Евразийский экономический союз: Большие возможности — сложные задачи

4Euroasian_UnionОсновываясь на принципе экономического прагматизма, Казахстан, Беларусь и Россия приняли решение развивать интеграционное объединение от Таможенного союза и Единого экономического пространства до Евразийского экономического союза.

Фундаментом этого решения послужило понимание того, что вместе три и без того взаимосвязанные экономики смогут не только нивелировать возможные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках.

Страны евразийского пространства были и остаются инвестиционно привлекательными экономическими объектами. Однако имеющиеся на сегодня условия привлекательности не гарантируют их достаточности завтра.

Обладая крупнейшими в мире запасами нефти и газа, входя в тройку мировых производителей электроэнергии, а также будучи одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции, евразийская тройка, опираясь на свои естественные ресурсы, сейчас активно занимается модернизацией экономики, восстановлением и развитием собственной промышленности. Это особенно актуально для Казахстана, ранее являвшегося аграрной страной с колоссальными природными ресурсами.

Исходными причинами, стимулировавшими наши страны к интеграции, являются их совместный ресурсно-промышленный потенциал, а также взаимодополняемость экономик стран. Важно то, что совокупный потенциал природных ресурсов стран ЕАЭС включает в себя не только энергоносители, но и стратегическое сырье, необходимое для реструктуризации промышленности на принципах ее модернизации и технологического развития. Интенсивность использования этого потенциала на настоящий момент все еще низка. Совместно мы в состоянии обеспечить лишь 3,5% мирового экспорта товаров и 2,5% услуг.

Подведение на сегодняшний день каких-либо итогов участия республики в евразийском процессе носит только предварительный характер, так как временная база для анализа пока нерепрезентативна. Можно констатировать, что такие меры, как снятие барьеров для товаров и услуг при пересечении внутренних границ, введение единых таможенных тарифов, единая сертификация товаров, уже имеют характер лишь краткосрочных локальных позитивных эффектов. Страны вплотную подошли к этапу реальной “внутрисоюзной” и внешней конкуренции, а также к внешнему позиционированию.

Важно, что деловые круги все более активно используют имеющиеся преимущества Таможенного союза и Единого экономического пространства, и не только за счет сближения условий ведения бизнеса, но и за счет создания общей безбарьерной экономической среды.

Кроме того, конкуренция юрисдикций двигает нас к совершенствованию законодательства, и как следствие — растет инвестиционная привлекательность. К числу преимуществ ЕЭП также следует отнести облегчение доступа субъектов хозяйственной деятельности к богатым человеческим, промышленным и природным ресурсам, которыми располагают наши страны. Преимущества евразийской экономической интеграции очевидны — это свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без создания каких-либо “серых зон”.

Подобные меры формируют новую, качественную основу для взаимовыгодного сотрудничества.

Единое экономическое пространство сегодня — это колоссальный рынок с громадным числом потребителей, с гармонизированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. Принципиально важно, что евразийское объединение основывается на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сферах обеспечения безопасности продукции и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, естественных монополий. Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых “трудовых квот”, будет означать возможность без всяких ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться.

Широкие возможности открываются в первую очередь для бизнеса. Это новые динамичные рынки, где действуют единые стандарты и требования к товарам и услугам, причем в большинстве случаев унифицированные с европейскими. Это важно, поскольку сейчас участники ЕЭП переходят на современные технические регламенты, и согласованная политика позволит избежать технологических разрывов, несовместимости продукции. Более того, каждая из компаний этих стран в любом государстве — члене ЕЭП — фактически будет пользоваться всеми преимуществами отечественного производителя, включая доступ к госзаказам и контрактам.

Естественно, чтобы закрепиться на таком открытом рынке, бизнесу предстоит работать над собственной эффективностью, снижать издержки, вкладывать ресурсы в модернизацию. Потребители от этого только выиграют.

Казахстанские, российские, белорусские бизнесмены получили право выбирать — в какой из трех стран им регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных юрисдикций заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те “узкие места” и пробелы, которые прежде считались достаточными, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой. В этом смысле Казахстан демонстрирует на протяжении последних лет устойчивую позитивную динамику, значительно опережая своих евразийских коллег.

Для Казахстана интеграционный процесс служит своего рода драйвером развития собственной обрабатывающей промышленности, в которой основным инструментом является государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).

Из промежуточных итогов реализации данной программы позволю себе выделить следующее. В соответствии с мировой практикой, об уровне диверсификации экономики свидетельствует рост обрабатывающей промышленности и доля несырьевого экспорта в ВВП. За последние 5 лет реальный прирост в обрабатывающей промышленности составил 24,5%. При этом в горнодобывающей промышленности — 21,1%.

С учетом среднегодовых темпов роста экономики в 6,4% обеспечен рост реального ВВП на 30% по итогам 2013 года сравнительно с 2008 годом. В номинальном же выражении за указанный период произошло удвоение ВВП до 34,1 трлн тенге в 2013 году.

Что касается уровня производительности труда как одного из важнейших индикаторов конкурентоспособности экономики, то по итогам 2013 года производительность труда в обрабатывающей промышленности составила 57,5 тыс. долларов США и выросла в 1,6 раза по сравнению с 2008 годом. Безусловно, мы только в начале своего неоиндустриального пути, но это крайне важный путь, необходимый для снижения пресловутой сырьевой зависимости.

Необходимо подчеркнуть, что евразийское сотрудничество Казахстана нисколько не сказалось на показателях роста торговли с третьими странами, в частности с государствами Европейского союза и Китая. По итогам 1-го квартала 2014 года торговым партнером Казахстана №1 стала Итальянская Республика с оборотом 5,4 млрд долл. США, с Китаем мы “наторговали” на 5 миллиардов, объемы же торговли с Россией — на 3-м месте (4,1 млрд долл. США). Также в пятерку стран — торговых партнеров Казахстана вошли Нидерланды и Франция с объемами 2,6 и 2,1 млрд долл. США соответственно. При этом отмечу растущее положительное сальдо торгового баланса в обороте с указанными европейскими партнерами. Общий же прирост торговли за указанный период составил 4,3%, достигнув отметки в 31,1 млрд долл. США. Таким образом, статистикой внешней торговли развенчан миф о доминировании торговли с Россией вследствие интеграционного процесса. Участие Казахстана в евразийском объединении не мешает, а лишь способствует его активному продвижению в разных направлениях.

Кстати, с момента образования Таможенного союза порядка 40 стран изъявили желание торговать с нами на преференциальной основе, то есть путем создания зон свободной торговли. Сейчас порядка четверти всех торговых операций в мире приходится именно на торговлю между участниками подобных региональных торговых соглашений. Заключение подобных соглашений способно принести Казахстану дополнительные миллиарды инвестиций и обеспечить расширение доступа собственных компаний на рынки товаров и услуг стран-партнеров и тем самым расширить экспортные возможности. Государствами Таможенного союза совместно с Евразийской экономической комиссией сейчас активно прорабатываются вопросы соглашений о зонах свободной торговли с такими странами, как Индия, Израиль, Вьетнам, Новая Зеландия и др.

Особо хочу отметить развивающиеся межрегиональные связи Казахстана и России, на чью долю приходится около 70% общей торговли. При этом почти половину товарооборота двух стран формируют 7 приграничных областей Казахстана и 12 приграничных регионов России. Только в приграничных районах действует более 500 совместных предприятий. Наиболее развитые прямые производственные связи у казахстанских бизнесменов установлены с предприятиями Курганской, Омской, Оренбургской, Тюменской областей, Алтайского края. Ежегодно проводятся десятки различных выставок, взаимообменов опытом, форумов, в том числе на высшем уровне, что неизбежно стимулирует межрегиональные отношения двух стран. Исторически крепкие связи регионов сейчас подкрепляются кооперацией в военно-промышленном комплексе, машиностроении, химической и нефтехимической промышленности. Именно исторически сложившиеся межрегиональные связи можно считать плацдармом модернизации казахстанской экономики как основной цели интеграции.

Рекомендуемые источники: “Егемен Казахстан”, “Деловой Казахстан”, “Деловой мир”, “Капитал”, “Казахстанская правда”, “Экспресс К”, “Литер” и “Айкын”.

Ернар Бахытжанович БАКЕНОВ,

директор Департамента международной экономической интеграции МЭБП

ИСТОЧНИК: panoramakz.com

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>