ЕС и Евразийский союз — «концерт держав»?

7f14e4b83d7944f497047e1db142985dXII Московский форум «Партнёрство с Россией в Европе» остался едва ли не последней дискуссионной площадкой. Два других подобных формата встреч — «Россия — НАТО» и «Петербургский диалог» — из-за событий на Украине переживают глубокий кризис. Как, впрочем, и отношения России и Евросоюза. Поиску выхода из кризиса и пониманию того, конкуренты или партнёры Брюссель и Москва, и была посвящена встреча.

Сначала организаторы — фонд «Русский мир», фонд «Единство во имя России» и Фонд Фридриха Эберта (Германия) — определились с тем, что смысл полемики — поиск позитивной повестки дня. Однако при этом и представители ЕС, и представители России согласились с мнением одного из гостей о том, что всем надо преодолевать узость обзора. «Ведь пока то, что мы видим, зависит от того, на какой стороне горы мы находимся».

Однако по первому же постулату каждая из сторон чётко встала на свою «гору». Москва убеждена, что для возобновления диалога не должно быть никаких предварительных условий, а Брюссель дал понять, что на отмену экономических санкций против России он готов «при соблюдении права соседей на самоопределение» и «понимании, что никто не имеет права на внешнее вмешательство, а Крым — такой вызов».

Причём все официальные лица ЕС и еврокомиссии просили не называть их имён — таков формат встречи, но подчёркивали: «Это наша принципиальная позиция».

— Наша позиция тоже основана на принципах, — парировал Вячеслав Никонов, председатель правления фонда «Русский мир», — в том числе на праве наций на самоопределение. И, поверьте, в Кремле смелые люди принимали решение о принципах воссоединения Германии как элементе её права на самоопределение. Другое дело, что по окончании холодной войны США решают, что законно или незаконно. Например, без мандата ООН бомбардировка Ливии или Сирии законна? Или как элемент «цветных революций» — конституционный переворот на Майдане в феврале 2014 года? В этих условиях для нас девяносто процентов проголосовавших за присоединение Крыма к России — это вопрос принципа. Как и право Донбасса на автономию и мир. Тем не менее мы подчёркиваем: нужна форма диалога.

И вот о том, как может выглядеть диалог между ЕС и Евразийским союзом, и полемизировали участники форума. Позиция Брюсселя, конечно же, «конкуренция и сотрудничество от Лиссабона и до Владивостока». Мотивация — конкуренция мобилизует и подтягивает любую экономику, к тому же экономика ЕС по росту ВВП в восемь раз превосходит молодую и только формирующуюся экономику Евразийского союза. Что же касается кооперации двух экономических союзов, то, по мнению Брюсселя, «потенциал кооперации есть, особенно на техническом уровне». Однако, как заметил один из высокопоставленных чиновников еврокомиссии, также не пожелавший назвать своё имя, «Россия не любит конкуренции». В доказательство он привёл примеры ответных санкций Москвы на поставку в Россию пищевых и растительных продуктов, а также растущее наступление на импорт автомобилей из стран ЕС. Тем не менее позиция Евросоюза — «мы не против Евразийского союза», но красивый лозунг «конкуренция и сотрудничество от Лиссабона и до Владивостока» нереализуем без либерализации экономик двух союзов и соблюдения правил ВТО.

— Я часто общаюсь с российскими бизнесменами, так вот, они считают, что нет более непроницаемого рынка, чем бизнес ЕС, — снова включился в полемику Вячеслав Никонов. — Европейцы не привыкли к симметрии. Что же касается «маленькой» экономики стран Таможенного союза, то это бесспорно. Но за двадцать последних лет динамика роста уровня жизни говорит в пользу, например, Белоруссии, Казахстана и России, которые обходят по уровню жизни Хорватию и Венгрию, членов ЕС, а Болгария, Румыния, Латвия — новые члены ЕС — на старте имели выше уровень жизни, чем страны ТС, но заметно отстали от них.

В целом стороны полемики пришли к заключению, что и ЕС, и Евразийскому союзу «пора взрослеть»: вежливо слушать друг друга научились, пора услышать. Так, например, собеседники от ЕС пытались доказать, что Евразийский союз — это ответ Москвы на инициативу создания Евросоюзом Восточного партнёрства. В него вошли страны СНГ — Азербайджан, Армения, Молдавия, Грузия, Украина и на начальном этапе Белоруссия. На что российские оппоненты заметили, что Восточное партнёрство создано в 2007 году, а проект Евразийского союза возник в 2002-м. Хотя первым о нём заговорил ещё в 1993 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Однако примирительная интонация обеих сторон — Брюсселя и Москвы — во всяком случае, желание найти способы сотрудничества — очевидна. Так, если раньше стремление России интегрировать постсоветское пространство в экономический союз или в какие-либо формы кооперации неизбежно вызывало, например в США, подозрение в желании «воссоздать советскую империю зла», чему вторили часть политиков ЕС, то в Москве многое поменялось. Возможно, впервые на форуме «Партнёрство с Россией в Европе» прозвучало признание Брюсселя: «Мы не против Евразийского союза».

И в этом смысле символичным было обращение многих экспертов и гостей форума к мистическим цифрам: 1814, 1914 и 2014. Но если раньше все, как правило, говорили о «дамокловом мече» 1914 и 2014 годов, то форум «Партнёрство с Россией в Европе» предпочёл иную трактовку цифры 14 — 1814 год. Год, когда три европейских страны — Австро-Венгрия, Германия и Россия — остановили шествие Наполеона по Европе, а «концерт держав» на Венском конгрессе 1814–1815 годов принёс мир на континент на долгие годы. Так вот, новый концерт региональных союзов уже в 2014 году тоже обещает поиск мира.

Владимир Емельяненко

ИСТОЧНИК: russkiymir.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>