В Алматы обсудили актуальные вопросы евразийской интеграции

Таможенный союз6На днях в Алматы прошел круглый стол на тему «Актуальные вопросы евразийской интеграции». Его организовали Институт экономики Комитета науки МОН РК и университет «Туран». В нем приняли участие ученые, экономисты, руководители вузов, предприятий, финансовых и научных институтов, а также представители общественных организаций и экспертного сообщества. В их числе председатель Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов, директор Палаты предпринимателей Алматы Ерлан Стамбеков, президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров и др.

Участники форума обсудили перспективы развития евразийской интеграции. В частности, отмечалось, что Евразийский союз позволит улучшить общий инвестиционный климат в Казахстане, России и Беларуси. Экономическое объединение обеспечит более комфортные условия для развития бизнеса, позволит увеличить объем промышленного производства и создаст новые рабочие места. Был приведен пример Алматы, внешнеторговый товарооборот города со странами Таможенного союза за 2013 год составил $8,6 млрд, тогда как в 2012 году эта цифра составляла Т7,5 млрд. Ректор университета «Туран» Рахман АЛШАНОВ подчеркнул, что Казахстан готов создать конкурентную экономику. «Для этого наша страна должна иметь возможности для развития своих торговых отношений и более расширенный рынок сбыта. Поэтому важно создавать экономические союзы с соседними государствами. Евразийская интеграция укрепит национальную экономику и будет способствовать повышению политического веса нашей страны на мировой арене», – добавил г-н Алшанов.

По словам Серика Аханова, наши финансовые организации глубоко интегрированы в мировую финансовую систему, они уже 15 лет работают по международным стандартам, стимулирующими рост конкурентоспособности, и реально находятся в острой конкурентной борьбе с зарубежными финансовыми институтами. То, что борьба очень острая, свидетельствует тот факт, что в нашей стране находятся 38 банков, из них 17 – с иностранным участием, 14 – «дочки» крупнейших банков мира. К нам в страну зашли уже все великие банки мира, заявил финансист.

– С точки зрения регулирования мы подчиняемся Нацбанку, и теперь возникает дискуссионный вопрос, который муссируется в научном мире и практиками постсоветских стран, что в перспективе может возникнуть наднациональная валюта и наднациональный орган, – отметил Серик АХАНОВ. – Условно говоря, по аналогии с Евросоюзом, где есть единый Центральный банк и есть единая валюта евро. Мы были очень обеспокоены этими вопросами, предложениями, дискуссией. Но 26 марта официально в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было опубликовано, что создание наднационального регулятора, то есть банка для трех стран, отодвигается на 2025 год. Для нас это хорошая новость, потому что создание такого наднационального органа – сложный процесс. Даже у Евросоюза, который существует уже несколько десятков лет, нет единого регулятора – банка, который регулирует деятельность финансовых организаций в целом по всей Европе.

По данным, приведенным г-ном Ахановым, в рамках Единого экономического пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном доля Казахстана по банковским активам составляет 5,3%, по страховым компаниям – 5,8%. Россия – 92%, Беларусь – 3%. То есть с точки зрения активов и капитала наш финансовый рынок очень маленький. А если взять размер просто средней финансовой организации, например, банка, то у нас средний размер активов – $11 млрд, а в России – $67 млрд. Самый большой банк на сегодня при объединении Казкоммерцбанка и БТА – это $16 млрд. У того же российского Сбербанка – $550 млрд. То есть наши банки по сравнению с Россией меньше 3,5-4 раза, поэтому возникает вопрос, чтобы мы резко увеличили концентрацию нашего банковского, страхового инвестиционного капитала для того, чтобы конкурировать.

Но самый главный вопрос, по мнению эксперта, заключается в том, что в 2020 году у нас возникнет единый финансовый рынок между тремя странами, и наша страна уже в следующем году вступает в ВТО. С созданием единого финансового рынка в Казахстан могут прийти не «дочки» 17 банков с иностранным участием, а филиалы. А с ними конкурировать невозможно, они имеют безразмерный актив, который находится либо в Пекине, либо в Лондоне, либо в Нью-Йорке. Серик Аханов предлагает Нацбанку, чтобы регулирование даже филиалов было такое же, как и регулирование казахстанских банков. За 10 лет, считает он, мы должны резко повысить конкурентоспособность наших финансовых организаций, банков, страховых, инвестиционных компаний, сделать их очень мощными, сильными, чтобы они могли кредитовать, развивать отечественную экономику, внутреннее производство.

Участники встречи отметили, что Евразийский союз позволит улучшить общий инвестиционный климат в Казахстане, России и Беларуси, обеспечит более комфортные условия для развития бизнеса, увеличит объемы промышленного производства, создаст новые рабочие места. Для Казахстана в прошлом году важнейшими ведущими партнерами в торговле стали Китай и Россия. Для России – Китай, Нидерланды, Германия, Италия и Украина. Китай впервые обошел Россию на рынке Казахстана и намерен в ближайшие годы удвоить товарооборот со странами Центральной Азии, в том числе с Казахстаном, на который приходится более 70% всей торговли этой страны с регионом. Также Китай намерен предпринять все необходимые меры для торгового наступления на рынки других стран, включая упрощение условий торговли, инвестиций, распространения новых форм торговли. Эта наступательная торговая политика будет реализована и в ЦА, главным образом в Казахстане.

Аналогичную стратегию разрабатывают и другие страны, в том числе ЕС, Украина, ЦА, Латинская и Северная Америка. Поэтому сейчас создание относительно устойчивых рынков сбыта для казахстанских производителей актуально, подчеркнул Рахман Алшанов. По его мнению, для Казахстана сбыт сырьевых товаров не представляет сложностей, на них всегда есть спрос. В последние годы встал вопрос о рынках сбыта на новую продукцию, но для многих отечественных производителей освоение выпуска той или иной продукции априори становится нерентабельным, что является естественным ограничителем диверсификации национальной экономики. Начинать производство сразу с больших объемов и выходить на остро конкурентный рынок для нашего начинающего предпринимательства было бы большим риском.

Что касается резкого роста поставок российских товаров на казахстанский рынок в первый же год действия ТС, то, по мнению Рахмана Алшанова, это означает, что бизнесмены России весьма позитивно отнеслись к экономической ситуации в нашей стране. Сейчас наступает период более конструктивной, реалистической оценки емкости казахстанского рынка, и поставки от первоначального роста в 200-300 раз снизились до 1,5-2 раз. Для казахстанского предпринимательства открытие широкого российского рынка означает увеличение выпуска продукции максимум в 8 раз. Это требует расширения производства, дополнительных инвестиций, рабочей силы, новой логистики… То есть, говоря о темпах освоения взаимных рынков, нужно учитывать весовые категории предпринимательства. Структура российской экономики изначально была более диверсифицированной, а значит, более конкурентоспособной. Это конкурентное преимущество и сказывается на разных стартовых условиях в ТС.

ИСТОЧНИК:  nomad.su

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>