот кризис. Но пока никаких оснований для его остановки нет.

Второе условие — необходимость некоторой конструктивной деятельности в рамках самого ТС. Пока ее не наблюдается, в рамках нынешнего правительства, которое как раз вполне встроилось в современную реальность, его и быть не может, оно люто ненавидит любые разговоры о разрушении «либерального мира». Другое дело, что по мере развития кризиса ситуация может измениться — но не исключено, что в худшую сторону, то есть распада России. Так что и тут не все предопределено. Отметим, что в этом случае Турция, у которой сильно более «здоровая» элита, може попытаться расшириться не в рамках воссоздания Османской империи, а захватывая земли юга СССР — Украины, закавказских республик, части РФ. Это будет трудно — но, теоретически, возможно. Впрочем, еще раз повторю, это вариант исключительно на случай распада России по либеральным сценариям.

Есть еще и другие условия. Например, ЕС может попытаться не закрывать свои рынки, а наоборот, начать экспансию. Для этого, правда, там придется ввести жестко диктаторский режим фашистского толка, но кто сказал, что это невозможно? В конце концов, фашизм — это истинная европейская ценность, в отличие от многих других,которые сегодня продвигаются насильственно. Собственно, мы видим такие процессы на примере Восточной Европы — пока там проблема нищеты решается миграцией активного населения в менее (пока) проблематичные страны Западной Европы, однако и этот процесс скоро завершится. И куда тогда направить миллионы голодной молодежи? Только в экспансию, надо думать, захватывать землю на Востоке. Поляки уже прямо говорят, что правобережная Ураина — это их земля.

В общем, нужно сказать прямо, что кроме одной, главной тенденции развития, есть и другие, альтернативные. Их тоже нужно рассматривать и изучать, понимая только, что при этом нужно оценивать реальные экономические процессы, а не свои желания и «хотелки». Более того, попытки выстроить виртуальную реальность на основании таких «хотелок» (типа, придуманных и насильственно внедряемых «общечеловеческих ценностей»), только ухудшают ситуацию. Я, в свою очередь, пытаюсь разрушить эту монополию виртуальной реальности — ну, а уж как это получается — не мне судить.

ИСТОЧНИК:    politikus.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>