Белоруссия на грани транспортной войны со странами Евросоюза?
Конфликт Минска и стран Евросоюза, который после прошедших в августе 2020 года в Белоруссии президентских выборов ширится с каждым днем, уже перекинулся и на сферу транспорта.
За последний год количество проблем на границе Белоруссии с ЕС продолжает расти, и связаны они не только с возросшим потоком нелегальных мигрантов. Одним из основных вопросов на протяжении многих лет остается проблема пересечения границы автотранспортом, в первую очередь большегрузным. На белорусских автомобильных переходах с Литвой, Польшей и реже Латвией периодически возникают многокилометровые очереди из фур, в которых скапливаются сотни, а порой и тысячи грузовиков. Как правило, такая ситуация наблюдается в направлении Евросоюза и крайне редко – Белоруссии. За последние же месяцы эта проблема и вовсе стала постоянной. Государственный пограничный комитет (ГПК) Белоруссии практически ежедневно сообщает об очередях, обвиняя в этом своих европейских коллег. Как отмечают в ГПК, литовские и польские сопредельные пункты пропуска «продолжают не выполнять договоренности по пропуску грузовых транспортных средств через границу на свою территорию». Дополняет картину и то, что на ряде пунктов постоянно происходят какие-то нештатные ситуации (например, отключается свет, зависают базы данных и т. п.), а также проводится модернизация, которая резко сокращает их пропускную способность. Ярким примером этого может служить ситуация на белорусско-литовской границе, особенно в пункте пропуска «Мядининкай» / «Каменный Лог».
Дорога через данный пункт является самым востребованным направлением на белорусско-литовской границе, в том числе и потому, что водители грузовиков пытаются сэкономить на топливе. По ней идет регулярное транзитное движение грузового автотранспорта, выполняющего перевозки к портам Клайпеды, Вентспилса, Калининграда и в страны Евросоюза. В прошлом стороны неоднократно договаривались о том, что его пропускная способность будет увеличена, а Минск даже провел за деньги ЕС серьезное переоснащение со своей стороны. Литва же долгие годы кормила белорусских партнёров обещаниями и только весной текущего года приступила к совершенствованию своего пункта, которое должно завершиться во втором квартале 2023 года. Это уже привело к сокращению его пропускной способности, которая и ранее была небольшой из-за медлительности литовской пограничной и таможенной служб, на 50%.
Ранее в ГПК Белоруссии отмечали, что даже без реконструкции литовская сторона редко выполняла свои обязательства на данном пункте на 100%, продолжая игнорировать договоренности с белорусскими коллегами. При этом количество так называемых нештатных ситуаций в последний год резко возросло. Среди наиболее частых проблем на литовской стороне, по информации ГПК, являются «обновление баз данных таможни (при «ручном» оформлении через границу проезжали одна-две фуры в час), сбои систем оформления, проблемы с электричеством и передачей данных, а также малочисленность сотрудников таможенных смен литовских пунктов пропуска».
Все это на белорусско-литовской границе было и ранее, однако после начала кризиса во взаимоотношениях двух стран последнего года их количество стало просто неприличным. При этом Минск неоднократно обращался к Вильнюсу с предложением решить существующее проблемы, однако каждый раз не получал должного ответа. Схожая ситуация наблюдается и в направлении Польши, хотя многокилометровые очереди из фур здесь наблюдаются реже. Но и здесь белорусский ГПК главной причиной проблем называет нежелание польской стороны нормально работать и выполнять принятые на себя обязательства на 100%.
Все это можно было бы списать только на плохую организацию работы на польской или литовской стороне, если бы не одно «но» – в настоящее время в проблему пересечения границы Белоруссии со странами ЕС вмешалась политика. По сути, на сегодняшний день решение существующей многие годы проблемы с очередями на границе стало практически невозможно решить не столько из-за технических вопросов, сколько из-за политических противоречий Минска с Варшавой, Вильнюсом и в некоторой степени Ригой. Польша, Литва и Латвия являются главными инициаторами антибелорусских санкций последних месяцев, что не могло не вызвать ответной реакции в Минске. Белорусские власти долгое время терпели нападки со стороны своих соседей, пока не приняли решение нанести ответный удар в том числе и в сфере сотрудничества на границе и обеспечении транзита товаров.
В частности, Минск отказался сдерживать поток нелегальных мигрантов, который следует из стран Африки, Азии и Ближнего Востока в ЕС. Это уже привело к миграционному кризису в Литве, Латвии и Польше, где даже ввели режим чрезвычайной или экстренной ситуации в приграничных с Белоруссией районах. Как известно, соседи республики обвиняют в происходящем Александра Лукашенко, называя действия официального Минска «гибридной агрессией» против них и Евросоюза в целом.
Кроме того, белорусские власти не ограничились вопросом нелегальной миграции и пошли дальше в стремлении заставить Вильнюс задуматься о своих действиях. Так, с 30 августа Белоруссия ввела в действие постановление правительства, по которому фуры, перевозящие международные грузы из Литвы в направлении республики, должны обязательно использовать навигационные пломбы. При этом польских или латвийских перевозчиков данное ограничение не касается. Как не касается оно и грузовиков, которые перевозят товары из Калининградской области в Белоруссию по территории Литвы в рамках таможенного транзита.
Формально это было сделано для того, чтобы отслеживать передвижение грузов по территории Евразийского экономического союза. Пломба устанавливается на границе и снимается таможней в конечном пункте следования автомобиля и официально нужна для «выявлении признаков несоблюдения законодательства, а также при неоднократном нарушении перевозчиком правил транзита товаров». При этом считается, что все это позволяет «сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под такой пломбой для контроля внутрь страны». Однако в нынешней ситуации в Вильнюсе расценивают данное нововведение как очередной элемент «гибридной агрессии», а литовские перевозчики находятся на гране паники.
Сама навигационная пломба не приобретается перевозчиком в собственность. Это услуга, которую оказывает белорусский оператор, а тариф пока составляет пять базовых величин (на сегодня это порядка 145 белорусских рублей, или около 50 евро). В Вильнюсе отмечают, что отсутствие официальных причин того, почему пломбы действуют именно в отношении грузов, прибывающих из Литвы, свидетельствуют о намеренной попытке надавить на литовских перевозчиков. Кроме того, там опасаются, что в скором времени ее стоимость может увеличиться в разы. А это вполне может привести к потере «логистической конкурентоспособности» местных перевозчиков, так как не только автотранспорт будет обходить Литву, но и корабли будут отдавать предпочтение портам Польши и Латвии. Поэтому литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков сначала обратилась к Белоруссии с просьбой пересмотреть свое решение, а позже попросила правительство своей страны обсудить с Латвией и Польшей применение аналогичных мер к белорусским грузам.
Появление навигационных пломб уже усугубило отношения Белоруссии и Литвы в области автомобильного сообщения и пересечения границы, а в будущем грозит вылиться в настоящую транспортную войну, в которую будут вовлечены и иные европейские страны. Дальнейшее развитие событий вполне может привести к еще большим затруднениям на белорусских границах с ЕС, решение которых будет связано лишь с нормализацией политических отношений между сторонами.
Проблема усугубляется еще и тем, что в отношении Белоруссии сегодня действует ряд ограничений, которые против нее ввели Евросоюз и США. В частности, речь идет о замораживании любого финансового и кредитного сотрудничества с официальным Минском со стороны западных структур. При этом белорусские власти всерьез рассчитывали провести модернизацию своей транспортной инфраструктуры, в том числе и за деньги Евросоюза. Еще в декабре прошлого года была утверждена реализация государственной программы «Инфраструктура пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь» на 2021-2025 гг. Согласно ей, должны быть реконструированы 20 автодорожных пунктов пропуска, что позволит увеличить пропускную способность погранпереходов с 32 до 38 тыс. автомобилей в сутки. Теперь же, когда финансирование подобных мероприятий стало ограниченным, вопрос о реализации программы находится под большим вопросом. Впрочем, с учетом отношения к работе на границе с Белоруссией со стороны Литвы, Польши и Латвии подобная проблема не является основной, хотя и будет оказывать определенное влияние на происходящее.
Нынешняя ситуация на белорусских границах со странами Евросоюза не является новой проблемой. Страны – соседи Белоруссии и прежде тормозили транзит автотранспорта из республики в направлении Евросоюза, делая это в ряде случаев откровенно намеренно. Сегодня же ситуация усугубляется и разразившимся за последний год политическим кризисом в отношениях между Минском и странами ЕС, что может довести ее до невиданных ранее размеров. При этом решение всех вопросов возможно только при политической воле руководства соседних с Белоруссией стран, которого сегодня, к сожалению, не видно. Варшава, Вильнюс и Рига в надежде на нерешительность Минска продолжают нагнетать обстановку, абсолютно не думая о последствиях.
Источник