Соглашение с ЕС. Равнение на Румынию? /АНАЛИТИКА/

060714013 июля парламент Румынии ратифицировал Соглашение об ассоциации Украины, а также Грузии и Молдовы с Евросоюзом. Румыния стала первой страной, прошедшей процедуру ратификации соглашения, что у румын вызывает даже чувство гордости.

Подписание экономической части соглашения в самой Украине на фоне кровопролития на Донбассе и ухудшения реальной экономической ситуации в стране не вызвало особой эйфории. Даже у ориентированной на Европу публики.

Скорее, оно было встречено ею со сдержанным оптимизмом. Но вера определённой части населения в то, что Запад поможет Украине решить её социально-экономические проблемы и стать полноценной «европейской» страной с соответствующим развитием экономики и высоким уровнем жизни, по-прежнему очень велика.

Веру эту старательно «подогревают» официальные и олигархические СМИ. И в качестве яркого примера успешной евроинтеграции они давно уже преподносят нам Румынию. Весной сего года на телевидении прошла массированная кампания по пропаганде достижений нашего юго-западного соседа – члена ЕС с 2007 года.

Вот, к примеру, украинский телеканал ICTV в апреле выдал материал (с видео) «От нищеты к стремительному экономическому взлёту. Как Румыния шла к Евросоюзу».

«Бродячие цыгане, брички и сплошная бедность – именно такой образ ещё десять лет назад Румыния имела практически во всём мире», – начинается рассказ. Во всём этом был виноват, понятное дело, коммунистический режим Н. Чаушеску. «Ценой свержения режима стали 1104 героически отданные жизни. Диктатора расстреляли. Автоматные пули помогли румынам избавиться от прошлого, а на руинах коммунизма пришлось строить новую страну. …И сегодня, через 25 лет после тех событий, они имеют совершенно новую страну».

И далее: «С 2007 года Румыния – полноправный член Европейского союза, а безопасность её границ гарантирует членство в НАТО. Подписав в 93-м соглашение об ассоциации с Европейским союзом, страна открыла двери не только для европейской помощи, но и для инвестиций».

Теперь остаётся только обратиться к статистическим данным и выяснить, насколько в реальности процветает «европейская» Румыния и счастливо живёт её народ.

И тут-то выясняется, что украинские СМИ несколько приукрашивают действительность. Выявляется, что за 20 лет ассоциации и – из них последние 7 лет – полноценного членства в ЕС Румыния не так уж и далеко ушла от нас, хотя мы продолжаем падать…

ВВП на душу населения Румынии (по ППС) составил в 2013 году (по данным МВФ) 13,4 тыс. долл. – 72 место в мире среди 184 стран, приведённых в списке. Конечно, это намного больше, чем на Украине (7,4 тыс. долл., 104 место) или, скажем, в Черногории и Сербии. И куда больше, чем в Грузии (6,15 тыс. долл.), которую тоже по какому-то недоразумению постоянно ставят нам в пример.

Но обратим внимание на то, что выше Румынии располагаются – что показательно – все страны Таможенного союза: Казахстан (14,4), Белоруссия (15,75) и РФ (17,9 тыс. долл.). Если же брать аналогичные данные Всемирного банка (за 2012 год), то Румыния (18 тыс. долл.) всё-таки немного опережала Белоруссию (17,2), но при этом уступала Казахстану (21,9) и РФ (23,6 тыс. долл.).

ВВП на душу населения в Румынии ниже среднего по Евросоюзу более чем вдвое. При этом за официальной чертой бедности пребывает (2011 год) 22,2% населения. Реально же уровень нищеты в стране намного выше. В 2012 году издание EUobserver оценивало долю нищих в населении таких «новых стран Европы», как Болгария, Румыния и Латвия, величиной порядка 40%, а среди румын в возрасте до 17 лет нищих насчитали вообще 48,7%.

Из чуть более 20 млн. жителей страны лишь около 5 млн. делают отчисления в государственные страховые фонды; остальные (подобно тому, как и у нас) – это пенсионеры, безработные, лица, живущие за счёт заработков за границей, а также ведущие натуральное хозяйство или же подрабатывающие в теневом секторе экономики. В Румынии отмечается большая региональная неравномерность в распределении доходов, сильные различия в уровне жизни в Бухаресте и провинции, в городах и сельской местности, между доходами крупных чиновников и простого народа (примерно в 50 раз). И вступление в ЕС к ликвидации социального неравенства пока, увы, не ведёт.

После падения социализма в Румынии быстро «завалилась» и её экономика, которая в 1990-е годы оказалась на грани краха. Но социальное напряжение было отчасти снято благодаря выезду свыше 2 млн. румын в Европу, а потом в страну таки пошёл довольно серьёзный приток иностранных инвестиций. Одно время, в начале 2000-х годов, национальная экономика росла отличными темпами (2004 год – 8,4%), благодаря чему страна заслужила прозвище «Карпатского тигра» (по аналогии с азиатскими, балтийскими и прочими быстрорастущими «тиграми»).

Нужно иметь в виду, что «нулевые» годы вообще вошли в историю как период мирового экономического бума, казавшегося кое-кому бесконечным, но в итоге приведшего к обвальному кризису 2008–2009 годов, означавшему, по сути дела, фиаско неолиберальных моделей экономического развития. В большинстве постсоциалистических стран тогда реально происходило оживление экономики, шло её восстановление, которое выявилось опять же временным, неустойчивым. Если помните, и Украина в последние годы правления Кучмы, накануне «помаранчевой» революции, безо всякой ассоциации с Евросоюзом била все рекорды по темпам экономического роста – так что утверждать, будто причиной тогдашнего бурного роста экономики Румынии была именно её интеграция (в форме ассоциации) с ЕС, никак нельзя. Очевидно, главной причиной того бума являлась благоприятная общемировая конъюнктура, позволявшая реанимировать простаивавшие, но пока ещё работоспособные производственные мощности и даже отчасти создавать новые.

Лишь в 2006 году Румыния вышла, наконец, на уровень ВВП 1988 года. Впрочем, тут она вправду может служить нам примером – ибо Украина до сих пор далека от уровня ВВП 1991 года, а после разрушения Донбасса, всех экономических и политических авантюр нынешнего правительства может откатиться далеко назад, оказавшись вместо обещанной нам Европы где-нибудь в Африке…

По иронии судьбы как раз первые два года после вступления в ЕС стали для Румынии последними годами быстрого экономического роста: 6,3% в 2007 и 7,3% в 2008 году. В кризисные 2009 и 2010 годы произошёл обвал (–7,1% и –1,6% соответственно). И с тех пор Румыния, как и весь Евросоюз в целом (и вместе с ним!), топчется на месте с темпами прироста порядка 2% [2013 год – 2%, в 2012 году – лишь 0,7% (данные по темпам роста ВВП взяты из CIA World Factbook)].

Министерство экономики Румынии, правда, отрапортовало о том, что в прошлом году ВВП вырос на 3,5%. Соответствующие данные можно встретить, например, на сайте посольства Румынии в Казахстане, но мы больше склонны доверять в этом вопросе американской разведке.

Максимальный рост промышленного производства был достигнут в Румынии опять-таки в 2007 году – 10,6%, в 2009 году промпроизводство упало на 7%; данные за последние годы: 2011 год – рост 6,8%, 2012 – 0,1%, 2013 год – 2,6%.

Правда, в условиях интеграции национального хозяйства в Европу быстро растёт румынский экспорт (с 33 млрд. долл. в 2007 году до 51,3 млрд. долл. в 2012-м и 61,2 млрд. долл. в 2013 году).

Однако во внешней торговле сохраняется отрицательное сальдо (что является давней бедой и для Украины). В 2013 году импорт составил 69,2 млрд. долл.; соответственно, сальдо внешней торговли – минус 8 млрд. долл.

Развитие ключевых отраслей национальной экономики характеризуется противоречивостью. Скажем, в 2000-е годы в Румынии неплохо росла автомобильная промышленность, куда активно шли инвестиции от крупных западных компаний.

Зато чёрная металлургия – положение дел в этой отрасли, очевидно, особенно интересно для нас, граждан Украины, – катастрофически «сжимается». В далёком 1989 году Румыния выплавила 15 млн. тонн стали. На пике бума 2000-х, после обвала 90-х годов, выплавка составляла только 6,3 млн. тонн, упав в 2009 году до 2,7 млн. тонн. Данные за 2010 год – 3,9 млн. тонн, 2013 год – 2,9 млн. тонн. То есть со времён социализма произошло пятикратное падение отрасли! И если в 1989 году на металлургических комбинатах трудились 225 тыс. чел., то в 2010 году – 23,5 тыс. чел. К слову, в чёрной металлургии Румынии тоже заправляет Arcelor Mittal.

В 80-е годы притчей во языцех были предпринимавшиеся в социалистической Румынии безусловно непопулярные меры по экономии электроэнергии, когда свет подавали в дома лишь в определённые вечерние часы.

Парадокс состоит в том, что в 1981 году страна произвела 70 млрд. кВт*ч электроэнергии, а в 2013 году – только 59,4 млрд. кВт*ч (притом что в 1990-е годы вступила в строй АЭС «Черновода»). Вряд ли такое сокращение выработки электроэнергии можно объяснить внедрением энергосберегающих технологий и объявить чем-то прогрессивным – производство электричества вообще выступает одним из главных показателей экономического развития страны. Данный факт явно отражает деиндустриализацию страны. И эта беда, как мы знаем, постигла после вступления «в Европу» и ту же Болгарию, и Прибалтику, и других.

При Чаушеску Румыния входила в десятку крупнейших экспортёров оружия в мире. Экспорт, однако, упал с 1 млрд. долл. до 43 млн. долл. в 2006 году.

Если в 1990 году в ВПК Румынии было занято 220 тыс. работников, то в 2009 году – лишь 20 тыс. В своё время страна обладала достаточно развитой крупной авиационной промышленностью. В частности, именно она серийно строила (преимущественно для СССР) в огромных количествах, тысячами, учебно-тренировочный самолёт Як-52. С тех пор выпуск авиатехники сократился на порядок-два.

Проблемы существуют и в сельском хозяйстве Румынии. Если в начале 80-х годов урожаи зерновых достигали 20 млн. тонн, то в последнее время сбор зерна обычно составляет порядка 15 млн. тонн, а урожай пшеницы 2007 года оказался худшим с 1940 года!

Зато – как и у нас! – вырос сбор подсолнечника и рапса, ориентированных на внешний рынок. 80% тракторного парка Румынии крайне изношено (срок службы трактора – в 3–4 раза больше, чем в Европе); один трактор приходится на 54 га земли, тогда как в целом по Евросоюзу – один трактор на 13 га.

Официальный уровень безработицы в Румынии по европейским меркам невысок. Он снижался в 2000-е годы (с 7,6% в 2003 году до минимума в 4% в 2008 году), вырос до 7,5% в 2011 году, но к прошлому году его снова удалось опустить до 4,8%. Однако эти «благозвучные» статданные, как и у нас на Украине, совершенно не отражают действительное положение дел в сфере занятости.

Ибо по состоянию на 2013 год десятая часть населения Румынии (2,1 млн. человек) выехала на заработки в Западную Европу. Почти 900 тыс. румын официально трудоустроены в Италии, 800 тыс. — в Испании и более 100 тыс. – в Германии. Причём, как признали власти Румынии, существенный рост числа гастарбайтеров зафиксирован именно после вступления страны в Евросоюз в 2007 году.

Думается, приведённые данные по трудовой эмиграции лучше всего, лучше любых благостных телекартинок и рассказов сладкоголосых сирен характеризуют «успехи» Румынии в результате её евроинтеграции. Они же позволяют предвидеть и наше будущее после того, как для обездоленной, доведённой до «руины» (теперь уже в буквальном смысле) Украины будут таки окончательно открыты границы для отъезда её граждан в Европу в поисках пристойной жизни.

«Выдавливанию» трудоспособного населения Румынии способствует, между прочим, и то обстоятельство, что западный капитал, скупая румынские предприятия (а румыны фактически уже превращаются в батраков, в слуг на своей земле), предпринимает меры по поднятию их рентабельности, попросту говоря – сокращает в массовом порядке работников, а оставшихся подвергает усиленной эксплуатации. В Интернете можно найти рассказы румын о тяжёлых условиях их работы, о том, как им приходилось за скромную зарплату трудиться по две смены, валясь с ног от усталости, – и именно это подтолкнуло их к трудовой миграции.

Как-то по одному из каналов украинского телевидения показывали красивые картинки образцового реформирования здравоохранения в Румынии. Но вот факт: за последние два года страну покинули 30% врачей! По официальным данным, число эскулапов в Румынии сократилось с 20 тыс. чел. в 2011 году до 14 тыс. в прошлом году. 14 тыс. докторов покинули Румынию после её вступления в ЕС! Причина проста: первичная зарплата врача в Бухаресте – 350 евро против 3000 евро в Германии или Великобритании. Вдобавок сфера здравоохранения в Румынии столь же коррумпирована, как и в нашей стране.

* * *

Надо сказать, что в отличие от румынского парламента Верховная рада не может обеспечить ратификацию так быстро, как этого хочется многим в ЕС, а заокеанскому партнеру особенно. Дело в том, что ратификации должны предшествовать трехсторонние консультации между Украиной, Евросоюзом и РФ, начало которых намечено на 11 июля в Брюсселе. Как утверждают некоторые СМИ, если бы украинская сторона скрепя сердце не согласилась на трехсторонние консультации Украина—ЕС—Россия по поводу реализации Соглашения об ассоциации, то и «торжества евроинтеграции» 27 июня для Украины не состоялось бы.

Константин Дымов

ИСТОЧНИК:  odnarodyna.com

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>