Двенадцать лучших фильмов 2012 года

киноВпервые за много лет ни одна российская лента не вошла в десятку самых кассовых картин по итогам 2012-го. Пока министр культуры политики решают вопрос о квотировании зарубежных фильмов, а Дмитрий Медведев выделяет на развитие российского кинематографа 5,34 миллиарда рублей, попытаемся взглянуть незамыленным взглядом на премьеры прошлого года и выделить 12 лучших из них.

«Самоубийцы» (Россия, Егор Баранов).

«Самоубийцы»

Слоган «жизнеутверждающая комедия» вкупе с брутальным названием картины неискушенного обывателя может поначалу шокировать. Но создатели фильма во главе с продюсером Александром Стриженовым, определяя жанр своего детища, ничуть не погрешили против истины. Лента получилась именно такой, как заявлено: добрая, светлая, уморительно смешная. Для фильма характерно сочетание типично голливудского экшена и уже подзабытых традиций искрометного советского юмора. В время просмотра в зале не прекращался гомерический хохот, и по окончании показа многие зрители сошлись на том, что подобного в наших кинотеатрах не было со времен «золотых» комедий Леонида Гайдая.

«Нежность» (Франция, Давид и Стефан Фонкиносы).

«Нежность»

Утонченная француженка Натали (Одри Тоту) теряет своего молодого мужа Франсуа (Пио Мармай), попавшего под колеса автомобиля. На протяжении трех лет Натали блюдет траур, пресекая на корню любые поползновения со стороны мужчин. Но все меняет глубокий поцелуй в губы, который она ни с того ни с сего подарила своему подчиненному — неуклюжему лысеющему шведу Маркусу. С точки зрения событийного ряда это, пожалуй, все. Если вы жаждете душераздирающих страстей, коварных интриг и головокружительных поворотов сюжета, вам явно не сюда. «Нежность» практически лишена динамики и по-хорошему предсказуема. Братья Фонкиносы смогли уловить дух наивных мелодрам 40-50-х годов, не играя при этом на ностальгических чувствах и не стремясь к стилизациям и очевидным «гиперссылкам». «Нежность» — один из немногих фильмов, который хочется смаковать и впитывать в себя без остатка, заостряя внимание на каждой микроскопической детали

«Стыд» (США, Стив МакКуин).

«Стыд»

Главный герой Брэндон (Майкл Фассбендер) – эротоман, который погряз в случайных и беспорядочных связях. Страсть настолько поглотила Брэндона, что он даже почти не ест. «Стыд» позиционируется как «самый провоцирующий и интригующий фильм года». Он и впрямь буквально напичкан откровенными сценами. Иногда кажется, что излишества бьют через край, но все же палку создатели фильма не перегибают. МакКуин добивается потрясающего эффекта: чем больше на экране голых тел, тем меньше возбуждаются зрители. Фильм Стива МакКуина, безусловно, будет полезен всем тем, кто еще недоумевает, почему в христианстве именно блуд считается самым мерзким и трудноискупаемым грехом.

«Август. Восьмого» (Россия, Джаник Файзиев).

«Август. Восьмого»

Грузино-осетинскому конфликту до последнего времени было посвящено всего два фильма. Первый – «Олимпус инферно» Игоря Волошина – оказался каким-то невнятным. Второй – «Пять дней в августе» Ренни Харлина – фактически является натянутой прогрузинской агиткой. Недоставало именно масштабного запоминающегося кино с личностной историей. Джаник Файзиев попытался справиться с этой задачей. В целом, «Август. Восьмого» кажется достоверным и убедительным. И, главное, пока его не с чем сравнивать – особенно в «весовой категории» 19 млн долларов, затраченных на его производство.

«Артист» (Франция, Бельгия, Мишель Хазанавичус).

«Артист»

Жан Дюжарден – это бездна обаяния. Одной только пластикой и мимикой он добивается потрясающего эффекта. На протяжении всех ста минут кино зрители безоговорочно пребывают на стороне героя, через какие бы добровольные безумства он себя ни проводил. И даже как-то не приходит в голову хоть на миг усомниться в том, что немое кино – это действительно вершина эволюции. Люди, давно забывшие о том, что такое сопереживание, неожиданно для себя плачут и смеются вслед за героями, аплодируют стоя после показов и горячо рекомендуют знакомым не полениться сходить в кинотеатр.

«Между» (США, Френсис Форд Коппола).

«Между»

Жанр фильма смело можно определить как готический хоррор. Режиссер «Крестного отца» безукоризненно выдержал все базовые стилистические особенности жанра. Обаятельная девушка-вампирша, выбегающие по ночам из могилы убитые дети, спиритический сеанс, алогично рассуждающие призраки и даже зловещая семигранная колокольня с часами – всё на месте. «Между» наверняка войдет в золотую коллекцию мировых ужастиков хотя бы потому, что в нем ощутимы отголоски сразу нескольких лучших образцов жанра. Исключительной похвалы заслуживают литературные аллюзии, в изобилии разбросанные по всему фильму.

«Хижина в лесу» (США, Дрю Годдар).

«Хижина в лесу»

Дрю Годдар в паре с продюсером и автором сценария Джоссом Уиддоном во что бы то ни стало хотел создать такой хоррор, который одновременно бы объединял все общепринятые каноны жанра и разрушал наиболее предсказуемые клише. Замысел удалось воплотить процентов на 200. Уиддон и Годдар виртуозно играют со зрителем, как ловкий кот-террорист с терзаемой мышью. Тандем то исправно пичкает нас узнаваемыми ситуациями, то методично леденит нам нервы, то разворачивает на 180 градусов от ожидаемых ходов, а то и гомерически смешит. Хоть «Хижина в лесу» и не является трехмерным фильмом, он гарантирует превосходное 3D для нервов и мозгов…

«Боже, благослови Америку» (США, Боб Голдтуэйт).

«Боже, благослови Америку»

С одной стороны, фильм, безусловно, можно расценивать как очередную психотерапевтическую «стрелялку» для замученных жизнью интеллектуалов. С другой – фильм явно шире типичной адреналиновой истории, поскольку дает обильную пищу для размышлений. Даже изрядно подкованный в филологии человек с интересом выслушает диалог героев, почему слова «конкретно», «провокативно» и «суперски» следует навсегда изгнать из своего лексикона. А размышления Рокси о генезисе современного рока будут полезны многим меломанам, склонным к переоценке творчества Мэрилина Мэнсона и группы Greenday.

«Кококо» (Россия, Авдотья Смирнова).

«Кококо»

Основной конфликт фильма Авдотья Смирнова переносит в филологическую плоскость и списывает его на непонимание между носителями разных «дискурсов». Диалоги в фильме действительно прописаны блестяще. Многие из них провоцируют хохот до слез (равно, как и смех сквозь слезы) и приятно удивляют своей нетривиальностью и непредсказуемостью. Отдельное спасибо создателям за то, что достоверно воссоздали екатеринбургский выговор героини Яны Трояновой (впрочем, актриса там и родилась). Авдотья Смирнова признается, что хотела снимать социальную драму положений, а в итоге получилась комедия. Однако и первоначальный замысел режиссеру тоже вполне удался.

«Третий лишний» (США, Сэм Макфарлейн).

«Третий лишний»

В России фильм собрал 15 миллионов долларов. Кроме того, запросы «Третий лишний» до последнего времени уверенно лидировали во всевозможных поисковиках. Причины такого ажиотажа понять несложно: сказка об оживающем медведе популярна, пожалуй, со времен Винни Пуха. К тому же создатели фильма не ограничились сугубо детскими реалиями, максимально приблизив свое творение к суровой действительности. Слоган ленты «в семье не без медведя» как нельзя лучше отражает ее содержание. Изрядно потрепанный Тедди действительно оказывается тем самым скелетом шкафу, который коварно препятствует окончательному становлению великовозрастного Джона. Особая статья фильма – специфический «сортирный юмор», оказывающийся побочным эффектом инфантилизма героя Уолберга.

«Последняя сказка Риты» (Россия, Рената Литвинова).

«Последняя сказка Риты»

Смерть в исполнении Ренаты Литвиновой парадоксальным образом несет в себе созидательное начало. Мы привыкли вести себя так, будто никогда не умрем, поэтому абсолютно беспомощны, когда сталкиваемся со «старухой с косой» лицом к лицу. Фильм буквально насыщен смыслами и изобилует впечатляющими символами. В «Последней сказке Риты» Литвинова, как обычно, внимательна к деталям. Черные вороны и мертвая мама во сне явно перекочевали из ленты «Богиня». Но если в последнем случае смерть мыслилась случайной, то в «Последней сказке Рите» она – самое главное и торжественное событие, перед которым меркнет любая житейская трепотня.

«Я тоже хочу» (Россия, Алексей Балабанов).

«Я тоже хочу»

Когда в финале мрачнейшего «Груза 200» Балабанов отправил одного из своих персонажей в православный храм принимать Крещение, многие критики восприняли этот эпизод как некий фарс. На деле же все оказалось гораздо серьезнее. Новая работа режиссера – это фильм о покаянии и искуплении, который продюсер Сергей Сельянов сравнил аж с «Островом» Павла Лунгина. Чистоту своих намерений Алексей Балабанов убедительно доказал, сняв самого себя в заключительных кадрах «Я тоже хочу» в крайне неприглядном виде. Журнал «Сеанс» справедливо определил жанр новой работы Балабанова как «православное роуд-муви».

ИСТОЧНИК: km.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>