Сланцевая авария американской экономической модели

754350673859124Третья по величине в Японии многопрофильная торговая корпорация Itochu продала свой нефтегазовый бизнес в США за $1, сообщило во вторник агентство Bloomberg. Сланцевый производитель Samson Resources Corp. согласился выкупить 25% своих акций у Itochu за символическую сумму. В договоре о сделке, размещенном на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США, специально оговаривается, что стороны соглашаются с суммой в один доллар как полной и адекватной за 25% акций компании.

http://top.rbc.ru/economics/23/06/2015/558929459a794772988bc541

Западная, в частности американская экономика все больше становится похожа на закипающий котел. Судите сами. Во второй половине прошлого века серьезных системных кризисов было три. Причем лишь один из них, нефтяной 1973 года, относился к разряду глобальных, так как по последствиям он превзошел даже азиатский финансовый. Все прочие носили, в общем, только локальный характер. А за последние пятнадцать лет мир получил: американский кризис доткомов 2000 года, американский ипотечный кризис 2007-го и вот теперь явно обозначившийся американский сланцевый кризис 2014-го. В конце концов, если инвестор теряет миллиард долларов за четыре года, разве это не подтверждение кризиса в отрасли? Причем, если «сланцевый производитель», т.е. компания, позиционирующая себя как добывающая, выкупает четверть своих акций за символическую сумму в один доллар, значит и остальные три четверти тоже не стоят ничего. А ведь Samson Resources Corp. является одним из лидеров сланцевой добычи в США.

Впрочем, видимо уже не являетСЯ, а, судя по всему, являЛАСЬ. О том, что данный случай не есть исключение из правил наглядно свидетельствует продолжающееся уже второй год падение количества буровых установок и числа вновь пробиваемых скважин. В отличие от обычных, сланцевые скважины выдают «продукт» лишь 3 — 4 года. Потом все, требуется бурить новые. Раз новые не бурятся, значит добыча падает, а в нее, точнее, в работающие в сланцевой отрасли компании, с 2008 по 2011 год была вложена прорва денег. Точных цифр в открытых источниках нет, но отраслевые эксперты говорят о сумме порядка 4 — 5 триллионов долларов. Которые уже явно не вернуть.

Следует отметить, происходящее является закономерным результатом не только обозначившейся системной проблемы «экономики ссудного процента», хотя ее вклад в общий результат трудно переоценить. Однако у американцев все вполне могло получиться, если бы не их идиотская внешняя политика и неприкрытый снобизм. Парадоксально, но к коллапсу сланцевой отрасли США привел стратегический закон шахмат: лидер обязан продолжать атаковать под угрозой потери своего лидерства.

Дабы оставаться признанным мировым лидером Соединенные Штаты вынуждены постоянно подчеркивать свое неоспоримое превосходство над остальными странами. Вот они и доподчеркивались, в какой-то момент упустив представление общей картины. США вкладывают деньги в развитие энергосбережения и собираются в перспективе до 2025 года снизить долю энергетических издержек в структуре себестоимости американских товаров на 12 — 15%, в идеале — на 20%. Круто. Ура! США заявляют о шестой технологической революции, как переходе на новые технологические решения в жизни. В частности, на электромобили в автотранспорте. Это не только научно-технический прорыв, это еще улучшение экологии и снижение объемов потребления углеводородного топлива, да и вообще просто эстетически красиво. Вау! Мы лучшие! Однако в грохоте бурных оваций и мельтешении рекламных роликов утонули незамеченными два серьезных звоночка. Оба озвученных американских прорыва означали снижение американцами объемов закупки нефти. А доля США составляет 25% от ее мирового потребления. Нефть это кровь экономики ведущих промышленно развитых стран. Если лидер станет сокращать потребление, то кому тогда добывающие страны ее смогут продать еще? Ну и последним шагом, сдвинувшим лавину, оказались заявленные Вашингтоном планы превращения США из импортера углеводородов в их экспортера. Прежде всего — в Европу. На счет конкретного механизма обвала можно спорить. Бытует несколько вполне обоснованных и довольно логичных версий. Скорее всего истина где-то между. Главное в другом.

Основные производители нефти не могли проигнорировать такие явные звоночки. И обвалили цену. Лишь очень наивные и недалекие люди могут полагать, что это было сделано чтобы насолить России. Мы добываем всего 12% от мирового объема. Хотя снижение доходов от продажи углеводородов нам тоже весьма неприятны. Но главной целью являлись все же не мы. Основной удар наносился исключительно по сланцевой революции в США и результат это подтверждает со всей очевидностью. Россия конечно потеряла в деньгах, но не уменьшила добычу, а сланцевая добыча в Америке — кирдык. И все стратегические планы Штатов, с нею связанные — кирдык тоже. Взять хотя бы два наиболее явных момента. При среднем мировом уровне цен на нефть в 100 — 110 долларов, США за счет внутренних юридических ухищрений планировали продавать сланцевую нефть американской промышленности по примерно 24 доллара за баррель. Тем самым обеспечив ей нехилый размер выигрыша в конкурентоспособности за счет экономии на энергетических издержках. Плюс к этому США предлагали Евросоюзу «начать тесно дружить домами» (договор о зоне свободной трансатлантической торговли, TTIP) и прекратить сотрудничество с РФ как раз в обмен на обещание заменить российский трубопроводный газ американским сланцевым. И то и другое сейчас накрылось огромным медным тазом.

Впрочем, сланцевый кризис, не смотря на его масштабность и собственные внутренние механизмы возникновения, в сущности является всего-навсего лишь одним из частных решений общего глобального уравнения господствующей западной модели экономики. Основанной на императиве бесконечности размеров потребительского рынка и обязательности неуклонного роста финансовых показателей. Свободное место на рынке кончилось. Не абстрактно, а вполне себе конкретно. Все рынки сбыта полностью освоены. Их рост, как таковой, носит незначительный характер. К примеру, всего в мире продается примерно десять миллионов новых автомобилей в год. В одних странах продажи чуть растут. В других — снижаются. Но общая цифра по планете в целом уже который год подряд остается неизменной. Вот в эту границу предела потребления товаров и услуг западная экономическая модель со всей дури и врезалась. Причем американцы, как лидеры, находятся в авангарде процесса. Потому и последствия сказываются на них в первую очередь.

Впрочем, о сути и причинах этой аварии западной экономической модели поговорим в следующий раз. Слишком уж большая и глубокая тема. Сейчас просто констатируем результат. Не надо было американцам так уж глобально хвастаться своей сланцевой революцией, ой не надо было. Но, увы, законы стратегической игры суровы и неумолимы. Хочет он того или нет, но лидер обязан атаковать.

Александр Запольскис 

ИСТОЧНИК: cont.ws