Сафонов: Приднестровью нужно выиграть время до Вильнюса

ПриднестровьеСобытия последних недель и месяцев показывают: власти Кишинёва не настроены на достижение взаимоприемлемого компромисса с ПМР. Более того, мы находимся накануне кардинальных геополитических сдвигов вокруг бывшей Советской Молдавии. Всё это вновь возвращает к выводу: переговоры между ПМР и РМ на политические темы не имеют смысла, рассуждает тираспольский политолог Андрей Сафонов в авторской колонке специально для «Нового Региона».

Кишинёвский тупик

На днях молдавские политики и чиновники сделали ряд знаковых заявлений.

Так, замминистра экономики Октавиан Калмык сказал 12 июня, что переговоры между ЕС и РМ о зоне свободной торговли успешно завершены. При этом он отказался разглашать какие-либо детали соглашения. Вице-министр выразил надежду, что ПМР также окажется в этой «зоне». Из этого следует, что позиция Кишинёва и стоящего за ним Брюсселя и Бухареста прежняя: никакого участия ПМР в Таможенном союзе и вообще интеграционных проектах в бывшем СССР.

Новая министр иностранных дел и европейской интеграции Молдовы, дочь первого президента РМ Мирчи Снегура Наталья Герман высказала мысль: «Даже один российский солдат с автоматом Калашникова на территории Приднестровья нарушает молдавскую Конституцию». Она уверена, что «когда Молдова станет европейской страной, она мирно и естественно включит в себя оба берега Днестра». Из этого следует, что руководство РМ, как и все 23 предыдущих года, выступает за полный и безоговорочный вывод осуществляющих физическую защиту Приднестровья российских союзных войск и за интеграцию унитарной Молдовы (включая Приднестровье) в ЕС.

Парламентская оппозиция в РМ мало чем отличается в этом вопросе от власти. Так, лидер коммунистов Молдовы, экс-президент страны Владимир Воронин утверждает: «В 2003 году мы были близки к разрешению приднестровского конфликта. Если бы Приднестровье согласилось со статусом автономной республики, то это удовлетворило бы интересы всех. В этом случае представители Тирасполя были бы представлены во всех государственных структурах для защиты интересов региона». Из этого следует, что руководство ПКРМ, пытающееся представить себя лояльной России силой, вообще сделало шаг назад: оно, во-первых, скрывает, что Меморандум Козака исходил из смешанной федеративно-конфедеративной модели урегулирования и не предусматривал превращения ПМР в автономную республику в составе унитарной Молдовы; во-вторых, замалчивает срыв подписания Меморандума-2003 самим Ворониным; в-третьих, абсолютно голословно возлагает ответственность за собственные антироссийские шаги того времени на Тирасполь. Ничего отличающегося от позиции «Коалиции проевропейского правления» в подходе к урегулированию на Днестре ПКРМ не предлагает.

Итак, значимые политические силы Молдовы едины в верности подходам 1990-х годов. Их базовая ценность: Кишинёв – главный по вертикали; внешняя политика – только его дело; унитаризм незыблем.

Это – тупик.

Помощь Кишинёву идёт с Запада

Политики Запада и эксперты, поддерживающие власти Молдовы, помогают обосновать точку зрения Кишинёва.

Представитель ЕС в РМ Дирк Шубель считает, что ПМР должна присоединиться к Зоне торговли ЕС-РМ, отказавшись, тем самым, от ориентации на Таможенный союз и все евразийские интеграционные проекты. По мнению Шубеля, «ЕС готов оказать бизнесу Приднестровья помощь в модернизации и адаптации к новому торговому режиму».

В унисон с такими высказываниями посол РМ в Германии Аурелиу Чокой предлагает поиск более эффективного с точки зрения попыток подчинения ПМР переговорного формата: «Задача Кишинёва здесь заключается в поиске и предложении альтернативных сценариев для переговорного формата «5+2».

Заместитель директора программы России и Евразии Фонда Карнеги Мэтью Рожански (США) анализирует проблему более углублённо. По его мнению, нужно искать новый формат, ибо формат «5+2» устарел. В то же время, продолжает эксперт, в РМ выросло новое поколение, которое не знает, что такое СССР. Нужно учитывать столетнюю историю, ситуацию с большевиками, с Румынией, а также нужно обратиться к положительным примерам, которые были между Украиной и Польшей. К словам Рожански необходимо, как нам представляется, добавить, что с 1990-1991 годов и в ПМР выросли молодые люди, не знающие не только СССР, но и единой Молдавии, а потому для них действительно выглядит позитивным пример Украины и Польши, которые, преодолев вековые противоречия, начали развиваться как отдельные независимые страны.

Старший аналитик Jamestown Foundation (США) Владимир Сокор, выходец из Румынии, в очередной раз выступил даже против федерализации бывшей МССР. Он попытался стравить Москву и Киев на молдо-приднестровским поле, заявив на недавней конференции в Киеве: нельзя допустить федерализации Молдовы, потому что за этим последует федерализация Украины. Эксперт ушёл от очевидной для всех специфики конфликта на Днестре, не имеющей отношения к Украине, в том числе от подстегнувшего провозглашение ПМР в 1990 году воинствующего унионизма в Кишинёве.

Итак, Запад видит Приднестровье в будущем так же, как и власти Молдовы. Есть нюансы, но они носят частный характер. В целом позиция Запада тоже неприемлема для ПМР.

Зона свободной торговли РМ-ЕС – гильотина для ПМР

Что такое зона свободной торговли ЕС-РМ?

На этот вопрос ответить просто. В СМИ это суммировано: постепенная либерализация торговли, свободное перемещение рабочей силы, снижение таможенных тарифов, технических и нетарифных барьеров, отмена количественных ограничений и гармонизация законодательства Молдовы с европейским.

Переведём на человеческий язык. Перед нами – полное уничтожение производства РМ, бесконтрольный допуск товаров из ЕС в Молдову, недопуск товаров из РМ в Европу по каким-нибудь выдуманным причинам их несоответствия европейским стандартам, отказ от законодательной помощи своим производителям. В индустриальной ПМР кое-что от производства до последнего времени оставалось. Теперь присоединение Приднестровья к зоне свободной торговли означало бы не только уничтожение остатков собственного производства, но и вхождение в Молдову, так как с точки зрения ЕС никакого Приднестровья не существует. Законодательство РМ должно распространиться на ПМР. В том числе – закон о легализации гомосексуализма, принятый в 2012 году, а также решение о выводе российских войск и миротворцев РФ.

Парафирование соглашений ЕС-РМ ожидается в Вильнюсе на саммите «Восточного партнёрства» в ноябре. Значит, с этого момента на Днестре и вокруг него наступит принципиально новая ситуация.

Присоединение к ЗСТ для ПМР – это крах государственности и экономики. Отказ – конфронтация и итоговый разрыв переговоров.

О пользе процесса вытягивания резины

В самом Кишинёве ситуация на ближайшую перспективу стала ясной: досрочных парламентских выборов не будет. Значит, не появится и шанса отстранить до Вильнюса от власти правящую коалицию.

До Вильнюса – пять месяцев. В Вильнюсе власть РМ официально продекларирует путём подписания или парафирования соглашений с ЕС: мы включены в сферу влияния Запада и Румынии. О Румынии сказано не ради красного словца. Президент Румынии Траян Бэсеску 12 июня заявил: «Мы бы желали, чтобы во время саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе материализовали свое стремление подписать соглашения об ассоциации с Евросоюзом и Молдова, и Украина, поэтому наше государство поддерживает подписание этих двух важных для Украины и Молдовы документов».

Ход прямой, хоть и примитивный: Бухаресту, опирающемуся на поддержку США и ЕС, крайне важно для поглощения Молдовы и Приднестровья, а также для отрыва Южной Бессарабии и Северной Буковины от Украины, оторвать Киев, Кишинёв и Тирасполь от бывшего Союза. В первую очередь – от России. Если это удастся, то Россия не сможет помочь в организации отпора планам румынской экспансии. А тогда Бухарест сможет взять нужное ему практически голыми руками.

Теперь, начиная с этих июньских дней, когда перспектива развития ситуации определилась, ПМР просто должна дотянуть время до ноября любыми способами, уходя от малейших попыток Кишинёва и его союзников говорить о проблемах политики и статуса Приднестровья.

До Вильнюса дипломатам ПМР можно посидеть дома

Приднестровью надо элементарно дотерпеть до подписания соглашений РМ-ЕС. Эти соглашения Тирасполю не нужны. Они для ПМР вредны. Участвовать в них ПМР не собирается.

Как только будут подписаны документы в Вильнюсе, Тирасполь мог бы ещё раз официально поставить вопрос об участии ПМР в работе Таможенного союза под любым соусом. Каким конкретно – это неважно. Главное – дать всем понять, что неучастие ПМР в зоне свободной торговли РМ-ЕС – это всерьёз и навсегда. Если Молдова уходит на Запад через Румынию, ПМР имеет полное право туда не идти.

Отдельное место могла бы занять интеграция ПМР в евразийском пространстве через посредство Южной Осетии и Абхазии – стран, уже признанных Россией.

На сегодняшний день очевидно: вовлечь через приднестровский рычаг всю бывшую МССР в процесс присоединения к Таможенному Союзу и к евразийской интеграции в целом не удалось. Как будет дальше – неясно. Но сегодня рационально работать с теми, кто уже готов к вовлечению в центростремительные процессы в бывшем СССР. Если в будущем Молдова изберёт такой же путь, ничто не помешает ей сделать это, невзирая на ситуацию с Приднестровьем.

А пока политическое и экономическое размежевание между ПМР и РМ нарастает. В ноябре в Вильнюсе оно будет оформлено. Нужно ли до того времени вообще ПМР участвовать в переговорных встречах в формате «5+2»? В положительном ответе на этот вопрос нет уверенности…

Простая истина в том, что для ПМР до Вильнюса нужно только одно – выиграть время.

Андрей Сафонов

ИСТОЧНИК:  nr2.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>