Вильнюс не решит проблемы Молдовы, или Зависимость во имя сохранения власти

ЕС9“Хочу передать сообщение и Европе: Если вы не хотите нас, не любите нас, мы все равно вас любим и хотим”, — эту двусмысленную фразу Владимира Филата, брошенную на митинге 3 ноября не обсудил, разве что ленивый. Но именно она как нельзя лучше отражает нынешний характер взаимоотношений Республики Молдова и Европейского союза. Официальный Кишинев, как героиня известного комедийного номера, готов на все – лишь бы его “взяли”.

Как признался один бывший высокопоставленный чиновник, во время переговоров с Евросоюзом по соглашению об ассоциации, которое включает в себя и договор о зоне свободной торговли, молдавская сторона договорилась с европейцами на временное вступление документа в силу.

Это значит, что как только соглашение об ассоциации с ЕС будет ратифицировано парламентом РМ (в течение месяца после подписания), оно тут же вступит в силу. И Молдова будет обязана внедрить около 300 регламентов и директив Евросоюза, поступившись существенной частью своего суверенитета и живя исключительно по указанию из Брюсселя. При этом сроки ратификации соглашения об ассоциации с Молдовой парламентами стран-членов Евросоюза не играют большого значения. Даже если они вообще его не ратифицируют, документ все равно будет работать.

Дьявол кроется в деталях

Успеют ли отечественные производители внедрить содержание директив ЕС о стандартах до тех пор, пока их не удушит более качественный европейский импорт, который заметно подешевеет после обнуления ввозных пошлин? А ведь когда заработает ЗСТ с Евросоюзом, на внутреннем рынке будут действовать единые европейские требования ко всей продукции, продаваемой внутри страны – как по экспорту, так и по импорту. Это минимальный проект требований ЕС.

Украинские эксперты возмущаются: если новые члены Евросоюза внедряли стандарты ЕС за деньги ЕС и взамен этого получали полноправное членство в Евросоюзе, то в случае соглашения об ассоциации Украине (Молдове тоже) придется внедрять все нормы и технические регламенты ЕС в основном за собственные деньги без всякой перспективы членства в Евросоюзе.

Кстати, о членстве. Если исходить из уже опубликованной украинской версии документа, Украине, равно как и Молдове, в евроинтеграционном плане мало что светит. В документе черным по белому написано – “это соглашение не определяет заранее и оставляет открытым будущее развитие отношений Украина — ЕС”. То есть, никакой перспективы дальнейшего вступления Украины (очевидно и Молдовы) в Евросоюз, или хотя бы получения ими статуса стран-кандидатов, парафирование и подписание соглашения об ассоциации не предоставляет.

При внимательном изучении соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, видно, что условия свободной торговли в документе в основном прописаны для Евросоюза, для Украины договор по большей части устанавливает ограничения. А его подавляющую часть занимает набор условий по адаптации украинского законодательства к европейскому. Вряд ли молдавский текст договора будет кардинально отличаться от украинского.

По словам одного из отечественных экспертов, главным мотивационным началом для официального Кишинева в ходе переговоров с Евросоюзом было не столько содержание соглашений, сколько сам факт их парафирования и дальнейшего подписания. Потому что этим документам предстоит стать “самым существенным достижением властей за пять лет правления, благодаря чему на выборах в конце 2014 года электорат, как они надеются, им вновь должен отдать свои голоса”.

“По нашим сведениям, Евросоюз в полной мере учел эту мотивацию молдавских властей. ЕС, наученный опытом подписания подобных договоров в последние 15 лет со странами Балканского региона и Восточной Европы, учел все недоработки и включил в соглашения с Молдовой крайне невыгодные для нас положения.

В частности, частично мы лишаемся возможности самостоятельно регулировать тарифы, налоги, субсидии, законодательство в сфере качества, технические регламенты на производство, финансы, бизнес, социальную защиту и т.д. Запад (в данном случае ЕС) никогда не делает что-либо против своей выгоды, красиво пряча это за заявлениями о помощи и любви к молдаванам, и подкидывая определенные суммы”.

Как накормить и напоить всю Европу

“Молдова готова накормить Европу вкусными продуктами и напоить хорошим вином”, — заявил во вторник в интервью каналу “Euronews” премьер-министр Юрий Лянкэ под видеоряд с проевропейского “Марша улыбок” 3 ноября. Привет из далеких 90-х с их эйфорическими обещаниями завалить всю Европу помидорами и построить на Днестре вторую Швейцарию.

Отечественные производители “вкусных продуктов и хорошего вина” оптимизма премьер-министра не разделяют. Как и уверенности министра экономики Валерия Лазэра в том, что режим свободной торговли с ЕС создаст здоровую конкурентную среду, чего так не хватает экономике страны. Если кто-то с кем-то и будет конкурировать на молдавском рынке, считают предприниматели, то в основном западные производители.

Эксперты предсказывают, что после того, как заработает соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, в РМ, как в подавляющем ряде европейских стран бывшего соцлагеря, исчезнет целый ряд отраслей – от животноводства, где евростандартами и не пахнет, а исправлять ситуацию “никто из представителей власти не спешит”, до плодоовощеводства и даже виноградарства.

Из-за того, что в течение 10 лет придется постепенно отказаться от всех действующих ввозных пошлин, госбюджет по статье “таможенные пошлины при импорте” не досчитается порядка 200-300 млн леев. А это приведет к снижению объемов социальных выплат. “Безусловно, наши потребители получат более дешевый и качественный товар из Евросоюза. Но если мы теряем конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя, то, как и где мы будем зарабатывать деньги для покупки товаров и услуг?”, — заявил применительно к своей стране украинский экономист Юрий Макогон.

Неоколониализм по-европейски

Выступая на прошлой неделе на одной из международных конференций в Кишиневе, доктор истории Леонид Мосионжник отметил, что Европа далеко не так добра и бескорыстна, как это пытаются представить еврочиновники и молдавские власти.

Нынешняя восточная политика единой Европы, по его словам, подчинена трем основным целям: защите национальных интересов ведущих государств ЕС, создании пояса малых и зависимых стран для прикрытия жизненно важных центров в странах-лидерах, а также захвату рынков сбыта, защищённых от конкурентов. Причем, потребность в таких рынках возрастает в периоды кризисов – как сейчас.

“Непременное условие общего рынка — свободная торговля (free trade). Этот лозунг был выдвинут ещё в XVIII веке и уже успел показать, к чему он ведёт на практике. Для слабой экономики свободная торговля означает смерть. Продукция такой экономики становится неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке, и предприятия либо закрываются, либо переходят в руки зарубежных владельцев, не озабоченных социальной политикой в слабой стране”, — заявил Леонид Мосионжник. А в качестве примера привел Латинскую Америку, вся история которой за последние 200 лет – “это вопиющая к небу иллюстрация этого тезиса. История закабаления каждой латиноамериканской страны, её перехода под внешнее управление начинается с признания принципа свободной торговли с гораздо более развитой Англией”.

“Для капитализма совершенно естественно, что на рынке побеждает сильнейший, что продукция высокотехнологичных отраслей стоит дороже, чем продукция сельского хозяйства, и что торговля в таких условиях ведёт к перекачке капитала из бедных стран в богатые. Того самого капитала, который потом “великодушно” возвращают бедным странам уже в виде кредитов. Больше того, для либеральной экономики в этом и заключается справедливость, ведь суть либерализма — это равенство прав без равенства возможностей”, — заявил ученый.

Польский профессор, всемирно признанный специалист по менеджменту и развитию стран Витольд Кежун недавно прямо заявил, что Польша сейчас является “объектом неоколонизации” со стороны ведущих стран ЕС и “эта концепция была реализована по всей Центральной и Восточной Европе”. Все просто: сначала запускаются реформы, цель которых “открытое общество и открытый рынок”. Под этой вывеской начинается процесс по уничтожению местных предприятий, ликвидации агрохозяйств, и идет вал импорта.

“Начинается сознательная ликвидация польских конкурентов. “Siemens” покупает польское предприятие ZWUT, которое тогда имело монопольное право на поставки телефонов в Советский Союз. Немцы дают работникам выходное пособие за девять месяцев. Все довольны. После чего разрушают здание, всю аппаратуру вывозят в Германию и берут на себя все отношения с Россией. Выкупаются польские цементные заводы, сахарные заводы, предприятия хлопчатобумажной промышленности. А полученные за них деньги мы проедаем”, — заявил в интервью одному из польских изданий Витольд Кежун. Все это привело к тому, что сумма государственного долга и частных долгов Польши сейчас превышает уровень национального дохода.

Аналогичная картина наблюдается и в других “не ведущих” странах Евросоюза. “Классический” пример — Латвия, страна свершившегося экономического суицида. Государство, которое в кредитной эйфории вообще перестало что-либо производить и собственными руками под давлением Евросоюза загубило свою сахарную промышленность и другие отрасли национальной экономики. Рижские шпроты – когда-то мечта советских гурманов. Но пришел Евросоюз и ввел жесткие квоты на вылов рыбы, объясняя это заботой об экологии. С 2008 года в Латвии начал действовать т.н. «план по сбалансированию сил латвийского рыболовецкого флота в 2008–2013 годах”. Согласно ему, до 2013 года на металлолом были отправлены 70 судов.

По данным латвийского Совета, до 30% национального богатства Латвии – лесов — сегодня находится в руках иностранцев. Пятая часть латвийской земли, в том числе лучшие сельскохозяйственные угодья, принадлежит иностранцам или подконтрольным им структурам. Зарубежные компании полностью контролируют рынок телекоммуникаций. А всей финансовой системой страны владеют скандинавские банки. Что же касается благосостояния и обеспеченной старости, которые обещают молдавскому народу власти при приближении страны к Евросоюзу, то по официальным данным латвийского Центрального статистического управления, в 2012 году 85% домашних хозяйств имели затруднения с оплатой текущих счетов, в том числе за коммунальные услуги, школы и детские сады, продукты питания. На сегодняшний день в Латвии без работы остался каждый третий трудоспособный член общества.

Как говорят сами латыши, вступив в Евросоюз, Латвия потеряла самое главное – государственный суверенитет. Здесь шутят, что демократия в стране осуществляется по факсу. Латвия на 80-90% живет не по национальному законодательству или своей Конституции, а директивами Брюсселя. Вот только один пример: за последние четыре года Латвия переняла более 22 тыс. европейских законов, а сама приняла только 1050 законодательных актов. Нечто подобное — в виде существенной доли утерянного суверенитета и жесткого нормативно-законодательного диктата из Брюсселя – примерно через год ждет и Молдова. А ведь мы пока даже не страна-кандидат на вступление в ЕС.

Прощай, суверенитет!

“Главная ценность, чуть ли не единственная, которая у нас есть сегодня, — это суверенитет, — заявил в интервью Noi.md один из экономических аналитиков. – Это огромное богатство, которым обладают только чуть более 200 наций (из более чем 4500). Грамотное управление государством может принести стране, обществу и людям сотни миллиардов долларов за небольшой исторический срок”.

Каким образом? Например, предоставив льготные условия для развития финансового бизнеса, импортозамещения и территорий; разработав мощное экологическое законодательство, ставящее заслон вредным для человека лекарствам, продуктам питания и другим товарам, так популярным на Западе.

“Это позволит развить собственное производство экологически чистых, полезных для человека товаров, создать уникальное предложение для иностранных туристов и т.д. Однако после подписания соглашений в Вильнюсе, Запад нам не даст этого сделать. Примером может служить ставка по налогу на прибыль в 12%, которую установили под нажимом ЕС — при том, что в целом ряде стран Восточной Европы она существенно ниже. Нам навязывают то, что хорошо для Западной Европы, но не факт, что это хорошо для Республики Молдова”, — заявил наш собеседник.

Потому что в большинстве европейских стран имеются развитые системы социальной защиты, экономика, финансы и инфраструктура, исторические капиталы в семьях и бизнесе, накопленный интеллектуальный багаж в науке и сфере образования. Европейское законодательство, следовать которому Евросоюз заставляет РМ, базируется именно на этом. А у Молдовы всего этого в наличии нет. Поэтому для нее “абсолютно не годится западное законодательство в области экономики и финансов”.

“Когда стороны подписывают какой-то договор, они, по идее, идут друг другу на уступки, лишаясь чего-то ради общей выгоды от подписания договора. Евросоюз не лишился ничего, он просто навязал нам свои правила. Но совершенны ли они? Учитывают ли наши потребности, реалии и наш менталитет? Вспомним, хотя бы, про сексуальные меньшинства, упоминание о которых в молдавском законодательстве так важно для ЕС”.

После парафирования, а потом и подписания вильнюсских соглашений, считает наш собеседник, Молдова потеряет существенную часть своего суверенитета. “Ради чего? Ради того, чтобы нынешние правители сохранили власть? И все? Неужели господа, находящиеся у власти, так не любят свои страну и народ, что лишают его исторической перспективы в угоду личным интересам? Возможно, им просто не хватает знаний и опыта? Тогда не стоит торопиться и посмотреть, куда же мы идем. Нас торопят политические заблуждения нынешней власти и ЕС, которому не терпится получить очередного вассала со всеми вытекающими для вассала последствиями”.

“Возможно, я ошибаюсь, и после саммита в Вильнюсе Молдова действительно получит огромные возможности для развития, но как нам это понять? Покажите документы. Но нет, нам отказывают даже в этом. Фактически держат за безгласное стадо. И ладно бы только свои – мы уже к этому привыкли за 20 лет. Но демократичная и толерантная Европа действует теми же методами. Это типичное отношение к вассалу, которого ЕС планирует получить в лице Молдовы в результате т.н. ассоциативного членства».

Ксения Флоря

ИСТОЧНИК:  noi.md

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>