Евразийский экономический союз Молдове выгоднее, чем ассоциация с ЕС

Александр ЦыбульскийЧтобы выполнить условия Соглашения с Евросоюзом, республике придется нанести серьезный удар по собственному бизнесу.

В конце июня руководство Молдовы намерено подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. В Москве уверены: эта затея не принесет стране ничего хорошего, да еще и навредит российско-молдавским отношениям. Директор департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России Александр Цыбульский возглавил делегацию, которая отправилась в Молдову. В интервью «КП» он рассказал, зачем российские чиновники прилетели в Кишинев и каковы будут последствия действий молдавского руководства.

ХУДОЙ МИР ЛУЧШЕ

— Александр Витальевич, почему в Москве так встревожены ассоциированием Молдовы с ЕС?

— Это будет иметь крайне негативные последствия для Молдовы. Казалось бы, нам до этого дела нет. Но мы видим, что происходит на Украине, и опасаемся, что в Молдове может повториться то же самое.

— Вы считаете, что в Молдове найдутся люди, которые с оружием в руках выступят против ассоциации с ЕС?

— Я не отвечаю за внешнеполитические вопросы. Как экономист, я опасаюсь, что порвутся налаженные связи с Молдовой. В то же время все опросы показывают, что настроения здесь – пятьдесят на пятьдесят. Половина населения в ЕС не хочет. Они понимают, что Молдова понесет тяжелые потери, которые невозможно будет восполнить субсидиями. Надо также учитывать, что на территории региона находится Приднестровье, ориентированное на Россию.

— Но Приднестровье – непризнанное государство, его позицию сложно учесть даже формально…

— Да, но это полмиллиона населения, в основном русских, и это невозможно игнорировать.

— Как поведет себя Приднестровье, если Соглашение об ассоциации будет подписано?

— Глядя на Украину, я даже боюсь отвечать на этот вопрос. Я хотел бы просто вспомнить поговорку, что худой мир лучше доброй войны. Надеюсь, до силового сценария все же не дойдет.

КАБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

— Вы говорите, что потери Молдовы будут велики, в чем они заключаются?

— Малый и средний бизнес этой страны ориентирован на Россию, и только на Россию. У нас с Молдовой договор о свободной торговле. Между нашими странами упрощенное таможенное оформление товаров. Сертификаты качества и соответствия, выданные в Молдове, признаются в России, и наоборот.

— Пускай появится еще и свободный режим с ЕС, что тут плохого?

— Во-первых, у Молдовы и так с ЕС режим наибольшего благоприятствования. Товары из Молдовы могут свободно идти в Евросоюз, лишь бы на них был покупатель. Ассоциация с ЕС не добавит абсолютно ничего нового, не сделает торговлю лучше. Но Соглашение с ЕС вступает в противоречие с договоренностями с Россией. Противоречия настолько серьезные, что невозможно быть «и там, и тут», надо выбирать. В документах с ЕС, которые намерена подписать Молдова, прямо сказано, что договоренности с ЕС являются превалирующими над договоренностями со всеми другими сторонами. Следовательно, Молдова в самом деле окажется в ситуации, когда ей кого-то придется обмануть: или Россию, или ЕС. Зная, как в Евросоюзе жестко следят за исполнением обязательств, мы с уверенностью предполагаем, что обмануть попытаются Россию. Нас это не устраивает.

— Вы сказали, что ассоциация с ЕС не принесет дополнительной пользы экономике Молдовы. Как такое возможно?

— В системе ЕС есть несколько типов договоров. Украине прежде, а теперь Молдове, предложили самый кабальный. Страна берет на себя массу обязательств. Она должна практически сразу обнулить все торговые пошлины со странами Евросоюза, то есть открыть границу европейским товарам. Она должна ввести европейские технические регламенты. Взять на себя тяжелые обязательства по техническому регулированию, санитарным требованиям к товарам, требованиям к аграрным производителям, к маркировке. Главное же, что отныне Кишинев обязан во всем подчиняться брюссельским директивам, они становятся для него директивой прямого действия. Но Молдова не имеет права голоса при их разработке! У нее есть только одно «право» — исполнять. И если через сколько-то лет ЕС пожелает, чтобы Молдова полностью уничтожила свое сельское хозяйство, например – ей придется подчиниться. При этом в документах даже речи не идет о принятии Молдовы в ЕС.

Россия могла бы закрывать глаза на это, располагайся Молдова где-нибудь в Африке. Но она — наш сосед.

ТРЕТЬ ЭКОНОМИКИ — ПЕРЕВОДЫ ИЗ РОССИИ

— Зачем руководство республики в это ввязывается?

— Это стопроцентно политический проект. Так хочется правящей элите, у которой есть пунктик – «быть поближе к Европе». К тому же, господствует идея «мягкого объединения с Румынией». Дескать, они в ЕС, мы как бы в ЕС, границ нет, вот и славно. Причем в молдавском руководстве осознают все экономические риски, но готовы их нести. Правда, непонятно, как именно у них это получится. ВВП страны — $7 — 8 млрд в год (без Приднестровья). На одну треть он формируется за счет денег, которые пересылают в страну граждане Молдовы, работающие в России. Мы о них еще поговорим отдельно. Торговый баланс отрицательный и составляет минус $3,1 млрд. То есть, несмотря на то, что формально молдавские товары могут продаваться в ЕС безо всяких проблем, они там не продаются. Напротив, страна сидит на импорте. После того как границы откроют, молдавские товары тем более не смогут конкурировать с более качественными и дешевыми (субсидированными) товарами из ЕС, и сальдо торгового баланса еще ухудшится. Реформы, которые требует ЕС от Молдовы, единовременно отнимут $2,5 млрд. Таким образом, Молдова тратит подавляющую часть своего ВВП неизвестно на что, и взамен ей ничего не обещают. И это без учета потерь от ослабления отношений с Россией.

— Почему Россия пойдет на охлаждение отношений?

— Нам придется защищать свой рынок. Сейчас границы России для Молдовы полностью открыты. Когда откроются еще и европейские границы, окажется, что в Молдову хлынут товары неизвестного происхождения. Конечно, появятся предприятия, которые будут просто переклеивать на них этикетку и гнать в Россию контрафактный товар со всего света под видом молдавского. Нам придется пересмотреть режим свободной торговли с Молдовой и перевести наши отношения в то же русло, в каком мы строим свои контакты с любой другой страной ЕС, без особых преференций. Другой вопрос – рабочая сила. В России работает свыше полумиллиона молдаван. Они могут находиться на территории России не более 90 суток, а затем должны покинуть РФ и вернуться обратно только спустя 90 суток. Когда страна вступит в ассоциацию с ЕС, нам придется – вовсе не из мести, именно придется – ограничить пребывание молдаван в стране точно так же, как мы это делаем для поляков и других европейцев. Вы скажете, что у молдаван появится возможность работать в Европе? Вообще-то она у них и так есть. Вот только молдаване предпочитают Россию, здесь больше заработки. У меня сосед несколько лет строил дом, так вот один из молдавских рабочих за полученные в Подмосковье деньги сам себе дом построил. А у рабочего этого есть брат, он где-то в Италии официантом, и максимум, что он смог купить за это же время – подержанную машину.

БЕСПЛАТНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

— Для Молдовы критически важны сельское хозяйство и виноделие, тем более, что больше там ничего и нет, все промпредприятия сосредоточены в Приднестровье. Имеют ли шанс молдавские виноделы выйти на европейский рынок?

— Нет. Молдавское вино непонятно европейцам, привыкшим к совершенно другой культуре потребления вина и к другому его качеству, и они его покупать не будут. Вино из Молдовы более-менее покупается в России из-за дешевизны и по старой памяти. Хотя теперь в России появились прекрасные балканские недорогие вина и, конечно, вина из Крыма, которые могут конкурировать с молдавскими по качеству. Все прекрасно помнят, что когда из-за проблем с качеством поставки вина из Молдовы в Россию были прекращены, это нанесло тяжелый удар по молдавским виноделам. Сейчас Россия точечно открывает наш рынок для тех предприятий, которые могут обеспечить качество. У Молдовы появился шанс, тем более важный, что ряд российских инвесторов готов вкладывать в виноделие этой страны серьезные деньги. Но как этот шанс появился, так он и уйдет с подписанием ассоциации. Нам придется поднять пошлины на молдавское вино до обычного уровня, из-за этого оно подорожает и станет неинтересным потребителю. А инвесторы не пойдут в страну со столь непредсказуемой политикой.

— Доля Молдовы в торговле с Россией – 0,2%. По сути, Россия не заметит потери ни одного молдавского товара…

— Давайте говорить откровенно. У России есть свои геополитические интересы. Нам совсем неинтересно, если в Молдове начнутся события на манер украинских. США спокойно объявляют любой регион зоной своих интересов, и остальному миру предоставляется с восторгом смотреть, как Штаты несут «демократию» в очередной уголок мира. Но когда Россия напомнила, что Украина – в зоне ее интересов, ее объявили чуть ли не врагом человечества.

В Молдове много этнических русских, там немало граждан России, у нас не первого плана – в силу слабости молдавской экономики, – но прочные и отлаженные связи, и нам не нужна война в этой стране.

— Вы попытаетесь отговорить молдавское руководство от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС?

— Ни в коем случае, это свободное решение суверенной страны. Нам просто надо убедиться, что руководство Молдовы понимает все риски, под которыми подписывается, и что у нее есть план действий. Или – что нет плана. Во всяком случае, мне странно, что оно даже не попыталось посовещаться с представителями своего бизнеса, прежде чем круто разворачивать экономику своей страны. Не могу представить, чтобы в России решения такого уровня принимались без консультаций с бизнесом.

— Есть ли вероятность, что Молдова не будет подписывать Соглашение об ассоциации и откажется в последний момент?

— Такая вероятность есть. Но нельзя забывать, что руководителей Молдовы довольно грубо поторапливают из Брюсселя. Евросоюзу больше не хочется платить за присоединение новых стран уровня Болгарии и Румынии. Но хочется вырвать страны вроде Молдовы и Украины из-под влияния России. Ассоциация – это способ достигнуть цели совершенно бесплатно, играя на амбициях политиков.

— Что могла бы предложить Россия в противовес ассоциации с ЕС?

— Только что созданный Евразийский экономический союз открыт для всех. Если бы Молдова туда попросилась, уверен, ее бы приняли. Молдова получила бы колоссальный и быстро растущий рынок трех огромных стран (России, Белоруссии, Казахстана). Ничего даже близко похожего в Европе ей не светит…

ИСТОЧНИК: kp.md

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>