Приднестровье хочет тоже /АНАЛИТИКА/

карта ПриднестровьяНа выходных, выступая на экспертном «Брюссельском форуме»,  главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе американский генерал Филипп Бридлав (генерал, США) сообщил, что «Российские силы, находящиеся в сравнительной близости от украинской границы, отличаются высокой численностью и очень, очень хорошей подготовкой«. Следующая фраза: этих сил «достаточно чтобы совершить беспрепятственный бросок до Приднестровья«. Скучно не будет.

Этот факт, разумеется, «вызывает высокую озабоченность НАТО«. В итоге Бридлав сообщил, что «действует скорее как противник, чем как партнер«. Это что ли типа «догадался Штирлиц», отчего заявление выглядит чуть не как лирика, но РФ, почему-то дала ответ немедленно, очень расширенный, в это же воскресенье – ближе к вечеру.

Замминистра обороны А.Антонов сообщил, что минобороны России соблюдает все международные соглашения по ограничениям количества войск в приграничных с Украиной районах… «Кстати, этот вопрос в течение последнего месяца неоднократно поднимался в телефонных переговорах министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу с иностранными коллегами, включая главу Пентагона Чака Хейгела и даже исполняющего обязанности министра обороны Украины Тенюха Сергей Шойгу совершенно четко и однозначно информировал всех своих собеседников о реальном положении дел на российско-украинской границе и отсутствии каких-либо намерений концентрировать  там войска«.

Ну, тема концентрации российских войск на границе с Украиной возникла не в воскресенье и касается не только окрестностей Приднестровья. Но, с другой-то стороны, речь идет об отсутствии намерений концентрировать там войска – то есть, в будущем времени. А Бридлав говорил о том, что они уже там стоят. И вообще, в конце Антонов просто перевел стрелки на Шойгу: «Именно поэтому Сергей Шойгу призвал министра обороны США объективно оценить состояние военной активности российских Вооруженных сил в регионах, прилегающих к границам Украины, и не нагнетать  обстановку«.

Предыстория

Предыстория будет не с начала времен, а мартовская. Где-то в начале месяца уже заговорили о том, вслед за Крымом можно присоединить и Приднестровье. В ЛДПР конкретно призвали это сделать, напомнив, что там на референдуме 2006 года за это высказались 97%. Ну да, власти Молдовы предупредили Россию о недопустимости любых действий, направленных на аннексию этой территории, как уж иначе.

7 марта спикер украиснкого МИДа Перебийнис сообщил, что «По имеющейся у нас информации представителями оперативной группы войск в Приднестровье проводится сбор активистов и представителей казачьих объединений, которые под видом местных жителей планируется направить в Одессу для дестабилизации обстановки в Одессе«.

В этой связи Погранслужба Украины сообщила, что «На приднестровском сегменте украинско-молдавской государственной границы началась еще однаспециальная операция. Это связано с заявлениями МИД Украины и представителей некоторых государств в ООН относительно активности российских войск на территории Приднестровского региона и вербовки провокаторов для дестабилизации обстановки в Одесской области«.

То есть, это, вроде бы, не о движении туда, а оттуда. Но все на свете связано – по крайней мере, в тех местностях: типа Приднестровье в Россию  — через шухер в Одессе: в этот момент следует посмотреть на карту.

Сейчас

В воскресенье, например, было такое сообщение. Председатель Верховного Совета Приднестровья Михаил Бурла на встрече с парламентской группой Великобритании: «К сожалению, события на Украине уже наложили негативный отпечаток на соблюдение основополагающих прав и свобод граждан, в том числе свободу передвижения людей, перемещения товаров и грузов». А тамошний вице-спикер Чебан привел гуманитарный аргумент, сообщив, что большая часть медикаментов для Приднестровья завозится с Украины. И тут же расширил тему: «Конкретный пример — в течение трех месяцев из России не могли завести аппарат УЗИ, опасаясь за жизнь водителей и безопасность ценного груза в ходе его транспортировки по Украине«.

То есть, мало того, что Украина отлавливает потенциальных провокаторов из Приднестровья в Одессу, она стала действовать и в другую сторону. Есть такая история: «Украина ввела ограничения на въезд жителей Приднестровья: через границу не пропускают всех мужчин от 18 до 65 лет с российскими паспортами. Также молдавско-украинскую границу не могут пересечь грузы, предназначенные для российских миротворцев. Погранслужба Украины заявляет, что делается это для недопущения на украинскую территорию террористов, которых якобы готовят в Приднестровье«.

Следует учитывать, что реальность сообщений «оттуда» сейчас уже вовсе относительная. Причем, объективно – даже агентств, не то, что журналистов, на все эти случаи не хватит. Так что все это надо на что-нибудь делить непременно. Но логика присутствует: сказали, что не хотят допускать террористов, этим и объясняют.

Логичен и следующий вывод: в Тирасполе полагают, что «территории в ближайшем будущем грозит полная изоляция«. Ну, это возможно – если учесть, что Украина взялась подписывать Соглашение об Ассоциации и – в туманной перспективе – регион и в самом деле может быть отрезан уже вполне официально, документами.

Но вот в это время произошла еще одна история, на которую за крымскими салютами внимания не обратили: еще 18 марта парламент Приднестровья направил в Госдуму РФ вопрос о возможности законодательно предусмотреть возможность вхождения в РФ. По словам вице-премьера Рогозина, «уже 20 марта российское правительство обсудит вопрос о поддержке Приднестровья«. Сегодня – 24-е, об обсуждении вопроса сведений пока не было.

Так что все там запутывается. Причем, понятно, что тема Приднестровья висит уже очень давно и что-то с ней надо делать. А то, что ситуация там имеет место, говорят и в Молдове: «Президент Молдавии Николае Тимофти 18 марта на пресс-конференции заявил: «Меня проинформировали о том, что спикер тираспольского парламента обратился в Москву по этому поводу (по поводу признания непризнанного Приднестровья). Такие действия являются контрпродуктивными, они не направлены на благо ни Республики Молдова, ни Российской Федерации. Если бы Россия пошла на такой шаг, это было бы ошибочным решением, это не добавило бы авторитета России на международной арене». Тимофти признал, что между ситуацией в Украине, событиями в Крыму и Приднестровьем «есть много схожего»«.

Крым, Одесса, Приднестровье

В общем, какая тут связь с Крымом, если не считать, что схожие вещи происходят в одно время и друг друга подталкивают. На эту тему есть обзор УНИАНа (уж какой получился). Вот по поводу желания присоединиться (еще раз: это текст украинского издания): «На первый взгляд, выполнение такой просьбы, как и само желание республики присоединиться к другому государству, не имея с ним ни одной общей границы, кажется абсурдным. Как известно, общая протяженность границ ПМР составляет 816 километров, из которых 411 — с территорией Молдовы, 405 — с Украиной. Однако такая «близость», наличие неурегулированного приднестровского конфликта и вооруженных российских миротворцев на территории ПМР, несет в себе ряд вызовов и угроз национальной безопасности нашей страны«.

Странно, конечно, что после известных событий с Крымом идут рассуждения на тему общей границы: у Крыма с Россией на эту тему тоже не очень. Притом, что наличие связей совершенно не оспаривается: «Совсем недавно президент Приднестровья Евгений Шевчук не скрывал как своей обеспокоенности по поводу евроинтеграционного курса нашего государства (о чем докладывал в Москве), так и нетерпения относительно вступления Украины в… Таможенный Союз. Причиной тому — тотальная зависимость ПМР от России. Это регулярная финансовая помощь, фактически, бесплатный газ («Газпром» выставляет счета Молдавии), доплаты приднестровским пенсионерам, поставки большей части продовольственных товаров..

Понятно, что при Соглашении с ЕС тут начнутся проблемы. То есть, их можно было бы как-то разрулить, но кому в нынешней геополитической ситуаций есть дело еще и до Приднестровья.

А теперь о роли Одессы во всем этом: «В этом же ключе (ну, см. выше – вступление в РФ, всякое такое) пророссийскими силами «подогреваются» настроения и в самой Одессе. Причем, довольно часто в сепаратистских акциях принимают участие граждане ПМР. Учитывая, что в Одесской области проживают люди 130 национальностей, к приднестровцам здесь привыкли. Тем более, что многие из них, из-за невозможности трудоустройства в республике, регулярно уезжают в Украину на заработки.
В Бессарабии они трудятся на стройках, ремонтируют частное жилье, занимаются торговыми операциями, открывают небольшой бизнес. Но сегодня к ним относятся с определенной опаской. Во-первых, потому, что часть «гостей» из Приднестровья и раньше пополняли ряды местных контрабандистов и криминалитета. Во-вторых, сегодня присутствие «туристов» из ПМР стало более заметным«.

Соответственно, закрывая границу с Приднестровьем, Украина рассчитывает на то, что в Одесскую область провокаторы не просочатся и ситуацию не дестабилизируют. Как-то эта идея не выглядит основательной. Потому что в обзоре тут же сообщается о несколько более серьезных штуках: «Впрочем, если у России не пропадет «жгучее» желание любыми способами оккупировать юг Украины, то Кремль вполне может использовать ПМР в качестве российского «ключа» к Одессе. В частности, через непризнанную территорию проходит железная дорога, связывающая Украину с дунайскими портами. И, в случае блокады приднестровской стороной железнодорожного участка, украинские предприятия — порты и «Укрзалізниця» – понесут серьезные убытки. А, учитывая приморское и приграничное положение Одесской области — триста километров морского побережья (от устья Дуная до Тилигульского лимана), восемь морских торговых портов, отлично развитое железнодорожное и автомобильное сообщение — Южная Пальмира гораздо более лакомый кусок для Кремля, нежели Крым или Приднестровье«.

А теперь по поводу опровержения зам.министра обороны РФ А.Антонова («Министерство обороны России соблюдает все международные соглашения по ограничениям количества войск в приграничных с Украиной районах«):
«… Эксперты опасаются не только возможного экономического, но и военного вмешательства. В первую очередь, такие опасения связаны с наличием на территории ПМР оперативной группы российских войск. По словам Артема Филипенко (директор Регионального филиала Национального института стратегических исследований в Одессе), эта группа немногочисленна, «но и Приднестровье также имеет свою армию, у которой на вооружении находится тяжелая бронетехника». «Кроме того, серьезной угрозой является наличие в ПМР одного из крупнейших складов вооружений (в районе населенного пункта Колбасная), доставшегося республике «в наследство» от 14-й российской армии»«.

То есть, дополнительно концентрировать войска там и не надо. Соответственно, с точки зрения Большой Геополитической стратегии просто необходимо немедленно признавать Приднестровье частью РФ. А тогда надо сшивать его и с Крымом, а между ними 300 км. морского побережья и город Одесса (в частности).

«Сепаратизм не прижился в Южной Пальмире»

Естественный вопрос: а как относятся к таким перспективам в Одессе и Киеве? Цитируемый обзор УНИАНа отводит этому отдельную главку. Судя по заголовку, там все хорошо: «Сепаратизм не прижился в Южной Пальмире«.  Но вот аргументы, как бы это сказать… Пара цитат:
«На подмогу пограничникам в Одесской области пришли местные правоохранители. Как рассказали УНИАН в отделе по связям с общественностью Главного управления МВД в регионе, пограничные наряды выставлены на основных автомагистралях региона: в селе Сычавка Коминтерновского района, пгт Затока Белгород-Днестровского, селе Дачное Беляевского и селе Кучурганы Раздельнянского района. На автодороге «Киев-Одесса» — стационарный пост ГАИ «Платоново», аналогично — на въезде в пгт Сарата и в село Кирнички Измаильского района. Всего сформировано 13 блокпостов, из них 8 — в области, 5 — в самой Одессе. Для их функционирования задействовано 80 сотрудников, в том числе 18 членов общественных организаций.
Также в каждом районе области созданы поисковые группы (общей численностью 150 сотрудников милиции), которые несут службу в составе 48 нарядов. Основная их задача — оперативный контроль обстановки и отслеживание передвижения организованных групп. «По состоянию на сегодняшний день, никаких провокаций или оснований для дестабилизации ситуации на пунктах пропуска нет», — заявил заместитель начальника — начальник общественной безопасности ГУ МВД Дмитрий Фучеджи».

Итак, в данных абзацах озвучена стратегии борьбы с влиянием Приднестровья на Одессу – имея в виду по крайней мере склонить ее к сепаратизму. А вот как в Одессе борются с сепаратизмом:
«Тем временем в Южной Пальмире охрану общественного порядка ежедневно обеспечивают 550 милиционеров, 150 сотрудников расформированного спецподразделения «Беркут» и представители общественности. «Мы постоянно проводим координацию действих всех силовых структур области, особенно, пограничников, — рассказал руководитель Главного управления МВД в Одесской области Петр Луцюк. — Наши основные задачи – выявление инициаторов и подстрекателей к беспорядкам. К сожалению, преступления в области совершаются, но анализ показывает, что их количество не превышает показатель прошлого года». В свою очередь, на любые призывы к сепаратизму готова отреагировать и местная прокуратура…»

Вот и пойми тут – то ли тема «Приднестровье-Одесса-Крым» и в самом деле является лишь нервным шумом, то ли таковой ее считают в Киеве…

Тихон Краев

ИСТОЧНИК:  polit.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>