Наконечник для сломанного копья: Молдова, как пешка в наполеоновских планах Румынии

ПРО2Совсем скоро Молдова будет представлена в рамках саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе. Молдавские власти расхваливают экономические перспективы сотрудничества, наблюдатели – скептически смотрят на возможность подписания каких-либо соглашений. А в это время готовится пакет документом рангом «помельче». Которые показывают: страна может стать лишь пешкой в чужой игре. Игре уже военной, с кровью, жертвами, в которой поражение означает отнюдь не потерю пары очков на виртуальном табло.

Антинейтралы

Молдова, согласно своему основному закону, является нейтральным государством – участие в военных блоках недопустимо. По крайней мере, так оно было в последние полтора десятилетия: правые политики сменяли у власти левых и наоборот, но против Конституции никто идти не решался. Всё изменилось в последние два года – ролевые игры с законодательством приучили правящую элиту к безнаказанности. В итоге включение страны в сферу военных интересов того же НАТО стало вполне реальным. Если введение новой военной формы и перекройка армейского строевого шага «на западный манер» были всего лишь предметом для шуток, то последовавшие за ними инициативы уже вызывают тревогу.

Как оценить, к примеру, закон, согласно которому «наблюдатели» от НАТО (опционально – наделённые наспех оформленными документами представители всякой страны, входящей в блок, включая соседние) могут передвигаться по Молдове с абсолютным иммунитетом на досмотр? Закон составлен столь хитро, что любой такой «представитель», даже не дипломат, может провозить на территорию Молдовы всё, что угодно: оружие, боеприпасы, наркотики, токсичные отходы и далее по списку. И никто не может даже поинтересоваться, что там у такого-то иностранного (или даже местного) гражданина в багажнике. Принять подобные условия было бы вдвойне немыслимо для государства, на территории которого имеется нерешённый замороженный конфликт. Тем не менее, официальный Кишинёв не дрогнул, их принимая.

Дальше – больше. Одно из соглашений с Европейским союзом позволило Молдове обязаться на «участие в миротворческих операциях» в любой из горячих точек планеты. Причём – силами даже не контрактников, а призывников, солдат-срочников. Каких-то шесть лет назад волну жёсткие споры вызывал простецкий факт участия Молдовы в НАТОвской программе «Партнёрство ради мира» (в котором принимала участие и Российская Федерация). Пара учений при поддержке западных военных специалистов да взвод молдавских сапёров в Ираке уже были камнем преткновения. Сейчас же министр обороны Виталий Маринуца, отвечая на вопрос о возможной гибели молдавских солдат в Африке или Азии, спокойно называет это «необходимыми жертвами на пути в Европу».

Наконец, военное соглашение с Румынией «о совместном управлении рисками» разрабатывалось чуть ли не в секретном режиме. Для того, чтобы его принять, правящее большинство закрыло глаза даже на блокирование трибуны со стороны оппозиции. Поскольку за ним следовала и подготовка соглашений с Европейским союзом, которые вроде бы должны быть парафированы в Вильнюсе. И снова – всё в режиме строгой секретности.

Молдова, как государство, положено на лопатки и старательно утаскивается «куда надо», без особых расспросов или консультаций с народом. И, как сказал известный российский писатель-фантаст, редко за ноги тащат к чему-то хорошему.

Откуда уши торчат

О том, что Молдову примут в Европейский союз, или хотя бы дадут ей право на ассоциированное членство, речи даже не идёт. Как сказал один университетский преподаватель, «если Молдова вступит в Европу, Европа побежит в Атлантиду». Шутки шутками, но к чему тогда такая завеса тайны, что за всем этим скрывается?

Последние односторонние действия Кишинёва по установлению границы по Днестру отвечают на многие вопросы. Идея разделить Молдову на два государства и присоединить всё, что по правому берегу от Днестра к Румынии, а по левому в Украине или России, была высказана ещё в 2006 году, основным её «двигателем» стал тогдашний румынский президент (и тогда ещё лидер) Траян Бэсеску. Но сейчас, после нажима общественности и оппозиции, молдавские лидеры вынуждены были признать – разрыв с Приднестровьем происходит по требованию структур Евросоюза. Если учесть, что приднестровская тема до сих пор остра для молдавского электората любых воззрений (отказываться от него не желают ни унионисты, ни сторонники евразийства), не верить в этом случае министрам и парламентариям мотива нет. Без пинков с Запада они бы на подобное не решились.

Известно, что ЕС никак не заинтересован в Молдове экономически. Значит, нужно поставить её под политический контроль. И лобби здесь имеет наиболее радикальная группировка европейских комиссаров и других функционеров. Из-за их спин отчётливо выступают американские и НАТОвские ушки.

Понятно и то, что на устранение границы по Пруту ЕС также не пойдёт. Но оно и не нужно. Можно сохранить за Молдовой формальную независимость. Главное – что эта «независимая» страна может стать частью румынского «военного округа». А реваншистские претензии Бухареста на гегемонию в регионе тогда будут впервые хоть чем-то подкреплены. Так, по крайней мере, кажется румынскому политическому классу, который давно уже предпочитает экспансионистские планы сценариям улучшения жизни собственных граждан.

Линия фронта по Днестру

В случае. Если все самые худшие сценарии воплотятся в жизнь (а применительно для Молдовы они с завидным постоянством воплощаются все последние годы), территория между Прутом и Днестром автоматически превращается в военный плацдарм Румынии, готовой исполнить волю уже не «средне толерантных» европейцев, а ястребов из «Вашингтонского обкома». Лояльность куратору может не знать границ и довести до чего угодно – подтверждено Грузией в августе 2008-го. Но, как известно всякому обладателю хотя бы тройки по физике, всякое действие рождает противодействие. Аналогичные свойства приобретёт и «приднестровский анклав». Россия в этой ситуации просто не сможет не среагировать на создание «пункта рекогносцировки» у себя под боком.

Ещё военный конфликт 1992 года показал, что, хоть по числу населения Приднестровье и уступает в пять раз правобережной Молдове, значительно уступает в плане вооружения. А участие одной всего российской армии тогда заставил спешно сходить по большой нужде радикалам не только в Кишинёве, но и в Бухаресте.

Ещё хуже – если Молдова станет плацдармом не для сухопутных, а для ракетных войск. Румыния уже не скрывает своей готовности размещать на своей территории американские военные базы. Включая (и акцентируя) ПВО. То, что в той же Праге вызвало огромные протесты, для Бухареста – лишь способ продемонстрировать лояльность. А, если считать территорию Молдовы своей, то почему бы не «сбыть» все спорные объекты туда? В результате зона потенциального конфликта автоматически смещается на Днестр. Базы по обе стороны реки – что ещё надо для полного несчастья?

У румынских политиков, в отличие от молдавских (да и румынских – чего уж там) граждан всегда найдётся способ для отхода. Куда-нибудь в маленькую страну с тёплым климатом и свободной банковской системой. Это поможет, если конфликт выльется во что-то конкретное. Но не поможет в целом Румынии, и особенно – вообще ни в чём не повинной Молдове, если снова прозвучит знаменитое русское «Мы будем завтракать в Тирасполе, обедать в Кишинёве и ужинать в Бухаресте».

Хотя – как кончают политики, бросающие на произвол судьбы целые государства, включающие их в борьбу, из которой не выйти с победой? Вопрос риторический.

***

Последние явно милитаристские заявления официального Бухареста говорят: у них уже всё готово для «маленькой победоносной войны». В которой шансы реваншистов несколько уступают нулю. И крайне обидно было бы увидеть страдания многих людей всего из-за нескольких желающих «отработать грант».

ИСТОЧНИК: enews.md

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>