Госдолг Украины растет со скоростью света

indexНикогда еще государственный долг Украины не рос с такой скоростью. За 2014 год долговые обязательства суверена – непосредственно его или гарантированные им – взлетели на 442,3 млрд грн (28 млрд долларов), преодолев отметку в триллион гривен. И это лишь неполные данные Министерства финансов без учета декабря. Это означает, что каждый день в течение последнего года госдолг увеличивался в среднем на 1,32 млрд грн, пишет 112.ua.

Так, на конец ноября госдолг Украины составил 1037,9 млрд грн, или 69,3 млрд долл. При старом фиксированном курсе в 7,99 грн/долл. эта сумма составляла бы «лишь» 554 млрд грн, что не только ниже триллионной отметки, но и меньше госдолга, с которым страна вошла в 2014 г. С другой стороны, не девальвацией единой Украина дошла до такого космического уровня госдолга. Оба правительства Яценюка активно привлекали кредитные ресурсы, в особенности в валюте. Минфин и НБУ за год заняли 8,9 млрд долл. в валюте. «Все это идет, в первую очередь, на погашение наших внешних обязательств, — оправдывался Яценюк на одном их первых заседаний Кабмина в текущем году. — Не мы взяли 40 млрд долл. за три года. Их взял Виктор Янукович, и сейчас нам очень сложно, но мы справляемся, чтобы соответствующим образом погашать долговые обязательства страны». Несмотря на то, что кивки в сторону предшественников уже стали давней традицией в украинском политикуме, на этот раз премьер не приукрасил ситуацию. За прошлый год правительство заплатило за погашение и обслуживание валютных долгов 11,2 млрд долл. Другими словами, оно потратило на рефинансирование старых долгов все привлеченные средства и даже добавило «от себя». Между тем, предшественники Яценюка в Кабмине, действительно, излишне активно накапливали долги. За 2010-2013 гг., когда страной руководил Виктор Янукович, а Кабмин возглавлял Николай Азаров, госдолг вырос на 34,1 млрд долл. (с учетом выплат по старым долгам). В частности правительство Азарова дважды обращалось к кредитам Международного валютного фонда. В первый раз, в 2010 г., ему удалось договориться о кредите в SDR 10 млрд (15 млрд долл.). Но из-за невыполнения Киевом взятых на себя обязательств по реформам правительство получило лишь часть траншей на общую сумму около 3,4 млрд долл., и сотрудничество было заморожено. Азаров попытался возобновить переговоры с МВФ о новом кредите в 2013 г., но безуспешно. Также первые годы правительство активно использовало международный рынок капитала, откуда деньги текли рекой в развивающиеся экономики благодаря программе количественного смягчения (QE3) в США. Но окно заимствований для Киева закрылось в мае после того, как глава Федерального резерва США Бен Бернанке впервые заявил о возможном сокращении программы. За вторую половину 2013-го правительству всего дважды удалось привлечь средства за рубежом, и оба раза — в России. В частности в конце декабря 2013-го, когда Москва купила еврооблигации Украины на 3 млрд долл.

Подобные суммы властям были нужны, как и Кабминам Яценюка, прежде всего, для рефинансирования старых долгов. Предшественницей Азарова была Юлия Тимошенко, на премьерство которой как раз выпала первая волна глобального финансового кризиса. Пока она возглавляла Кабмин в 2008-2009 гг., госдолг вырос на 22,9 млрд долл., из которых 6 млрд долл. предоставил МВФ. Кроме того, львиная доля заемных средств доставалась НАК «Нафтогаз Украины», финансирование дефицита которого правительству приходилось брать на себя из-за заниженных розничных тарифов на газ в стране. При этом в 2012-ом Украина импортировала газа на 13,2 млрд долл., в 2013-ом – на 12 млрд долл.

Хроническое наращивание нового госдолга для выплат по старым обязательствам поставило Украину в тяжелое положение в 2015 г. Только на обслуживание и погашение прямого госдолга Украине необходимо порядка 200 млрд грн, подсчитал старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович. Большая часть — более 144 млрд грн, или более 9 млрд долл. по курсу 16 грн/долл. – приходится на выплаты, которые необходимо сделать в иностранной валюте. А по оценкам экспертов международного рейтингового агентства Moody’s Investors Service, обслуживание внешних долговых обязательств обойдется приблизительно в 10 млрд долл. В том числе 3 млрд долл. по еврооблигациям перед Россией, порядка 2 млрд долл. по валютным ОВГЗ, 1,5 млрд долл. по кредитам Международного валютного фонда.

В действительности нагрузка на государство может оказаться гораздо весомее, если правительству придется расплачиваться не только по собственному долгу, но и гарантированному долгу, а также по так называемому квазисуверенному долгу – обязательствам, за которые правительство формально не несет ответственности, но которые все равно, в конечном счете, становятся его собственными. Как отмечает руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук, еще 6,6 млрд долл. государству понадобится на закупку газа НАК «Нафтогаз Украины» и 2,5 млрд долл. на увеличение золотовалютных резервов до приемлемого уровня. Кроме того, на плечи правительства может лечь помощь с погашением долгов квазисуверенных заемщиков, например, еврооблигаций Киева (250 млн долл. в ноябре) и «Укрэксимбанка» (750 млн долл. в апреле). Между тем, собственные финансовые возможности Украины сейчас очень ограничены. Расплатиться по внутреннему госдолгу относительно несложно. Для этого, как и в прошлом году, правительство может использовать печатный станок Национального банка.

Погасить валютные обязательства Киеву будет намного тяжелее, поскольку собственные запасы валюты суверена сильно истощились. За прошлый год международные резервы Украины сократились в 2,7 раза с 20,4 млрд долл. В новый 2015 год страна вошла с мизерными золотовалютными запасами в размере 7,5 млрд долл. Этого едва хватает, чтобы покрыть 1,2 месяца импорта. При этом в ближайшие месяцы резервы продолжат таять. Только к концу февраля резервы окажутся уже меньше 6 млрд долл. По оценкам главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, Украине предстоит погасить около 500 млн долл. валютного долга в январе и еще столько же в феврале. Помимо этого, для оплаты импортного газа дополнительно потребуется 600-700 млн долл. в месяц.

Правда, считает главный финансовый аналитик агентства «Эксперт‑Рейтинг» Виталий Шапран, реструктуризация обязательств является наименее предпочтительным вариантом, потому что фактически выдает неплатежеспособность Украины. По его мнению, у Киева есть и другой выход: тянуть время. «В проспекте эмиссии еврооблигаций прописаны условия для применения процедуры ковенанты, но не прописаны сроки, в которые Украина должна была бы провести эту процедуру. Сроки будут установлены в ходе новых договоренностей сторон», — рассказывает эксперт. А значит, у Киева будет возможность потянуть время сначала в ходе переговорного процесса, а также за счет установления более поздних сроков. У реструктуризации есть и другой недостаток. Объявление дефолта позволило бы Украине начать «с чистого листа» без долгов и, скорее всего, заставило бы правительство, лишенное внешней финансовой поддержки, взяться за критичные реформы и научило бы его «жить по средствам». Реструктуризация обязательств суверена, напротив, поддерживает в Украине порочную практику накопления новых долгов для возвращения старых. А значит, если сегодня правительство Яценюка отдает долги Азарова, то через несколько лет в наследство новому Кабмину достанутся долги Яценюка. Только на этот раз уже не перед рыночными инвесторами и Москвой, а перед международными организациями, Вашингтоном и Брюсселем.

ИСТОЧНИК:   tpp-inform.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>