Москва поставила Януковича перед новой дилеммой

ПВОПерспектива создания единой системы противовоздушной обороны (ПВО) в рамках будущего Евразийского союза может повлиять на интеграционный выбор Украины. Планы, обнародованные Владимиром Путиным, создают дилемму для Виктора Януковича, считают в Киеве. Но эти планы повышают для Европы ставки в борьбе за Украину.
В среду президент РФ заявил, что Россия намерена усилить единую систему ПВО с Беларусью, а также расширить ее участием Казахстана и Армении. Кроме того, все перечисленные государства и еще Таджикистан могут создать региональные группировки войск.

«Будем расширять взаимодействие с нашими традиционными партнерами и союзниками, прежде всего с государствами-участниками ОДКБ, ШОС и СНГ», – сказал Владимир Путин.
В Киеве официально никак не отреагировали на это заявление. Хотя эксперты отмечают, что речь идет о подготовке к созданию оборонного союза в рамках будущего евразийского объединения. И если украинское руководство действительно задумалось о целесообразности сближения с ЕС, ему следует учитывать, что интеграция в другом направлении будет носить не только экономический, но и оборонно-политический характер.

Политолог Сергей Таран сказал «НГ», что ситуация ставит Украину перед новым выбором: «Общая система ПВО – пробный шар. Россия, видимо, взяла курс на создание общих воинских подразделений – не в виде армии Евразийского союза, но, например, под вывеской международных миротворческих сил. Януковичу имеет смысл задуматься, готов ли он к такой перспективе, если будет сорван план евроинтеграции. Но беда в том, что у Януковича своя война – президентские выборы 2015 года. Он, похоже, ставит свою победу во главу угла всех переговоров, определяющих будущее государства».

Планов вступать в Евразийский союз у Киева точно нет, заверил руководитель Национального института стратегических исследований при президенте Украины Андрей Ермолаев. В обнародованном вчера интервью агентству «ЛигаБизнесИнформ» он пояснил: «Идеи участвовать в развитии новой евразийской общности в Украине нет. Нет ни сторонников этой идеи, ни провайдеров. Что касается Таможенного союза, то Украина последовательно говорила о желании иметь особый формат именно в части экономики. Возможно, как раз здесь сталкиваются интересы двух центров силы на континенте – стран, объединенных вокруг Брюсселя, и стран, которые объединяются вокруг Москвы». Ермолаев уточнил, что даже если соглашение с ЕС через неделю не будет подписано в Вильнюсе, то «какого-то разворота и торгов с Россией не будет – политика не любит резких поворотов».

Чиновники в Киеве отмечают, что идея о совместной системе ПВО никак не касается Украины, поскольку выходит за рамки Таможенного союза. А в евразийском объединении Киев избрал роль наблюдателя. Но руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук считает, что рано или поздно Украине придется делать выбор: «После прихода к власти Виктора Януковича страна объявила о внеблоковом статусе. Но этот статус предполагает наличие сильной и боеспособной армии, и в первую очередь – создание современной системы ПВО». Эксперт отметил, что реформа, связанная с сокращением численности ВС Украины, пока не привела к освобождению средств, достаточных для закупки новых вооружений и техники. «На дежурстве – комплексы, произведенные в 1960–1970 годах. Украина не производит вооружения для ПВО, а Россия не продает новейшие комплексы. Вопрос стоит остро. И его придется решать», – пояснил эксперт.

Руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак подтвердил, что проблема назрела давно. «В 2004 году речь шла о создании украинско-российского СП для совместной модернизации комплексов. Но на этом все и закончилось. В период президентства Виктора Ющенко Украина настойчиво пыталась добиться включения в систему ЕвроПРО. Ставилась главная задача – получить заказы для украинских предприятий. Насколько мне известно, были успешно выполнены несколько пробных контрактов для американских компаний в рамках ЕвроПРО. В 2007 году говорилось даже о возможности привлечения Украины к участию в проекте перехвата российских ракет «Тополь-М». Но эти планы были свернуты после прихода к власти Барака Обамы, который взял курс на переформатирование отношений с Россией. Одним из условий стал отказ американцев от какого-либо участия Украины в этом процессе», – рассказал эксперт.

Бадрак обратил внимание, что ухудшение отношений между США и РФ может снова внести в повестку дня вопрос об участии Украины в ЕвроПРО. «Думаю, заявление Владимира Путина – это своеобразный ответ на планы США по размещению объектов в Польше и Румынии. Но одновременно это попытка России расширить систему безопасности привлечением новых членов в свои оборонные инициативы», – отметил он. Эксперт считает, что в случае если соглашение об ассоциации с ЕС будет подписано в Вильнюсе, Украина ни при каких обстоятельствах не сможет участвовать в проектах, о которых заявил президент РФ. «Но если процесс евроинтеграции будет сорван, нельзя ничего исключить. Если Украина будет отвергнута западным сообществом, она может сделать разворот в сторону России. По всем признакам команда Януковича не хочет полноправного членства в Таможенном союзе, но вопрос обеспечения безопасности остается открытым», – заметил Бадрак.

Дмитрий Тымчук напомнил, что внеблоковый статус и тот факт, что Украина так и не ратифицировала устав СНГ, не помешали стране принимать участие в действующей до сих пор системе ПВО СНГ. «Зачем создавать новую систему, о которой сказал Путин, если она является частью уже существующей более широкой системы? Украина имеет статус наблюдателя, но участвует во всех учениях и в обмене информацией. Даже при Ющенко эта система действовала, хотя по всем остальным направлениям украино-российских отношений возникли проблемы», – сказал эксперт. Он считает, что Россия даже больше Украины заинтересована в таком сотрудничестве, поскольку украинская территория играет роль буферной зоны, и Москва получает информацию о воздушном пространстве на подступах к своим границам. «Если, допустим, на Украину станут давить, чтобы она вошла в новую систему ПВО в рамках Евразийского союза, а Киев откажется, то что, Россия откажет нам в участии в системе ПВО СНГ? И тем самым подтолкнет в объятия НАТО?» – заметил Тымчук.

Эксперты в Киеве убеждены, что в период президентства Януковича этот вопрос не будет подниматься публично. Но они обращают внимание, что именно команда Януковича выполняет армейскую реформу в соответствии с планами, которые были намечены еще при Ющенко, в период, когда страна объявила о намерении вступить в НАТО. В случае гипотетически возможного конфликта Киев будет надеяться на помощь союзников.

Кто выступит в роли такого союзника, зависит, видимо, от того, чем закончится саммит в Вильнюсе. Ведь в проекте готовящегося к подписанию соглашения об ассоциации значительное внимание уделяется вопросам обороны и безопасности. Эксперты в Киеве обращают внимание, что национальные армии стран-членов ЕС подчиняются не только командным структурам ЕС, но и НАТО. Поэтому Украина, принимая участие в многонациональных операциях ЕС, будет де-факто вовлечена в деятельность НАТО, считают специалисты.

Ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин так прокомментировал ситуацию: «Объединенная система ПВО стран СНГ существует только в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Причем по трем направлениям. Первое – западное, в него включены Белоруссия и Россия. Второе – южное. Россия и Армения. Третье – центральноазиатское. Россия – Казахстан, Таджикистан и Киргизия. На каждом из этих направлений есть свои успехи и свои проблемы. Сейчас речь не об этом. Таможенный союз и Объединенная система ПВО – две разные организации, никак и ничем между собой не связанные. Не трудно заметить, что не все государства – участники ОДКБ и члены Объединенной системы ПВО являются членами Таможенного союза. Так что разговоры о тождественности двух организаций – обыкновенная политическая спекуляция, как и разговоры о перспективе участия Киева в ЕвроПРО. Американцы не пускают в ее создание даже своих ближайших союзников по НАТО. Почему они должны сделать исключение для Украины, непонятно. Кроме того, никто в Москве не втягивает эту страну ни в какие военные союзы. Украина – суверенное государство, и выбор ее пути развития, обеспечения ее собственной безопасности – суверенное право народа и руководства этой страны. И никого больше. Захочет Киев присоединиться к Объединенной системе ПВО – этот вопрос союзники рассмотрят. Но решать проблемы своей противовоздушной обороны рано или поздно ему все равно придется».

ИСТОЧНИК:    ng.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>