Государственные ДОХОДяги — Светлана Романцова

wpid-1cdc3648050ec21Счетная палата представила очередной сенсационный доклад. На этот раз о том, насколько соизмерима деятельность представителей государства в акционерных обществах и предприятиях с преобладающей долей государства и с вознаграждением за эту деятельность. Аудиту были подвергнуты финансово-экономические показатели 19-ти акционерных обществ центрального и муниципального подчинения за 2008-2011 гг.

Казалось бы, за последнее время мы столько слышали о нарушениях законодательства в распределении получаемой прибыли, астрономических доходах публичных чиновников, призванных следить за эффективностью работы контролируемых ими предприятий, да и самих их руководителей, что нас с вами уже и удивлять нечем. Но, видно, нет предела чиновничьей жадности и наплевательскому отношению к закону.

Зарплаты не надо, нам должность давай!

Одно из первых и основных заключений аудиторов: уже в самой процедуре назначения представителей государства в наблюдательные советы акционерных обществ (АО) допускается множество вопиющих нарушений. Несмотря на то что закон позволяет публичному работнику членство не более чем в пяти руководящих органах предприятий, выявлены случаи, когда число таких «доходных мест» составляло свыше десяти. Так, «генеральный директор Агентства публичной собственности в 2010 г. входил в состав семи советов АО и пяти советов госпредприятий. А вице-директор агентства был членом шести советов, — отметила аудитор Счетной палаты (СП) Валентина Мадан. — Они обязаны вернуть государству средства, полученные ими от нелегитимного пребывания в должностях».

Подобных примеров множество и они есть практически во всех министерствах и ведомствах, которым по закону достался контроль за деятельностью предприятий с мажоритарным государственным пакетом. Теоретически, в смысле по тому же закону, цель присутствия публичного чиновника в административных или наблюдательных советах – контроль за эффективностью их работы. Но каким будет этот контроль, задаются вопросом аудиторы СП, когда в состав, а то и на председательское кресло этих советов попадают руководители служб министерских управлений, специально созданных для обеспечения эффективности управления государственной собственностью? Чьи интересы будет блюсти такой чиновник, получая в качестве поощрений от работы в советах АО и ГП от 500 тыс. леев до 1 млн? Налицо конфликт интересов, отмечается в докладе СП. В муниципии Кишинев умудрились даже узаконить подобную незаконную практику, утвердив решением муниципального совета в пику правительственному Регламенту свой.

А обед по расписанию

Примечательно, что вознаграждения за работу в руководящих органах акционерных обществ и государственных предприятий чиновники получают совершенно независимо от финансово-экономических показателей деятельности этих АО и ГП. Как показал аудит, доходность уменьшилась у всех 20 проверенных экономических агентов, а зарплаты чиновников – нет!

Напротив, есть случаи их повышения! В АО «Молдтелеком», например, при снижении финансово-экономических показателей решением общего собрания акционеров размер поощрений членам совета акционеров за 2008-2011 гг. был увеличен на 25,6% (до 533,8 тыс. леев в год), а наблюдателю от государства на 59,7% (до 678,8 тыс. леев).

Применяются, конечно, и меры экономии денежных средств. Но как! Согласно докладу СП, решением общего собрания акционеров, в АО Tutun-CTC норматив ежегодных поощрений коллективу в 2012 г. был уменьшен с 7,5% до 5%. Зато членам административного совета и госнаблюдателю он был увеличен с 1,4% до 4%. В итоге, вознаграждения целому коллективу предприятия, численностью 864 человека, составляют 3,8 млн леев в год, а пяти (!) членам админсовета – 3,1 млн леев в год.

Не обижают себя и сами руководители государственных предприятий. Опять-таки с позволения административных и наблюдательных советов. Так зарплата генерального директора хронически убыточного муниципального предприятия Apă-Canal Chişinau за 2009 – 2010 гг. выросла с 265 тыс. леев в год до 330, 3 тыс. леев.

Чтоб я так жил!

Казалось бы, ну пусть получают чиновники большие доходы – за труд непомерный, денно-нощное бдение об интересах общественных… Но, как говорится в отчете аудиторов Счетной палаты, работа подавляющего большинства наблюдателей от государства в руководящих структурах АО и ГП носит абсолютно формальный характер. На заседания советов они не ходят и даже отчетов о своей ратной работе не составляют. Потому, заключают контролеры, сложно проверить и их реальный вклад в управление публичной собственностью.

Но вот, случись у такого чиновника или директора государственного предприятия нечаянная потеря доходной должности, уставом предприятий заблаговременно предусмотрена компенсация. Когда госнаблюдатель в АО Tutun-CTC 28 октября 2010 года был назначен руководителем одного из органов публичного управления, ему была выплачена компенсация в размере 1,2 млн леев!

Такая практика, отмечают в СП, существует на всех госпредприятиях. Миллионные средства, которые могли бы пойти в казну государства, делают богатых еще богаче, а бедных еще беднее. И все разговоры представителей власти навести в этой сфере порядок остаются исключительно разговорами. Ведь вдруг и им понадобится компенсация?!

Светлана Романцова

ИСТОЧНИК: vedomosti.md

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>