Выгляньте в окно, милейший: на дворе четвертая мировая война…

53509_srcМожет ли война на Украине перерасти в очередную мировую? Этот вопрос задает напрямую или намеками едва ли не каждый корреспондент. Поначалу я только усмехался, мол, так большие войны не начинаются. Затем невольно углубился в причины, приведшие к украинскому вызову и российскому ответу на него, во многом вынужденному.

А потом, когда заговорили о привлечении к побоищу частных армий, оплачиваемых бешеными миллиардами украинских олигархов  (только ли одними ими?) подумалось: «А вот и новые центурионы явились?» Только вот по чью душу? Только ли русских? И еще подумалось, а ведь война в Нэзалежной-то интернационализируется. И дело не только в том, что в рядах атакующих на юго-востоке давно слышна английская речь. За спиной Украины: США, ЕС, то есть весь Запад, вся либеральная Россия, Прибалтика, Грузия, Молдова и рядящияся в демократические одежды национал-революционеры Белоруссии, Армении, Азербайджана, Казахстана и далее по всему миру. И нас хотят убедить, что вся эта вселенская рать с неисчислимыми капиталами, вооружениями, людскими ресурсами, мощнейшей технологией политического давления – от ООН до ОБСЕ встала на дыбы исключительно из-за матушки-Одессы или самопровозглашенной Новороссии?

— Молодой человек, — ответил я очередному корреспонденту, допытывавшемуся, насколько реальны шансы перерастания локальных боев где-то под Донбассом во всемирное пожарище, — она, мировая война, уже объявлена и мобилизация сил идет полным ходом. С чем вас и поздравляю – на дворе Четвертая мировая война. Просто мы ее прозевали.

Точно так же, как в свое время Третью мировую, которую приняли за процесс демократизации. Да, мой дорогой, это только в древности севши на коня, слали противнику депешу: «Иду на вы!», да Гитлер, прежде чем приступить к своему «Дранг нах остен!» расписывал загодя в своей «Майн кампф», что намерен завоевать жизненное пространство для арийцев и лучшим местом для этого является Украина, Белоруссия, Россия, одним словом, СССР. Ну и дураки же, однако, все эти Людовики, Фридрихи, Наполеоны, Гитлеры, не говоря уже о Трумэнах с их атомной бомбой. Формы, средства, оружие войн меняются, а вот цели остаются неизменными. Было бы смешно, согласитесь, молодой человек, если б США после Вьетнама, Афганистана, Ирака и т.д. объявили войну России и заявили б во всеуслышание, что во избежание большой крови они по примеру аборигенов Америки – индейских племен попытаются осуществить свои столь гуманные замыслы на конях и с помощью колчана со стрелами. Так что на дворе – Четвертая мировая и Порошенко со своей дурацкой булавой (экий, однако, гетман в штатском) тут ни при чем. Ее начало обошлось не без мистики, столь обожаемой фюрерами – война совпала со 100-летием Первой мировой.

Три признака мировой войны

Война трансформируется в мировую, если в нее вовлекаются государства, чье влияние на мироустройство, на мировые дела, экономический и социо-культурный прогресс является определяющим. (Сравните с Первой – 1914-1918 гг.)

Вовлеченность США и ведущих стран ЕС в пожарища, полыхающие от Каира и до границ Китая, от Киева и до берегов Японии очевидна и никто этого не скрывает. (Китай дистанцируется от американо-европейского безумия, потому как в строгом соответствии с конфуцианской стратегией предпочитает сидеть на холме и ждать конца поединка двух львов. Стратегия Японии ограничена проблемой северных территорий, решение которых может последовать как раз по результатам упомянутого поединка. Сравните с позицией, отработанной армянскими стратегами, наращивающими территорию Армении на последней фазе мировых войн. Индия целиком поглощена планами автаркистского развития войны — не ее ипостась).

Перерастание военных действий, результатом коих является смена национальных правительств и образа жизни в традиционную широкомасштабную мировую бойню исключается не только из-за опасности трансформации последней в термоядерную катастрофу. США и Запад в целом вынуждены признать то, что в свое время заставило Р.Никсона, возможно, самого решительного президента после Дж.Кеннеди, сесть за стол переговоров с Брежневым – военно-стратегический паритет. Об этом в свое время предупредил проницательный З.Бжезинский, вынужденный признать, что с ядерным потенциалом России приходится считаться. И придется считаться впредь. Ничего, как говорится, не поделаешь. Думаю, стратеги Пентагона знали об этом и без Бжезинского. Вот почему Третья мировая война (1946 – 1992 гг.) явила миру совершенно новые, модернизированные способы сокрушения противника. И какого противника – второй ядерной супердержавы – СССР! Собственно, пристальный взгляд на технологии современных войн позволяет считать, что Третья мировая война началась сразу после последних залпов Второй (1939-1945 гг.). И в новейшей истории она по праву называется Холодной. Это – своеобразный пролог Третьей, отработка главного средства ведений бескровной войны, но от этого не становящейся беспощадной, не знающей компромиссов. А вот когда прекратились залпы Холодной войны?

Тайна сия велика есть…

На этот вопрос никто точного ответа не даст. Полагаю, что технологии информационной агрессии, идейно-политического разложения потенциального противника – СССР, отработанные в ходе Холодной войны, применяются и поныне. Они лишь видоизменились, их арсенал обогатился новыми «вооружениями». Изобретение одного из них принадлежит Р.Рейгану, сформулировавшему свой способ сокрушения советского исполина примерно так: «Зачем тратить триллионы на достижение военного превосходства над Советским Союзом, что практически недостижимо, когда лучше потратить пару миллионов, в крайнем случае, миллиард на подкуп нескольких человек в руководстве и несколько тысяч одураченных нами же граждан, гоняющихся за химерой демократии». Так появился феномен Горби. И нельзя сказать, что изобретение Рейгана было таким уж новым. Скорее, это было давно забытое оружие, которое на какое-то время потеряло эффективность в сталинскую эпоху, ввиду того, что генералиссимус сам не брал взяток и другим не прощал, мягко говоря, такого порока.

Таран — Украина

Другая особенность модернизированных технологий планетарной войны: прямое вооруженное вторжение там, где военное превосходство безусловное и подавляющее, и оно ничем Западу не грозит: Афганистан, Ближний Восток. В случае с Россией (мини-СССР) найден таран – Украина. Таковым она стала не в последнюю очередь в результате применения рейгановского принципа захвата власти – так называемые олигархи от Тимошенко до Порошенко — это герои демократизации, нажившиеся на растаскивании советского наследия. Нетрудно представить, сколько миллиардов село на их счета из тех, что были направлены США на формирование «Евромайдана». Но это уже другая тема.

Другой важный признак мировых войн – их идеологический характер. Лучший пример – война идеологий в ходе Второй мировой – фашистской, одновременно направленной против западных демократий, но в первую очередь – против советизма. Увы, Гитлер А. фанатично веривший в избранность германской расы, убедивший в том себя, всю Германию, да и многих в Европе, явно переоценил возможности арийцев.

Так что И.Сталин имел право сказать сбежавшему в мир иной сверхчеловеку №1: «Доигрался, мерзавец!». В Третьей мировой войне Запад (не только США, как это склонны считать адепты Америки!) выиграл сперва информационную войну, затем экономическую, (навязав гонку вооружений, чего счастливо избежала КНР), и уже на этой базе – идеологическую – исключительно идейно-политическими средствами. Ее главным итогом явилась полная деидеологизация всего социалистического пространства (за исключением КНР, КНДР и Кубы, что не могло, как показало дальнейшее развитие событий, предотвратить тотальное отступление коммунизма).

Поражение СССР явилось главной причиной тотального наступления неолиберализма в ее наиболее решительной и даже агрессивной форме. В сущности, начавшаяся война против России имеет своей идеологической целью окончательный перевод ее элит, а вместе с ней и весь остальной мир, на либеральные рельсы. Сторонников такого пути развития в самой России всегда было предостаточно. Сейчас говорят о «пятой колонне» и в этом смысле сторонники путинизма, то есть особого пути России, не так уж неправы. Однако идеологическое переформатирование элит лишь средство, а не стратегическая цель новой мировой войны.

Вместо мирового господства – однополярный мир           

Как и все предыдущие мировые схватки, Запад, ведомый США, стремится к мировому господству. Правда, называется это ныне иначе – однополярный мир.  В остальном замыслы Запада мало чем отличаются от фанатичных целей Адольфа Гитлера. Разница лишь в том, что во Второй мировой войне все три силы: и нацистская Германия со своими союзниками, и Советский Союз, долго пребывавший в гордом одиночестве, как и Запад, США – ставили целью обеспечение себе односторонних преимуществ, навязывание своей идеологии и диктата в переделе мира.

Диспозиция участников Четвертой мировой войны принципиально иная: путинская Россия не ставит никаких общемировых целей, она печется о том, что давно узаконили США – о контроле над зоной своих жизненно важных интересов (Украина, Белоруссия, Южный Кавказ, Центральная Азия, о чем была достигнута договоренность ранее), избегая, впрочем, применения традиционного русского броненосца. США же вместе с ЕС сделали два важных шага на пути взятия под контроль практически Евразийского континента.

Первый – фактически завладели энергопотоками Ближнего Востока. Второй шаг – война Украины с Россией, как прямой выход на обладание Хартлендом – евразийским пространством, которую русский поэт когда-то назвал страной «с названьем кратким Русь». И про которое сказано: «Кто владеет Хартлендом, тот владеет миром». Без этого конечная цель – установление однополярного мира, выхода США на мировую арену в качестве абсолютного и непререкаемого гегемона — невозможно. США имеют формальное право считать себя обделенными по итогам Третьей мировой войны. Как победители они лишь короткое время пользовались своим преимуществом в распределении главных богатств громадной России: нефти и газа, как, впрочем, и всего остального: золота, алмазов, редких металлов, используемых в космической промышленности и пр. Контроль над мировыми резервуарами нефти и газа и есть главный приз в Четвертой мировой войне, гарантирующей управление Европой (старушка не забыла своей роли в человеческой цивилизации), Азией – Китай подобно Японии надолго вынужден будет отказаться от своих честолюбивых планов.

Ну и рушится русский колосс. Хотя, впрочем, как знать. После Первой мировой в европейских столицах многие и даже очень дальновидные политики решили, что России после небывалой катастрофы не подняться. Однако же поднялась. Да так, что стала победителем во Второй мировой. После крушения СССР вновь заговорили о том же везде и всюду. И что очень странно, более всего в Азербайджане. Отметим, однако, что оснований так полагать более чем достаточно. Тем не менее, в качестве самостоятельной самодостаточной государственной единицы именно Россия вновь встала на пути сильных мира сего к мировому господству, извините за консерватизм – однополярному миру, со всеми вытекающими отсюда кошмарными для Евразии последствиями.

Русская альтернатива: война, позор, или война с позором

Так полагал У.Черчилль, сказавший по поводу бесстыдного европейского заигрывания с германским фашизмом: войне они предпочли позор и в результате получат и то и другое.

Нечто похожее ныне говорит и известный российский ученый и политик, доктор экономических наук, академик, советник президента РФ Сергей Глазьев.

Все ресурсы Украины нынешнее ее правительство «бросает на решение одной-единственной задачи – любым путем развязать конфликт с Россией и втянуть в него Европу через механизмы ЕС и НАТО».

Стоит вспомнить, что Второй мировой войне также предшествовало присоединение к СССР части земель, называемых Западной Украиной. Каким-то мистическим образом Россия решилась на присоединение Крыма. П.Порошенко следующим образом комментирует этот факт: «Крым является украинским. И точка. Ни с кем не может быть компромисса в вопросах Крыма, европейского выбора и государственного устройства».

В Москве считают, и не без оснований, что в Киеве приведены к власти подконтрольные ЦРУ политики: глава Верховной Рады Александр Турчинов – баптист и агент ЦРУ, премьер-министр Арсений Яценюк – греко-католик и сайентолог одновременно, министр внутренних дел Арсен Аваков – стыдно сказать, представитель какого меньшинства и т.д. Разумеется, от этих персон можно было бы просто отмахнуться. Но как быть с утверждением, весьма распространенным в Москве, и не только в ней одной. А именно: «Украина фактически оккупирована США посредством госпереворота и установления подконтрольной им неонацистской диктатуры» (С. Глазьев).

И из этого следует логический вывод: это не война между Россией и Украиной. Это война, которую ведут против России США. Путин назвал и главную причину начавшегося американского похода: «попытка США установить однополярный мир… оказалась негодной. Именно она ввергла мир в катастрофический спад и кризис». Но сейчас всех интересует другое: примет ли вызов Москва?

Советник Путина рекомендует дать симметричный ответ Вашингтону: по мнению С.Глазьева, у России есть все возможности показать американским политикам и финансистам, что им тоже придется заплатить за свой вызов определенную цену, и «цена эта будет гораздо выше ожидавшейся». А может, академик блефует? Не скажите. США являлись единственной страной, которая в ходе всех мировых войн только обогащалась.

Две первые мировые войны, известно, повлекли гигантский отток капиталов и умов из европейских стран в Америку. Победа в третьей мировой война принесла США прибыль в виде триллиона долларов, сотен тысяч специалистов, многих тонн плутония и других ценных материалов, множество уникальных технологий. Так что все до банальности просто и старо как мир – люди гибнут за металл. Итак, США вновь воюют, не входя в непосредственное соприкосновение с противником. А история учит, что именно в такой войне – долгой, изнурительной, с мобилизацией всех ресурсов, побеждала Россия. Вот этого-то – знаменитой рукопашной в лесах и топях, на огромном пространстве и не просматривается. Война России с Америкой — это нескончаемый бой с тенью, призраком. Победа в ней также призрачна. Как и для России. Но еще более — для Украины.

Так что формула У.Черчилля может быть принята к сведению. Но позор – явление временное, по сравнению со статусом пусть и ядерной, но истощенной, доведенной до изнеможения державы. И потом. Что для большого политика позор, коли на кону судьбы страны и народа? Сколько такого позора наглотались в свое время князья, цари, императоры, генсеки? А короли, герцоги, президенты и премьеры? А государство свое удержали, и народы свои привели к процветанию.

Так что в данном случае уместней высказывание все того же много знающего З.Бжезинского, еще в апреле, если не ошибаюсь, обозначившего следующую альтернативу событий на Украине для США: ее превращение в аналог Вьетнама 60-х, либо в аналог Финляндии 70-х. С явным намеком на то, что второе гораздо лучше для всех заинтересованных сторон.

Расим Агаев

ИСТОЧНИК: haqqin.az

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>