Новые технологии способны гарантировать продовольственную безопасность?

Многие годы ведутся споры о том, способна ли планета Земля прокормить растущее население. В последние годы к руководителям многих государств пришло осознание того, что, несмотря на усиление глобализации производства продовольственных товаров, революционные технологические изменения в этом производстве, помимо государственной безопасности в виде сохранения рубежей, поддержания боеспособности армии, а также развития собственной промышленности, на первые роли выходит продовольственная безопасность.

На состоявшемся в конце мая в формате видеоконференции заседании Высшего Евразийского экономического совета Владимир Путин поднял вопрос о создании новых производственных мощностей для обеспечения продовольственной безопасности и выпуска товаров первой необходимости. Заседание, прошедшее во время продолжающейся пандемии коронавируса, продемонстрировала высокую степень важности решения проблемы продовольственного обеспечения наших стран, особенно в условиях подобных чрезвычайных ситуаций.

Продовольственные проблемы, голод и вызванные ими последствия неоднократно становились поводом для серьёзных потрясений, в том числе и для России и её исторических соседей. Страны ЕАЭС имеют как позитивный опыт совместных действий в обеспечении продовольствием наших народов, так и негативный опыт разрыва экономических и логистических связей в недавнем прошлом. В целом же в ЕАЭС-регионе имеется весьма удачное сочетание экономических и географических факторов, способных полноценно обеспечить продовольственную безопасность всего Союза.

Одним из толчков, повлёкшим за собой современное активное развитие собственных агроресурсов, стали санкции, наложенные на Россию странами Запада. Но и до них была разработана «Концепция коллективной продовольственной безопасности государств – членов Евразийского экономического союза», которая обновлена в 2019 г. В ней определены векторы развития отрасли. И успехи в развитии агросектора наших стран налицо.

«Если в 2012 году наше интеграционное объединение – тогда еще Таможенный союз – было одним из крупнейших импортеров сельхозтоваров, имея отрицательное сальдо более 25 миллиардов долларов, то к 2018 году импорт снизился на 30%, а отрицательное сальдо сократилось в пять раз и достигло минимального значения за эти годы», – сообщил Станислав Бубен в 2019 году на IV ежегодной Международной конференции по развитию сельского хозяйства, обеспечению продовольственной безопасности и полноценного питания в Евразии.

Государства ЕАЭС уже полностью удовлетворяют собственные потребности в яйцах, сахаре, растительном масле и, что важнее всего,  в зерне за счёт собственного производства. Это очень хорошая новость для тех, кто помнит сложнейшую ситуацию с продовольственным обеспечением в конце прошлого века, ставшую одним из факторов, повлёкшим за собой разрушение СССР.

Производство мяса в России, например, с 2001 по 2019 год увеличилось вдвое – с 4 477 до 10 821 тысячи тонн. В 2017 г. был собран рекордный в истории страны урожай зерна – 135,5 млн тонн. Страна стала одним из крупнейших экспортёров зерновых.

Правда, в связи с пандемией с 12 апреля введен временный запрет на экспорт ряда продуктов из Евразийского экономического союза, в том числе гречки, ржи и риса (за исключением риса из Казахстана). Ограничения также коснутся вывоза проса, крупы и муки грубого помола, гранул из зерна злаков, гречневого зерна, соевых бобов, семян подсолнечника и готовых пищевых продуктов из гречки. Всё это произошло на фоне взлетевших внутренних цен на зерновые: на последнюю неделю марта, согласно отчету «Совэкона», средняя стоимость пшеницы за тонну взлетела на тысячу рублей – до 13,3 тыс. К 22 апреля пшеница опять обновила максимумы, прибавив за неделю 300 рублей – до 14,5 тыс. рублей, сообщило РИА «Новости» 28 апреля.

Руководство ЕАЭС заботится прежде всего о том, чтобы полноценно накормить собственное население и обеспечить сырьём местных производителей продовольственных товаров. Ведь в связи с пандемией многие европейские государства, и государства Американского континента столкнулись с проблемами в своём сельскохозяйственном кластере – недостатком рабочих рук, ранее восполнявшихся за счёт работников из более бедных соседних стран, проблемами, вызванными закрытием границ и разрывом логистических и торговых цепочек. Пусть временных, но в сельском хозяйстве по-прежнему актуальна пословица про день, который год кормит. В США также вероятны и большие потери урожая из-за засухи. Что в совокупности вполне может повлечь за собой «голод библейских масштабов», о котором заявили с трибуны ООН. Правда, основными пострадавшими традиционно станут беднейшие страны Африки, Америки и Азии.

В свете звучащих предостережений ООН вопрос продовольственной безопасности ЕАЭС, только недавно получившей продовольственную независимость по основным продуктам питания, становится весьма актуальным и меры, предпринимаемые правительствами наших стран, видятся как адекватные.

Однако стоит вернуться к перспективным направлениям развития агросектора ЕАЭС, как одного из наиболее востребованных в грядущем секторов производства, которому предрекают большое будущее.

Среди факторов, которые следует учесть при планировании действий по обеспечению полноценным набором продуктов питания населения ЕАЭС, помимо обеспечения техническими средствами механизации и управления агропредприятиями, а также химическими удобрениями, есть и «зелёные» биотехнологии, активно внедряемые в мире.

Среди подобных агробиотехнологий основными направлениями остаются:

— создание в сельском хозяйстве новых, высокопродуктивных и устойчивых к вредителям сортов растений;

— селекционная работа в животноводстве;

— создание методик выявления и борьбы с сельскохозяйственными вредителями и болезнями растений и животных.

Эти направления определены не вчера, собственно, вся история агротехники и животноводства развивается по вышеперечисленным направлениям. Но, в отличие от прежних разработок, современные методы, использующие всё более смелые идеи генетиков, выглядят зачастую весьма революционно.

Например, одним из важных направлений, разрабатываемых сегодня, является выращивание мяса из стволовых клеток. Технология, позволяющая обойти все стадии, сопровождающие превращение двух сливающихся в зародыш клеток в сочный бифштекс или свиную отбивную, вышла на стадию реального воплощения в производстве.

Так, по сообщениям прессы, учёные Татарстана через три года обещают отладить производство конины, выращиваемой в специальных питательных средах. Причём мясо, выращенное в инкубаторе из стволовых клеток, будет, по мнению экспертов, более безопасным, так как выращенное в стерильной среде, не будет содержать антибиотиков.

Важно это ещё и в связи с тем, что подобные технологии обещают довольно серьёзно снизить нагрузку на окружающую среду. Это принципиально важно, ведь современное животноводство является отраслью, которая весьма активно производит углекислый газ, метан, а также потребляет ресурсы в виде питьевой воды, зерновых, требует строительства больших животноводческих комплексов и их обслуживания.

Собственно, именно кормовые сорта зерновых и овощей занимают наибольшие посевные площади в мировом сельскохозяйственном производстве. Насколько будет эффективным производство мяса «в пробирке», покажет время, но то, что эта технология наряду с биопринтерами типа «Орган.Авт», работавшими на МКС и позволяющими «напечатать» котлету, переходит из разряда научно-фантастических идей в разряд реальных технологий, уже обнадёживает. Эту технологию отрабатывают в России уже несколько компаний, например, в подмосковных Раменках, в стенах «Очаковского комбината пищевых ингредиентов». Там обещают уже через пару лет вывезти «мясо из пробирки» на полки супермаркетов.

Есть, однако, и достаточно спорная тема в «зелёной» биотехнологии. Это тема генно-модифицированных организмов (ГМО). Вокруг генной модификации растений и животных ломают копья уже десятки лет.

Внедрение чужеродных генов в клетки привычных нам растений, которые массово являются основными продуктами питания для населения, в мире распространено очень широко. Пожалуй, сегодня вряд ли уже получилось бы накормить 7-миллиардную армию землян, не используй аграрии технологии ГМО. Но пока всё так же не ясны последствия использования ГМО в отношении воздействия на организм человека. Эксперты регулярно высказываются как за, так и против использования подобных технологий.

Россия придерживается осторожной позиции в отношении использования ГМО, в связи с чем ввоз подобной сельскохозяйственной продукции на территорию страны был запрещён. Новая доктрина продовольственной безопасности страны, подписанная 21 января этого года президентом России, предусмотрела запрет на ввоз в страну генно-модифицированных организмов с целью их посева, выращивания и разведения. Законодательно закреплённый запрет производства продукции с ГМО действует в России ещё с 2016 года, и штраф за его нарушение установлен до 500 тысяч рублей.

Однако, несмотря на возражения губернаторов Калининградской, Белгородской, Курской и Липецкой областей, обратившихся с заявлением о недопустимости подобных поставок, правительство России в этом году разрешило ввоз ГМО-изменённой сои и соевого шрота, предназначенных на корм скоту, объяснив это желанием избежать проблем с кормами в животноводстве.

Возможно, это произошло под давлением проамериканского лобби, так как именно США в данной ситуации получает наибольшее преимущество и является крупнейшим поставщиком ГМО-изменённого продукта. Насколько это согласуется с принятой в РФ доктриной, почему решение о поставках сои с ГМО принято на фоне собственных рекордных урожаев сои в 2018/19 годах и как ситуация скажется на отечественных аграриях и на производителях сои, а также животноводстве, можно будет наблюдать в ближайшие годы. Но надо ли экспериментировать? И не лучше ли отказаться от ГМО-поставок, пока не поздно?

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>