Смена власти в Афганистане: реванш над «либеральным миропорядком»

Происходящее в Афганистане – это реванш истории, религии и идеологии над современностью и глобализмом, заявил сенатор Алексей Пушков.

«Это не оценка, а констатация объективного феномена. От современности и глобализма там, судя по всему, остается лишь борьба за передел глобального рынка наркотиков. Так что эти термины здесь используются не оценочно, а нейтрально: далеко не все стороны современности и прогресса в его неолиберальном понимании нужно приветствовать, как и не все историческое и религиозное наследие (особенно которое несут с собой талибы) является плодотворным и ценным», – сообщил Пушков.

«Катастрофичное для США и для «либерального миропорядка» развитие событий в Афганистане показывает, насколько недалекими, насквозь идеологизированными и высокомерными были авторы и адепты западной концепции «конца истории», провозгласившей неизбежную победу либерального капитализма в глобальном масштабе. Сейчас США отступают – вместе со своей доктриной, которая на протяжении 30 лет была основой их политики «экспорта демократии». Пришло время говорить не о «конце истории», а о закате целой школы мысли, целой системы мифов и представлений, а заодно и о крахе западных «историков», которые, вне себя от счастья от распада СССР, провозгласили ее конец», –  заявил Алексей Пушков. Американская элита будет пытаться изобразить развитие событий в Афганистане как недоразумение и исключение из исторического процесса. Но это тоже будет грубой ошибкой, как и прежняя уверенность в жесткой предопределенности этого процесса.

Религиозная подоплека

Основополагающей религией и идеологией «Талибана» является ислам суннитского толка ханафитского мазхаба (школы). Для суннитов Коран и Сунна являются первоисточниками религии. Они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов (стихов) Корана и хадисов (сообщений о любом слове или деянии пророка Мухаммеда, молчаливом одобрении им), а в случае их отсутствия – на основании доводов своего разума. Сунна – второй после Корана источник исламского права. Она объясняет и дополняет его на примерах жизни Мухаммеда. Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе – четкая иерархия вердиктов авторитетов школы. Поэтому на основе Корана выстраивается жесткая дисциплина в общине, определяется образ жизни правоверных, который отвергает идеологию западного мира и значительную массу его достижений и ценностей.

В  исламе существует запрет на изображения человека. Хотя Коран об этом ничего не говорит, обычно ссылаются на один из хадисов, цитирующих пророка: «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили». Именно этим и объясняется взрыв статуй Будды в Бамиане в 2001 году. «Ислам запрещает изображение человека. Поэтому нам в Афганистане это ни к чему», – заявил мулла Омар. Тогда за считаные дни талибы уничтожили сотни музейных экспонатов Кабула, Герата, Газни, Кандагара, изображающих Будду, в том числе две гигантских (37 и 53 м) каменные статуи Будды, высеченные в скале примерно полторы тысячи лет назад в пригороде Бамиана. В военных операциях талибы выступают единым фронтом, но внутри себя они представляют собой довольно раздробленную группу. У них есть несколько направлений мысли. И то, что говорят дипломаты в Дохе, может сильно отличаться от того, что делают командиры на местах. Более того, действия талибов в Кандагаре могут отличаться от того, что будет происходить в районе, который недавно перешел под контроль движения. Часть из них уже пользуется смартфонами, в то же время в некоторых районах, куда пришли талибы, запрещено слушать музыку и смотреть телевизор Но все же определяющим при анализе «Талибана» является их очень консервативное понимание ислама.

Один из уроков, который «Талибан» усвоил из 2000-х, заключается в том, что им не стоит позволять международным джихадистским группировкам использовать Афганистан как базу, где можно укрыться и тренироваться, чтобы потом атаковать Запад, Россию или страны Центральной Азии. Я думаю, «Талибан» понял, что именно укрывательство «Аль-Каиды», по сути, привело к тому, что они потеряли власть в стране. Ведется много споров о том, в какой степени талибы реально разорвали свои связи с «Аль-Каидой». «Талибан» сейчас пытается показать себя лучшей из альтернатив для Афганистана.

Не забывая, что пророк Мухаммед говорил: «Война – это обман». Что, собственно, и делает МИД России последние три года, вызывая резкую критику либеральной оппозиции в нашей стране и ее сторонников за ее пределами. Но поддерживаем же мы дипломатические отношения с США и Великобританией, которые открыто объявляют Россию врагом. Чем талибы хуже?

Мирное соседство Афганистана и стран Средней Азии, которые традиционно называют «мягким подбрюшьем России», обеспечивает мир в этом регионе, прежде всего в нашей стране. Добиваясь своих целей не военными, а дипломатическими способами, а также работой спецслужб, следует учитывать, что Россия имеет традиционно сильные позиции в Афганистане, которые нужно использовать, побеждая не силой оружия, а силой разума. Но и о силе оружия не забывая.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>