Разговор об идеалах /Вероника Крашенинникова/

Вероника КрашенинниковаВо время Национального молитвенного завтрака 6 февраля 2014 года американский президент, нобелевский лауреат и широко известный экспортер демократии по всему миру с пафосом провозгласил: «право каждого человека свободно исповедовать свою религию» является ключевым «для сохранения достоинства человека», а «продвижение свободы вероисповедания является основной целью внешней политики США».

«Визит Обамы в Эр-Рияд показывает, сколько стоит риторика Америки о правах человека и свободе слова»

Если собрать аналогичные высказывания Барака Обамы, касающиеся прав человека, защиты сексуальных меньшинств и проблем женского равноправия, наберется на увесистый том.

Но читать и цитировать его будут лишь те, кто по наивности (или же в силу принадлежности к организациям, занятым продвижением западных идеалов) верит, что за словами американской администрации скрывается искренняя приверженность высокоморальным принципам, те, кто всерьез думает, что «права и свободы» – цель США, а не инструмент решения ими внешнеполитических задач.

И в администрации Белого дома, и среди стратегических партнеров США столь наивных идеалистов нет. Это в «автократической» России либералы воспринимают публичные выступления американских чиновников на тему демократии и прав человека как директивные указания – сегодня боремся за честные выборы, гуманизацию уголовного кодекса, права геев… и так далее, нужное подчеркнуть.

А стратегический партнер США – Саудовская Аравия, которую Обама собирается на днях посетить – относится к звучащим из Белого дома мантрам по поводу прав человека как к дежурной риторике, их лично ни к чему не обязывающей.

Трудно сказать, есть ли в мире страна с большей степенью недемократичности по американским стандартам, чем Королевство Саудовская Аравия. Смертная казнь через повешение, отсечение головы, а в отдельных случаях – через избиение камнями, согласно законам страны, применяется за такие преступления, как супружеская измена, прелюбодеяние, гомосексуализм, вероотступничество, колдовство, разбой, угон автомобиля, государственная измена и другие.

Ну и отсечение кисти рук за воровство по заветам предков. Правда, модернизация и новые веяния не обошли стороной этот тип наказания – теперь он применяется исключительно в отношении «гастарбайтеров», рабочих из Пакистана, Индии и других стран, едущих в «благословенную Аравию» на заработки.

Столь волнующая западных трансгуманистов тема, как гомофобия и прочее угнетение сексуальных меньшинств, – это как раз к Эр-Рияду. Гомосексуализм там наказывается поркой и тюремным заключением, а в случае повторного рецидива – смертной казнью.

Впрочем, тем западным радетелям проверить истинное положение дел с правами ЛГБТ будет затруднительно, поскольку в нынешнем году в Саудовской Аравии намерены ввести обязательное медицинское тестирование для иностранных туристов, которое позволяло бы выявлять гомосексуалистов не пускать их на территорию страны.

Приток нефтедолларов, интернет и глобализация ничуть не помогли саудовским богословам в разрешении активно обсуждающегося ими вопроса о том, является ли женщина человеком.

В принципе, наличие у нее разума и души местные теологи не отрицают, что, безусловно, является серьезным прогрессом на фоне дискутировавшегося в начале прошлого века вопроса о том, должно ли быть наказание за убийство собственной жены столь же строгим, как и за порчу соседского имущества, караемого поркой и возмещением ущерба.

Но практически все саудовские богословы сходятся в том, что эти разум и душа являются ущербными. Поэтому в королевстве женщинам запрещено водить автомобиль, появляться в общественном месте без сопровождения родственников мужского пола и общаться с незнакомыми мужчинами.

Женщина не может устроиться на работу или начать учёбу, открыть счёт в банке без разрешения мужа или родственника, а в судах показания одного мужчины равны показаниям двух женщин.

На фоне этого мракобесия как-то мелочно будет говорить о «политических свободах». Их нет в принципе, поскольку законом запрещена любая публичная критика династии и существующего строя.

В конце 2013 года житель Саудовской Аравии был приговорён к порке и 4 годам лишения свободы за то, что публично призывал к демократическим реформам и созданию конституционной монархии.

Отечественным прозападным общественникам, устроившим истерику вокруг государственных проверок их организаций и пророчествующим в этой связи о «возвращении кровавого 37-го», наверное, интересен будет тот факт, что в марте нынешнего года суд Эр-Рияда приговорил их коллег из НКО «Саудовская Ассоциация гражданских и политических прав» Абдуллу аль-Хамида и Мохаммеда аль-Кахтана к 11 и 10 годам тюрьмы соответственно за «нанесение вреда общественному порядку» и за «учреждение нелицензированной организации».

Отдельная тема – подавление саудовской властью выступлений шиитов в Восточных провинциях и фактически оккупированном Бахрейне – кстати, эта оккупация произошла два года назад при абсолютном молчании всего «прогрессивного международного сообщества».

Запреты на совершение коллективных пятничных намазов, бессудные аресты, пытки и физическое уничтожение шиитских активистов – это сегодняшний день и Бахрейна, и Восточных провинций, и Йемена, который Саудовская Аравия также «умиротворяет» руками «эскадронов смерти» из королевского спецназа.

В масс-медиа об этом вы не прочтете ничего, поскольку в западном истэблишменте «есть мнение», что «обсуждение вопросов о соблюдении прав человека в Саудовской Аравии представляется нецелесообразным». А такое мнение, по сути – директива для «самых свободных в мире СМИ».

Объяснение этакой «застенчивости» Вашингтона в отношении соблюдения «прав человека» Эр-Риядом банально до чрезвычайности. «Идеалы свободы» – это для внешнего употребления, красивый фантик, в который завернута пустота. Когда на кону военно-политические и финансовые интересы – идеалам и морали нет места, есть только политическая целесообразность.

По разным оценкам, с 1976 года Соединенные Штаты вложили в свой «непотопляемый авианосец Аравия», в составе которого не только саудиты, но и остальные монархии Персидского залива – Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ – от шести до восьми триллионов долларов.

Фантастические вложения для формирования «стратегического партнерства», для обеспечения контроля за регионом, для достижения реальных задач глобального доминирования и для извлечения сверхприбылей военно-промышленным комплексом и транснациональными корпорациями, а не для создания миражей неких «прав и свобод».

Сегодня для Вашингтона наступил момент, когда «непотопляемый авианосец Аравия» должен поддержать американское вмешательство на Украине. Белый дом обратился к руководству Саудовской Аравии и ее партнеров по Союзу арабских государств Персидского залива с призывом внести $15 миллиардов в пакет «срочной экономической помощи» Киеву.

Нет никакого сомнения в том, что обращение Вашингтона к главному своему партнеру в мусульманском мире, Эр-Рияду, не останется без ответа, поскольку стратегические цели США и Саудовского королевства в отношении России, Ирана и Сирии всегда совпадали.

А разногласия и недопонимания между двумя государствами, сопровождавшие весь президентский срок Обамы, вполне укладываются в поговорку «милые бранятся – только тешатся».

Подходы Эр-Рияда к киевским событиям ни в чем не отличаются от подходов к этому вопросу американских «ястребов». И если отношения Саудовской Аравии и Украины никогда не были особо тесными, то политику американских неоконсерваторов в отношении Киева Саудовская Аравия финансировала достаточно щедро.

Один из главных инструментов реализации интересов США – Национальный фонд поддержки демократии (NED) – на Украине вел 65 проектов, связанных с «созданием гражданского общества» и «тренингом» будущих боевиков евромайдана – и исправно получал саудовские пожертвования. Ибо Фонд вел аналогичную деятельность в Сирии и координировал усилия американских консерваторов и израильского лобби в ужесточении политики Вашингтона в отношении Ирана.

По предварительной договоренности с американской стороной Эр-Рияд готов также «вложиться» в «молодую украинскую демократию» напрямую и непосредственно оказать Киеву поддержку через «Украинско-Саудовский деловой совет».

Главной целью создания этого Совета еще в 2006 году, в период президентства Ющенко, был вопрос о возможностях расширения украинского оружейного экспорта в те страны, в которые США и Саудовской Аравии поставлять оружие напрямую было затруднительно по политическим соображениям.

Подходы Эр-Рияда к киевским событиям ни в чем не отличаются от подходов к этому вопросу американских «ястребов». И сегодня саудитам более чем выгодно оказать Обаме услугу в деле финансовой поддержки государственного переворота на Украине и уговорить на аналогичные действия Катар и Кувейт.

В обмен на это саудиты рассчитывают добиться от американского президента более агрессивной и жесткой политики в отношении двух важнейших для Эр-Рияда вопросов – противостояния распространению иранского влияния на Ближнем Востоке и свержения Башара Асада.

Политическая карта Ближнего Востока стремительно меняется, и вопрос саудовской гегемонии в регионе становится сегодня не формой удовлетворения амбиций династии, а вопросом ее физического выживания. Эр-Рияд сегодня срочно нуждается в серьезном внешнеполитическом успехе, и «взятие Дамаска» для него сегодня самый ценный приз.

«Смена режима» в Сирии укрепит позиции Саудовской Аравии среди арабских государств и позволит беспрепятственно реализовывать дальнейшие совместные с США региональные проекты – от создания иордано-палестинской федерации до формирования антишиитской лиги от Аравийского полуострова до Пакистана.

С другой стороны – американские «ястребы», ожесточенно критиковавшие Обаму за нерешительность в сирийском вопросе, после Крыма окончательно утратили сдержанность.

Шантаж и угроза санкций в отношении России не сработали, и теперь сохранение у власти правительства в Киеве, занявшего свои кресла при поддержке украинских неофашистов, – дело принципа, необходимое условие для нового этапа антироссийской партии в Восточной Европе.

А Сирия воспринимается ими как еще одно поле для реванша, как возможность окончательно вышвырнуть Москву с Ближнего Востока после падения Дамаска.

Финансы, которые Саудовская Аравия, Катар и Кувейт, откликаясь на призыв администрации Белого дома, готовы выделить для Киева – не единственный ресурс, который Вашингтон и Эр-Рияд готовы пустить в ход в противостоянии с Россией по «украинскому вопросу».

Прозвучавшее предложение Джорджа Сороса о необходимости снижения цен на нефть с целью обвалить российский бюджет вызвало массу комментариев, а планы продажи нефти из стратегического резерва США для увеличения предложения на рынке, как намекают на Западе, может стать «самой жесткой санкцией в отношении РФ».

В игре на понижение цен и на диверсификацию – замену российских источников энергоносителей – без помощи саудитов не обойтись, и это тоже станет темой для переговоров Обамы в Эр-Рияде.

Когда идет такая игра, когда на кону такие геополитические ставки – стоит ли обращать внимание на такую мелочь, как полное пренебрежение союзником демократическими идеалами, «правами и свободами»? До них ли, когда счет идет на миллиарды?

Собственно, начинающийся в эту пятницу визит Обамы в Эр-Рияд вполне недвусмысленно отвечает на вопрос о том, сколько стоит риторика американского президента о правах человека, свободе слова, вероисповедания и прочих «американских идеалах». 15 миллиардов долларов от саудитов для поддержки американского вмешательства на Украину.

«Побочный» эффект этой сделки – жертвы кровавого хаоса в Сирии и потенциально на Украине – по всей видимости, вашингтонской бухгалтерией будут проведены по другой ведомости – «издержки экспорта демократии».

Вероника Крашенинникова,
генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив

ИСТОЧНИК:  vz.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>