Евразийская интеграция путает карты США

Заявления госсекретаря США Хиллари Клинтон о стремлении Америки помешать интеграции на постсоветском пространстве сигнализируют о том, что насколько невыгодны Америке действия политических элит бывших советских республик, считают эксперты Дмитрий Вяткин и Дмитрий Суслов, передает [do action=»link-news-1″/] со ссылкой на Голос России.

Саммит СНГ в Ашхабаде и встреча ШОС в Бишкеке, которые прошли на этой неделе, подтверждают, что интеграция на постсоветском пространстве будет развиваться. Однако сразу же после этих встреч госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон будет противодействовать интеграции на пространстве бывшего СССР.

Насколько США могут преуспеть в подобном решении, рассказал заместитель председателя Комитета Государственной думы России по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин.

— Вроде бы Хиллари Клинтон скоро уходит со своего поста, но все равно делает такие заявления. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Ничего удивительного в этом нет. Ничего удивительного, необычного она не сказала, а только подтвердила тот курс и вектор американской внешней политики, который применяется не только к России, но и ко всем остальным странам. Это нормально. Разделяй и властвуй — этот принцип действует во все времена.

Конечно же, интеграция на постсоветском пространстве выгодна и государствам, бывшим республикам СССР, и народам, которые проживают в бывших республиках СССР. Она неудобна и невыгодна Америке, потому что создается мощная экономически и политически структура, формируется военный блок — будет развиваться военное сотрудничество, которые будут противостоять планам Америки распространить свое влияние, в частности, на Центральную Азию.

Кроме того, все тезисы Бжезинского о том, что Россию надо разделить на несколько слабых неуправляемых территорий, пытаются реализовать до сих пор. В подобных заявлениях никакого открытия нет, это нормальная геополитика.

Америке невыгодно усиление России и бывших советских республик. Америке выгодно стравливать бывшие советские республики и ослаблять их поодиночке. Собственно, ее действия означаются, что мы движемся в правильном направлении и интеграцию нужно усиливать. Это единственный вывод, который можно сделать из слов госпожи Клинтон.

— На ваш взгляд, каковы перспективы развития Евразийского союза, интеграции в рамках СНГ?

— Перспективы хорошие, и интеграцию нужно осуществлять, потому что это не только выгодно экономически, не только выгодно для граждан государств, которые могут спокойно перемещаться, заниматься бизнесом, работать на всем постсоветском пространстве. Это выгодно в том числе и с точки зрения безопасности.

Мы видим, какой костер разожжен в Центральной Азии. Как только натовцы уйдут из Афганистана, исламисты сразу усилят активное проникновение в страны Средней Азии, в том числе и бывшие советские республики. Надо понимать, что они принесут туда разрушение, смерть и террор.

Противостоять этому можно, только объединив усилия. Это будет угрожать не только нашим среднеазиатским партнерам и друзьям, но и в первую очередь России, потому что и наркотрафик, и трафик оружия, и экспорт терроризма очень быстро перекинутся к нам, если этому не противостоять.

Только объединив усилия, координируя нашу работу на этом направлении, в том числе и путем военного сотрудничества, создания и укрепления военного блока, который уже есть, можно противостоять этому. Мы вместе, бывшие республики СССР, сможем противостоять угрозам XXI века. Если мы останемся экономически и политически разобщенными, то пропадем поодиночке.

— Как я понял, нам есть чем ответить на американскую теорию однополярного мира?

— Нам нужно продолжать в том же направлении и усиливать наше объединение, нашу кооперацию в рамках СНГ, в рамках Евразийского экономического союза, объединяться перед общими для всех нас угрозами.

О возможных причинах заявления Хиллари Клинтон также рассказал заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Суслов.

— Как вы считаете, чем обусловлены негативные высказывания американских политиков?

— Во-первых, это свидетельство острого похолодания в российско-американских отношениях в 2012 году. Мне кажется, что у администрации Обамы немножко «сорвало резьбу», и она перешла к неприкрытой острой критике России.

Мне кажется, это свидетельство того, что начиная с 2013 года может начаться следующий раунд российско-американских отношений, и та преемственность политики «перезагрузки» и в целом конструктивная политика Обамы в отношении России может и не продолжиться.

С другой стороны, это может отражать лишь «прощальным приветом» уходящего госсекретаря Клинтон, которая озлоблена на Россию из-за ее позиции по Сирии и из-за того, что именно такая российская позиция по стране, которая была одним из главных приоритетов именно Хиллари Клинтон на посту госсекретаря, не позволила Соединенным Штатам реализовать свою позицию.

Здесь многое будет зависеть от того, кто станет следующим госсекретарем. Если это будет Сьюзан Райс, то, возможно, будет новое ухудшение российско-американских отношений, если Джон Керри — то нет.

— Можно ли сказать, что некие достижения в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, их укрепление задевают и раздражают США, потому что раньше Америка не верила в то, что все пойдет именно по такому пути?

— Надо сказать, что противодействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве — это давняя политика Соединенных Штатов, которую они проводили начиная с середины 1990-х годов. Особенно активно они проявляли себя в этом в период администрации Буша. Другое дело, что администрация Обамы в 2009 и 2010 годах несколько пересмотрела свое отношение в контексте общего пересмотра американской внешней политики и в меньшей степени противодействовала российским действиям, российскому влиянию и нормальным, экономически обусловленным интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

То, что сейчас Соединенные Штаты могут возвращаться или делают вид, что возвращаются к противодействию интеграции на постсоветском пространстве, — это в первую очередь индикатор негативного состояния российско-американских отношений. Кроме того, это перечеркивает ту негласную договоренность, то взаимное понимание, которое было достигнуто с администрацией Обамы в 2009-2010 годах, что позволило улучшить российско-американские отношения.

Наконец, это очень странное и, может быть, даже «близорукое» заявление с точки зрения интересов самих Соединенных Штатов, потому что к однополярному миру Америка не может вернуться уже ни при каком раскладе — вне зависимости от того, будет интеграция на постсоветском пространстве успешна или нет. Это зависит уже не от России и не от постсоветского пространства.

Кроме того, если мы вернемся к острой конкуренции и соперничеству с Соединенными Штатами на постсоветском пространстве, то будут похоронены те самые позитивные направления сотрудничества с США, которые нужны в первую очередь Вашингтону. Это прежде всего взаимодействие по Афганистану. Мне кажется, что и с этой точки зрения со стороны администрации делать подобные заявления в адрес России было очень необдуманным шагом.

Может быть, это не является свидетельством того, что администрация меняет свою философию в отношении России в целом, а, как я сказал, это «прощальный привет» лично от раздраженной Россией Хиллари Клинтон. Будем надеяться, что это именно так.

— Несомненно. Но слово не воробей. Она сказала, что Вашингтон намерен противодействовать инициативам Москвы на постсоветском пространстве. Какие инструменты есть сегодня для этого у США, а какие козыри в противовес есть у России?

— Расклад сил очень серьезно изменился по сравнению с 1990-ми и 2000-ми годами. На постсоветском пространстве идут активные и успешные интеграционные процессы, которые очень трудно обратить вспять, потому что они соответствуют жизненно важным и экономическим, и политическим интересам их участников.

Уже работающий Таможенный союз является крайне важным, я бы сказал, фундаментальным, фактором экономического развития Белоруссии и Казахстана. Мы знаем, что данный проект обладает все большей привлекательностью на постсоветском пространстве, в частности, туда просится Киргизия.

Надо сказать, что с одной стороны, позиции России усиливаются и сами по себе, с учетом того, что Таможенный союз, ЕврАзЭС — это реально работающие проекты, и мы уже видим позитивные достижения этого проекта, отражающиеся на экономическом развитии его участников.

С другой стороны, ослабли внешние игроки. Странность заявления Хиллари Клинтон связана еще и с тем, что регион постсоветского пространства в последние годы неуклонно падал в списке внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов. Соединенные Штаты сами постоянно говорят, что они переориентируются на Азию, что они будут сохранять, если не наращивать, свое присутствие именно там, а в других регионах сокращать.

— Именно туда Обама полетел после избрания президентом.

— Безусловно. С этой точки зрения данное заявление абсолютно не укладывается в логику общего пересмотра американской внешней политики. Кроме того, Европейский союз пребывает в кризисном, ослабленном состоянии, и инструменты политики Евросоюза в отношении постсоветского пространства (как то программа «Восточного партнерства») тоже в настоящее время пребывают в кризисном состоянии.

Это создает очень весомые, эффективные инструменты для России по влиянию, по стимулированию этой интеграции, которая нужна РФ не для того, чтобы восстановить Советский Союз (это безумие в новых условиях), а для того, чтобы превратиться во влиятельный центр в глобальном масштабе.

В мире существует огромное количество проектов региональной интеграции. Это Евросоюз, АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА, в которой участвуют Соединенные Штаты. Вот уж где действительно в соответствии с правилами гегемонии выстроена интеграция, так это НАФТА, где кроме США участвуют Мексика и Канада.

Мир развивается по пути региональной интеграции. Для того чтобы Россия была конкурентоспособной в этом мире, ей нужна региональная интеграция. Кроме того, она нужна и другим участникам. Например, Казахстан, Белоруссия и Украина не могут вступить в Европейский союз с учетом того кризисного состояния, в котором пребывает на сегодняшний день Евросоюз.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>