Турция: сошлись борцы за демократию

восстание в турцииВ Турции всё смешалось, как в доме Облонских. Массовые демократические протесты в стране против автократа Эрдогана привели к тому, что последний встал и заявил, что бунтовщики-де «подрывают демократические устои». Даже Белый дом не удержался и напомнил зарвавшемуся турецкому правительству, что «мирные демонстрации — часть демократического волеизъявления». Параллельно с заявлением премьер-министра репрессивный аппарат государства (а он всегда и везде исключительно авторитарный и исключительно монопольный — по закону) заточил в каталажки 1700 человек. Это только на утро 3 июня; число задержанных и арестованных в Стамбуле, Анкаре и других городах растёт.

Массовые демонстрации начались 28 мая с экологической неувязки: Р. Т. Эрдоган решил истребить зелёный оазис — парк Гези в центре Стамбула. Выкорчёвывание деревьев называлось демагогически «реконструкцией». Как, горожане против новой стройки? И полиция применила против манифестантов водяные пушки и слезоточивый газ — мирное оружие этой самой, как её, демократии.

Автократ Эрдоган, или демократ, или тоталитарный исламист — не суть важно. Нынче уже малому младшекласснику-школьнику ясно: тот, кто у власти, тот и прав. Этому же школьнику ясно, как нынче делаются социальные бунты и производятся маленькие и большие революции. Для этого существуют налаженные Цукербергом и прочими предприимчивыми персонами XXI века отдушины свободы: «Фейсбуки», «Твиттеры» и другие аналоги «вконтактиков».

Пообщавшись через социальные сети и наметив программу-минимум и программу-максимум, товарищи недовольные в массовом порядке собрались на площади Таксим.

Журналисты сразу уловили аналогию с площадью Тахрир (это в Каире), где когда-то стартовала египетская революция. Историк Лев Вершинин, впрочем, пишет, что в Турции вовсе не «весна» и что «Реджеп-бей сам по себе «турецкая весна», только растянутая во времени и слегка отмакияженная под «европейские ценности». На самом деле это не совсем так, потому что в том же Египте «весну» производили отнюдь не только исламисты («Братья-мусульмане» и им подобные). В Сирии против Асада воюют вовсе не одни исламисты. К тому же, как замечает А. Федяшин («Голос России»), даже проправительственная печать Турции называет реакцию властей на экологические протесты излишне жёсткой. Как написала происламистская англоязычная газета «Today’s Zaman», «проблема парка Гези может стать той последней соломинкой, которая сломает терпение населения, и это приведёт к потере исламистского контроля над Стамбулом — городом, которым они управляют все последние 20 лет». Газеты же либерального толка прямо утверждают, что реакция властей может стоить карьеры «новому султану».

За Стамбулом волнения перекинулись на Анкару, Измир, Адану, Самсун, Газиантеп и другие города — на 3 июня было насчитано почти сто протестов в разных городах страны. И почти везде были стычки с полицией. Почти везде государство демонстрировало своё неприятие народных протестов. И почти везде против этого самого государства выступали в невиданном ранее единении и левые, и кемалисты, и курды, и просто студенты или профсоюзные работники. В их рядах были замечены даже футбольные фанаты, которые в последнее время вообще сделались активным сегментом протестных манифестаций по всему миру.

Это подлило масла в огонь. Эрдоган, как ни крути, сам расписался в собственных авторитаризме и недалёкости. Гроша ломаного не стоят его заявления о демократии. Если уж говорить на тему народовластия, то как раз турецкий народ самым натуральным образом объединился в борьбе против диктатора, с 2003 года указывающего этому самому народу, куда ему идти.

САНА передаёт, что в Измире демонстранты подожгли здание штаба Партии справедливости и развития. В Анкаре с вертолётов был распылён слезоточивый газ над жилыми кварталами — для того, чтобы разогнать демонстрантов, укрывшихся в зданиях. Сотни граждан там пострадали в столкновениях с полицией. Агентство «Рейтер» сообщило, что турецкая полиция в Стамбуле применила перцовый и слезоточивый газ против группы молодёжи, закидавшей камнями офис Эрдогана. (Другие источники указывают, что в офис этот летели и бутылки с зажигательной смесью). Сотрудники бригад «скорой помощи» сообщили, что более 1000 человек в Стамбуле получили ранения.

Радиостанция «Би-би-си» 3 июня передала, что ночные столкновения протестующих с полицией в стамбульском районе Бешикташ стали самыми кровопролитными за всё время волнений. Мечети, магазины и здание университета превратились в перевязочные пункты. Участники протеста разбирали ночью мостовые и строили из них баррикады. Полиция отвечала слезоточивым газом. В ночных столкновениях участвовало около 10 тысяч человек. Лишь за два дня в 67 городах страны было арестовано более 1700 протестующих.

Несмотря на то, что вечером 2 июня Белый дом напомнил властям Турции, что «мирные демонстрации являются частью демократического волеизъявления», Р. Т. Эрдоган осудил участников акций протеста, заявив, что своими действиями они «подрывают демократические устои». Заодно премьер отмёл обвинения оппозиции в том, что его правительство — авторитарное и происламистское.

Он убеждён, что за протестами стоят маргинальные группировки, поддерживаемые из-за границы.

Старый, проверенный веками довод всех политиков: ищем врагов внешних и врагов внутренних. Только кого будет обвинять Эрдоган? С Израилем он теперь вроде бы дружит. На США и Европу смотрит как на тех, кто может (всё-таки) помочь в продвижении суннитских атак в Сирию. Может, удобный внешний враг — Россия? Но ведь совсем недавно Эрдоган общался с товарищем Путиным. Инцидент с обысканным самолётом крепко забыт; вместо этого два государства желают довести товарооборот до 100 млрд. долл. в год (по итогам 2012 г. — 33,3 млрд. долл.). Без России Турция крупно пострадает экономически. Одно только падение туризма так ударит по бюджету и по доходам граждан Турции, что в Анкаре и Стамбуле развернётся самая настоящая «весна», которую, по логике вещей, должны бы одобрить в Госдепе и, что кажется парадоксальным, в Дамаске.

Услышав одёргивающий голос из-за океана, автократ Эрдоган прыти поубавил.

Министр внутренних дел Турции Муаммар Гулер признал, что в крупных городах и населённых пунктах было подавлено более 90 демонстраций. На фоне дальнейшего роста протестов премьер Эрдоган и президент Гюль были вынуждены объявить, что турецкая полиция жёстко подавила мирные выступления. В попытке сбить волну протестов турецкое Министерство внутренних дел пошло на попятный: опубликовало заявление, в котором говорится, что стражи порядка, превысившие полномочия, понесут наказание.

Это тоже знакомая уловка: мол, виновата полиция, виноваты не власти. А мы виноватых выявим и накажем. Стало быть, мы — хорошие.

Заместитель председателя «Рабочей партии Турции» Бюлент Эсиноглу, как передаёт САНА, заявил, что массовые демонстрации — это не что иное, как революция против диктатуры, находящейся у власти уже 11 лет.

После того, как правительство Эрдогана не то жёстко, не то жестоко подавило почти сотню выступлений, в мировой прессе начались сравнения уже с площадью Тяньаньмэнь.

В некоторых странах мира прошли акции в поддержку турецкого народа и против политики Р. Т. Эрдогана. Симптоматично, что и здесь отметились США. Это означает, что политика турецкого премьера трещит по швам.

Как пишет «Лента.ру» со ссылкой на «Франс-Пресс», 1 июня в центре Нью-Йорка собралось несколько сотен человек, чтобы выразить поддержку турецким демонстрантам и призвать правительство Эрдогана к отставке.

Акция прошла в парке недалеко от Уолл-Стрит. Многие участники оделись в красное и белое (цвета турецкого флага). Люди держали плакаты на английском и турецком языках, призывавшие турецкое правительство уйти в отставку.

Поддержали турецких протестующих и знаменитые хакеры. Группировка «Анонимус» в ночь на понедельник провела ряд атак на сайты государственных органов Турции, сообщается в блоге группы в сети микроблогов «Twitter». Как передаёт РИА «Новости», хакерам удалось заблокировать доступ к целому ряду государственных сайтов, в том числе ресурсу президента Турции и «Партии справедливости и развития». По сообщению «Hurriyet», атакам подверглись и сайты некоторых турецких СМИ, например, правительственный вестник «Official Gazette» и частный телеканал «NTV».

«Анонимусы» провели акцию именно в знак солидарности с протестующими в Турции. В частности, канал «NTV» был атакован за неправильное (по мнению движения) освещение протестов.

Интересно, что активисты хакерской группы отметили в «Twitter», что за некоторыми сетевыми атаками стоят проправительственные группы хакеров.

Это опять же говорит о том, что недовольство политикой Эрдогана настолько широко, что охватило уже и круги, близкие к правительству. Хотя, конечно, слухи-с…

Ясно одно: за несколько дней лозунги от «зелёных» повернули к политическим. Единое требование бунтующих — отставка не только Эрдогана, но уже всего правительства. Вызрел такой лозунг, понятно, не одномоментно и не на пустом месте. Недовольство правящей партией и особенно фигурой Эрдогана в стране нарастает давно. Парк — последняя капля, переполнившая чашу терпения.

«Парк Гези — это только маленькая часть безобразий, которые творит правительство Эрдогана. Эрдоган — диктатор, мы требуем, чтобы он ушёл в отставку. Завтра мы будем продолжать протестовать», — заявила участница ночных протестов в Анкаре по имени Севиль.

А зачем вообще власти Стамбула решили вырубить деревья в парке Гези и сокрушить заодно Культурный центра Ататюрка? Чтобы построить торгово-развлекательный центр и подземные развязки. И ещё вроде бы оперу. От названия выкорчёвываемого парка возникло и название «OccupyGezi», которое получили в сети акции протеста.

Александр Бычков («Газета.ру»), сославшись на РИА «Новости», рассказал, что, требуя отставки Эрдогана, протестующие называют себя «солдатами Ататюрка», выступают против исламизации страны, обзывают премьера диктатором и падишахом. Начало конфликту положил сам Эрдоган: ведь он счёл нужным прокомментировать массовые акции. Он, пишет журналист, заявил, что правительство Турции не позволит меньшинству командовать большинством. Этими словами премьер-министр, можно сказать, перевёл конфликт в политическую плоскость, так как заявил, что главная причина беспорядков — идеологическая.

На улицах Анкары, отмечает А. Бычков, вышло не менее 20 тысяч протестующих. Многие из них стучали по кастрюлям и сковородам и скандировали антиэрдогановские лозунги. Губернатор Анкары Аляддин Юксель распорядился стянуть ко дворцу премьер-министра уже не полицию, но военные подразделения.

В воскресенье демонстранты подняли портреты Ататюрка и стали скандировать: «Диктатор Эрдоган», «Правительство в отставку», «Голову не склоняй, будь хозяином своей страны», «Нет фашизму», «Всё ещё Таксим, всё ещё сопротивление», а также выкрикивать лозунги против «сухого закона», мусульманских школ и исламизации.

«Эту страну создал Ататюрк. Мы обязаны ему всем. Турция — светская страна. Как может наш премьер-министр забывать заветы, оставленные Ататюрком, и превращать Турцию в исламское государство? Он ведет себя как падишах, принимает решения единолично. Мы, солдаты Мустафы Кемаля Ататюрка, не позволим никому отнять то, за что он боролся», — сказала пожилая участница акции протеста в Анкаре.

Сообщается и о провокаторах, затесавшихся в толпы и кидающих камни в полицейских. Участники акций выталкивают их и скандируют: «Не бросать камни!»

В ночь с воскресенья на понедельник Эрдоган сделал странное заявление о том, что «проекта, в котором точно указано, что именно будет построено на Таксиме на месте Культурного центра Ататюрка, нет». Он добавил, что «может быть, это будет опера или городской музей».

На вопрос корреспондента РИА «Новости», заданный многим протестующим: «Если Эрдоган уйдёт в отставку, кого вы хотите видеть на его месте?» участники протестов признались, что пока не видят никакой достойной фигуры на политической арене Турции.

3 июня верховный представитель Евросоюза по внешним делам и политике безопасности Кэтрин Эштон выразила «глубокую обеспокоенность» насилием в городах Турции, а также сожаление относительно «несоответствующего использования силы» представителями полиции страны. Об этом говорится в официальном сообщении Эштон, передаёт «РБК». Она выразила надежду «на скорейшее выздоровление всех, кто получил ранения» и призвала к сдержанности конфликтующих сторон и прекращению насилия.

В тот же день стало известно, что протест против строительства торгового центра на месте парка выразили известные мировые торговые брэнды. Представители многих компаний заявили, что не станут поставлять свою продукцию на продажу в торговый центр, если он будет построен, сообщают «Вести». А что же Эрдоган? Он заявил, что реконструкция площади проводится для того, чтобы облегчить движение автомобилей и транспорта. От планов по строительству отказываться он не намерен.

Владимир Аватков (ИА «REX») пишет:

«Власти планировали построить в этом районе парковку и торговый центр, а также расширить дорогу. И вряд ли они могли представить себе, что создание нового приведёт к протестам против текущего — текущего режима по всей стране. К слову, символичным явился и тот факт, что в парке расположены, как их охарактеризовал сам премьер-министр Турции, Р. Т. Эрдоган, османские бараки. Вначале своими реформами Эрдоган старался загнать военных в казармы. А теперь перешёл к сносу бараков, и реформы стали возвращаться к нему бумерангом, вопрос — каким».

Станислав Тарасов (ИА «REX») отмечает:

«Революционный сюжет» в Турции развивается по классическому сценарию. Ещё совсем недавно Эрдоган, выступая на разных митингах, приветствовал «арабскую весну», поддерживал «свержение диктаторов» в некоторых странах, заявлял, что отныне «Турция может быть в регионе образцом современной демократии». Теперь уже турки называют Эрдогана «диктатором», требуют его свержения…»

Историк и политолог Лев Вершинин («Однако») полагает, что очень многое в конфликте зависит от позиции Запада. Кемалисты в Турции чутки к мнению «старших братьев», но, в отличие от Эрдогана, ставящего на США, косятся на Евросоюз. Поэтому итог противостояния определится консенсусом Брюсселя с Вашингтоном, которому придётся чем-то делиться, допуская ЕС к участию к проектам на Ближнем Востоке и Южном Кавказе. Вершинин считает, что «дело в конечном итоге, видимо, закончится компромиссом». Каким же таким компромиссом?

Эрдоган сохранит должность, его не скинут, но звёздочка его начнёт закатываться. Репрессий не будет, а если будут, то они приведут к ухудшению, чего «неоосманы» не могут не понимать, пишет историк. Недавняя победа Эрдогана над армией, очевидно, была последней в ряду «викторий» неоосманизма. Аппетиты Турции как самостоятельного регионального игрока поумерятся, внутриполитический климат смягчится. В перспективе не исключено возвращение в Анкаре к власти кемалистов.

Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию
Турция: сошлись борцы за демократию

Обозревал и комментировал Олег Чувакин

ИСТОЧНИК:  topwar.ru

 

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>