Южнокорейский рецепт победы над вирусом: мощная экономика, дисциплина и соседство с КНДР

Республика Корея, одной из первых в мире принявшая на себя удар нового коронавируса, сейчас уже покинула первую десятку стран, удерживающих сомнительное лидерство по числу заболевших и умерших. Более половины больных из почти 10 тысяч выздоровели и вернулись к нормальной жизни, а число новых заболевших в последние пару недель не превышает сотни в сутки, скончались от заболевания 158 человек.

В этой связи у многих возникает вопрос о том, как же властям удалось так быстро справиться с вирусом в условиях, которые, казалось бы, напротив, должны способствовать его быстрому распространению. Ведь Южная Корея — страна маленькая, с большой плотностью населения, местами напоминающая человеческий муравейник. Помимо этого, нельзя не отметить и ярко выраженный коллективизм, который выражается в особой любви граждан ко всевозможным сборищам, митингам и встречам по любому поводу с единомышленниками, коллегами и многочисленными родственниками.

На мой взгляд, ключевую роль в резком сокращении заболеваемости сыграли несколько факторов.

Реакция властей

Первый — оперативные и грамотные действия властей. Несмотря на то, что ряд их шагов подвергался критике (например, многие на начальной стадии эпидемии требовали полностью закрыть границу с Китаем и блокировать город Тэгу, где наиболее активно распространялся вирус), сейчас стало очевидно, что правительству удалось одновременно и сдержать вспышку инфекции, и не ограничить основные свободы граждан.

Дезинфекция в городе Тэгу EPA-EFE/YONHAP

Дезинфекция в городе Тэгу

© EPA-EFE/YONHAP

Хорошо была организована информационная работа с населением. Власти действовали максимально открыто, не пытались утаить важные для общества сведения, сообщали гражданам обо всех своих шагах. С первых дней эпидемии Минздрав стал проводить регулярные брифинги, на которых сообщали последние данные о развитии ситуации и предпринимаемых мерах.

В стране, где почти 100% граждан имеют смартфоны, организовали рассылки экстренных текстовых сообщений, в которых информируют о новых случаях заражения в конкретных районах, о местах и заведениях, которые посещали выявленные зараженные. Регулярно приходят рассылки, посвященные профилактическим мерам, напоминающие о необходимости носить маску, почаще мыть руки и держать дистанцию с другими людьми. Власти разработали и специальное приложение, которое позволяет людям самостоятельно отслеживать состояние здоровья и в случае необходимости связаться с врачами.

Эффективными оказались и разного рода карантинные меры, введенные в первую очередь в больницах. После появления первых больных в стране на особый режим работы перешли все медицинские учреждения: для приема пациентов с высокой температурой, кашлем и иными симптомами коронавируса были отведены отдельные здания. На входе в больницы все посетители должны заполнять анкету о состоянии здоровья, истории поездок за последние две недели, а также оставлять свой номер телефона.

С марта в стране закрылись школы и детские сады, а 6 апреля будет решаться вопрос о продлении либо отмене карантина.

Важную роль сыграло и поголовное тестирование всех жителей страны, проявляющих симптомы заболевания. С начала вспышки инфекции власти проверили на коронавирус несколько сотен тысяч человек. В настоящее время тест в обязательном порядке сдают все въезжающие в Южную Корею — как корейцы, так и иностранцы.

Центр для тестирования коронавируса COVID-19 в аэропорту Инчхона EPA-EFE/KIM CHUL-SOO

Центр для тестирования коронавируса COVID-19 в аэропорту Инчхона

© EPA-EFE/KIM CHUL-SOO

Конечно, немаловажную роль здесь играет и тот факт, что южнокорейская экономика, несмотря на определенные трудности, остается одной из мощнейших в Азии и мире, что позволило выделить и бросить на борьбу с эпидемией колоссальные финансовые средства. Ведь потери в случае широкого распространения вируса были бы на порядки выше.

Сплоченность населения

Второй важный фактор — дисциплинированность граждан. Серьезная угроза заставила сплотиться и без лишних вопросов выполнять указания властей всех людей вне зависимости от мировоззрения и политических пристрастий: от сторонников правящего либерального лагеря и до закоренелых консерваторов. С теми, кто поначалу пытался игнорировать указания правительства, быстро разобрались, как это произошло с сектой Синчхончжи, из-за которой город Тэгу и соседняя с ним провинция Кёнсан-Пукто превратились в крупнейший в Корее кластер распространения инфекции. Власти заявляли, что среди прихожан религиозной организации могли быть зараженные люди, которые инфицировали других. Членов секты стали проверять на наличие инфекции, тысячи из них поместили на домашний карантин.

Несмотря на то, что в стране с начала вспышки заболевания ни разу не вводился масштабный карантин, ее жители добросовестно выполняли все рекомендации правительства. Никому (за исключением единичных случаев, получивших широкую огласку) не приходило в голову нарушить режим самоизоляции, выйти на работу с недомоганием или самостоятельно больным отправиться в госпиталь.  В начале эпидемии ощущался дефицит защитных средств, однако сейчас ситуация стабилизировалась благодаря их централизованному распределению, и сейчас на улицах и в общественных местах практически невозможно увидеть людей без маски на лице, а многие в дополнение надевают еще и перчатки. Во всех заведениях и в общественном транспорте на входе установлены обеззараживатели для рук и тепловизоры, выявляющие посетителей с повышенной температурой.

Оснащение больниц и фактор КНДР

В качестве третьего элемента стоит отметить общее состояние системы здравоохранения. Медицина в Южной Корее по праву считается одной из лучших в мире, что доказывает и большой поток пациентов, приезжающих сюда лечиться из других стран, в том числе из Европы и США. Больницы оснащены по последнему слову техники, качество лекарственных препаратов строго контролируется, а врачи отлично знают свое дело и не пренебрегают протоколами.

Четвертый фактор, как ни странно, связан с Северной Кореей и общей непростой обстановкой в регионе. Соседство с КНДР, располагающей внушительным арсеналом не только ядерного, но и химического и бактериологического оружия всегда вынуждало Сеул поддерживать довольно высокую степень готовности к его применению противником. На это выделяются внушительные средства, ежегодно проводятся как военные, так и масштабные гражданские учения, обкатываются и усовершенствуются протоколы реагирования на такого рода чрезвычайные ситуации, создаются и регулярно пополняются запасы лекарств и средств защиты.

Фактор КНДР хорошо объясняет народу Южной Кореи необходимость траты больших средств на создание и поддержание подобной инфраструктуры, в то время как в Европе, особенно после распада СССР, подобные траты воспринимаются как абсурдные, нечто из серии подготовки к борьбе с инопланетными захватчиками.

Так что благодаря противостоянию с КНДР Южная Корея оказалась готова к пандемии коронавируса намного лучше других стран.  В целом сейчас в стране преобладают оптимистичные настроения. Большинство граждан считают, что с эпидемией в целом удалось справиться, эксперты и представители правительства говорят об этом со сдержанным оптимизмом, а в материалах СМИ на тему борьбы с вирусом преобладает восторженная тональность. На фоне позитивных новостей растет рейтинг президента и правящей демократической партии «Тобуро», а 15 апреля в стране пройдут выборы в парламент, на которых, как ожидается, на волне всеобщей эйфории она одержит победу со значительным перевесом. Если, конечно, в предстоящие пару недель не произойдет неожиданного поворота и ситуация не изменится в худшую сторону.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>