Евразийский Союз: посторонним вход не воспрещён

4tamojenniy-soyuz-logotipС момента развала СССР мы всё «шли под грохот канонады». Прошли огонь, воду, самые трубы (даже не почувствовали какой они длины) — и теперь, как новые! Поди знай, какие еще там испытания свалятся на нашу голову! Никто не думает о секундах свысока, хотя время неумолимо, а счастье необъяснимо. И вот к чему пришли: СНГ, он, вроде бы, есть, но от него толк совсем не тот, который ожидали светящиеся надеждами демократы «лохматых девяностых».

Как региональная организация «содружество» не состоялось, поскольку позволяло только эффективно воровать «общесоветское» наследие. Но зато в настоящее время на постсоветском пространстве набирает обороты Евразийская интеграция. Время доказало эффективность таких наднациональных структур, как Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Поэтому лидеры стран СНГ начали серьезную работу над созданием и политического союза. Интеграция на постсоветском пространстве – это своего рода ответ на современные вызовы глобализации мировой экономики и растущую конкуренцию.

В рамках Единого экономического пространства гармонизируются вопросы, которые связаны с торговлей товарами. Это создание единого энергетического рынка, единого рынка транспортных услуг, гармонизация систем макроэкономического регулирования, включая налоговую систему. Евразийский альянс — не место, где кто-то получает гуманитарную помощь за счет других. Главный смысл Таможенного союза и Единого экономического пространства — это синергетический эффект, при котором каждый получает больше, чем он получил бы в отдельности.

Экономическая интеграция выгодна, поскольку в советское время был сформирован единый народнохозяйственный комплекс. Но когда распался СССР, и возникли границы, было потеряно примерно половина промышленного производства. Из-за появления таможенных границ образовался разрыв кооперации и хозяйственных связей. Поэтому довольно много внимания уделили совершенствованию таможенного урегулирования и устранению таможенных барьеров.

С 1 июля 2011 года на внутренних границах трех стран России, Белоруссии и Казахстана был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории. То есть заработал полноценный Таможенный союз, в котором наряду с отменой таможенного регулирования на границах отменен также ветеринарный, санитарный и транспортный контроль. Грузы ныне пересекают границы без таможенного досмотра и без пограничных видов контроля за исключением погранично-визового контроля, которому подвергаются физические лица. Ранее при перемещении грузов транспортные средства около 40 процентов времени простаивали именно на пунктах досмотра.

Россия вступила в ВТО вместе со всей единой таможенной, не только российской, но белоруской и казахстанской, территорией. И теперь ВТО признает три страны как единое целое. Кстати, Белоруссия и Казахстан в связи с этим договором де-факто уже вступили в ВТО. Просто де-юре как суверенные государства они должны пройти свой путь завершения переговоров и подписания документов о присоединении.

Россия, Белоруссия и Казахстан использовали международный опыт, особенно Европейского союза, который, как известно, на сегодняшний день достиг самой глубокой фазы интеграции. Недавно страны Евросоюза объявили о создании банковского союза. Сегодня это самый многопрофильный и полный экономический союз.

Интеграционный проект сегодня вошел в период формирования, появились некие органы. Естественно, не хватает многих органов, которые уже существуют в таком продвинутом интеграционном союзе, как Евросоюз. Допустим, нет общего парламента.

Следующий шаг от Таможенного союза — это построение евразийского Единого экономического пространства. В статье «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», опубликованной в «Известиях» от 3 октября 2011 года, председатель российского правительства Владимир Путин раскрыл свое видение, понимание интеграционного процесса на постсоветском пространстве: «Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». По мнению премьера, Таможенный союз и единое экономическое пространство в перспективе могут стать основой Евразийского Союза.

В результате, 18 ноября 2011 года президенты России, Казахстана и Беларуси подписали декларацию, поставив цель создать к 2015 году Евразийский союз. Создаваться он будет по примеру Европейского Союза. Языком общения в альянсе евразийских государств предусматривается русский язык. Евразийский союз должен стать одним из мировых центров или полюсов силы.

Важнейший интеграционный проект уже стартовал с 1 января 2012 года. Единое экономическое пространство обеспечит создание общего рынка услуг, капитала и труда. То есть сначала была создана зона свободной торговли. Она появилась практически одновременно с распадом СССР. Страны подписали двустороннее соглашение о свободной торговле со всеми своими партнерами по СНГ.

Евразийский Союз будет существенно отличаться от СССР не только с точки зрения политического и социально-экономического устройства, но и по своим географическим очертаниям. Двери в нее открыты для всех, кто понимает преимущества объединения. Круг субъектов Евразийского союза может варьироваться от трех стран до всех членов СНГ. Кроме бывших советских республик, в него могут войти и такие страны, как, к примеру, Финляндия, Греция, Турция, Венгрия, Чехия, Болгария, Сербия, Монголия, Вьетнам, Венесуэла и Куба.

Евразия — самый большой континент Земли, которая впечатляет своими богатыми энергетическими ресурсами. Тогда как Европа и Северная Америка обладают примерно 5% мирового нефтяного запаса и 7,79% мирового запаса газа, в Евразии эти показатели соответственно равны 75% и 73,17%. Плюс ко всему ко всему, 75% населения мира и 60% мирового валового продукта – это Евразия. Такой континент способен противостоять любым политическим силам и экономическим вызовам.

Россия занимает первое место в мире по добыче и второе по экспорту природного газа. Место страны в Евразии по показателям мировых запасов нефти также впечатляющее — примерно 14%. Касательно природного газа, в этом контексте она на первом месте в мире. По экспорту нефти Россия занимает второе место.

Вьетнам всё больше опасается Китая, поэтому чаще полагается на США. Но в Хошимине заинтересованы в расширении связей и с Москвой. Так, вьетнамский президент Чыонг Тан Шанг 27 июля 2012 года в Сочи на российско-вьетнамских переговорах заявил следующее: «На саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) будет объявлено о начале переговоров в связи с договором о свободной торговле с Россией. Мы надеемся, что, благодаря воле лидеров наших стран, а также белорусских и казахстанских партнёров, мы сможем быстро запустить этот процесс и завершить его окончательно договором о вступлении Вьетнама в Таможенный союз».

Известно, Финляндия в составе Российской Империи как Великое Княжество Финляндское имела больше всего независимости — у финнов была своя валюта, таможня, гражданство. К тому же, финны всё меньше поддерживают идею вступления страны в НАТО. Согласно новому опросу общественного мнения, две трети населения Финляндии возражают против вступления в Североатлантический военный альянс.

Почему бы в такой ситуации не попробовать втиснуться в формат Евразии? Представители партии «Истинные финны» уже заявили, что им полезно было бы соединить родину с Россией. Не говоря уже о том, что присоединение — идеальное решение «карельского вопроса». А свои скелеты в шкафу у каждого племени есть. Их, на худой конец, можно в школу детишкам пристроить, в кабинет биологии.

Турция до сих пор не может вступить в Евросоюз, который готов предоставить ей всего лишь статус «привилегированного партнера». Западное общественное мнение склоняется к тому, что Турция – не европейская страна, никогда ею не была и вряд ли сможет стать. В самой Турции всё чаще раздаются голоса о нецелесообразности интеграции в Евросоюз. Пора, дескать, повернуться задом к этой «избушке на курьих ножках», и обратить свой взор к Евразийской интеграции.

А что если… Ответим, тем не менее, на этот незаданный вопрос. Нет ничего хорошего и в том, что Турция является членом Североатлантического альянса. И вообще, во всей этой истории есть внутренняя неразгаданная загадка, есть темное пятнышко, которое просвечивает сквозь всю эту «флюорографию». То, что мусульманская страна является членом НАТО, на руку только США и Великобритания, которые в конечном итоге управляют этим военным блоком. Пока Турция в НАТО, эта военная структура не может считаться армией «крестоносцев».

Россия и Турция стали склоняться к выработке концепции стратегического партнерства, активизации интеграционных процессов в Евразии, образованию союза. Этого как раз опасаются в Брюсселе. Отсюда – дежурные обещания принять Турцию в Евросоюз, но с обязательной «прибавкой» к предыдущим обещаниям — немного подождать.

Греция в последнее время переживает не самые лучшие времена. Абсолютная несостоятельность экономики страны остаётся неоспоримым фактом. С подобным катастрофическим положением необходимо что-то делать. Самый оптимальный вариант – выход из Евросоюза и поиск новых союзников. А чего велосипед изобретать, чесать левое ухо правой рукой? В этом смысле весьма конкретные предложения высказал глава Патриотического фронта Греции Ставрос Виталис: «Греции необходимо выйти из состава ЕС, и объявить о присоединении к Евразийскому союзу».

Имеются все предпосылки для присоединения Греции к Евразийскому Союзу. Ну, хотя бы то, что Россия получает мощное присутствие на Балканах и в непосредственной близости от проливов Босфор и Дарданеллы, а Греция – долгожданную свободу действий в бассейне Чёрного моря. Но самое главное, Греция в случае присоединения к Евразийскому Союзу может получить защиту и покровительство со стороны России.

Тут, правда, есть страны, которые готовы вступить Евразийский Союз на всякий случай, на авось, что потом пригодится. Таких тянуть за уши – себе же во вред. Никаких «олимпийских медалей», только станут «гирями».

Условными кандидатами на присоединение можно считать и те государства, которые вечно мечутся между евразийским проектом и Евросоюзом, подумывают о каком-нибудь варианте «приставного стульчика» в НАТО. А ведь янки, когда дело вывалится из шляпы, не удержатся от соблазна пнуть под столом своего сателлита. Так что не всякое думанье совершается в обобщениях.

Вот волк, коза и капуста, которые в одной голове присутствуют одномоментно. Это как в той ситуации, когда ты проходишь мимо женской раздевалки: стараешься не заглядывать, но невольно… Так ведь сердцу не прикажешь!

Одни говорят об отсутствии предпосылок к интеграции, и вообще убеждены, что Евразия — это такая прекрасная гостья из будущего. Как говорил один стахановец: «Я не против пятилеток, но зачем в четыре года?». «Мы сами с усами», — уверяют другие. Какого это дьявола мы, великие, будем в кого-то вливаться? Пускай в нас вливаются, коль охота такая. Лучше быть первым в Тбилиси, чем вторым в Москве!

Вот пусть «московский райком» дерзит «вашингтонскому обкому», а мы хотим дружить с США. Мы боимся американцев по многим причинам – по шкурным, потому что у кого-то там дети, деньги и так далее, по психологическим, просто потому, что то – «обком», а мы– «домком». Все бросились в НАТО. Как в очереди советской: «Товарищи, вы сами себя задерживаете!».

Ну, это просто распад мозга, который, как очень часто бывает, маскируется под лояльность сверхдержаве. Такое непонятное перемещение с мешком на голову называется потерей ориентации во времени и в пространстве. Вот, носорог – сильное животное, когда он особенно вам на ногу наступает…

Один из самых глубоких знатоков мировой геополитики, автор «Великой шахматной доски», знаменитый Збигнев Бжезинский (тот, кто предсказал неминуемый крах СССР) некогда писал: «Кто владеет Евразией, тот владеет миром». И сегодня известный американский политолог считает, что гегемония России распространяется лишь на слабые и продажные диктаторские режимы: «Кто захочет присоединиться к Евразийскому союзу? Я не думаю, что список будет длинным. Казахстан с Назарбаевым во главе? Очень сомнительно. Он и так очень хорошо маневрирует между Россией и Китаем и всем остальным миром. Каримов и Узбекистан? Еще меньше шансов – Узбекистан очень тверд в вопросах государственной независимости. Как насчет Януковича? Там был многообещающий шанс, но как оказалось, Янукович и его финансовые спонсоры больше заинтересованы в идентификации собственной территории почти так же, как банда. И они не хотят, чтобы другая банда занимала их территорию». Все это говорит о том, размышляет далее Бжезинский, что у Евразийского союза нет будущего.

Дескать, речь идет об империи в прямом смысле. Но сегодняшнем мире трудно найти (разве что в Северной Корее) желающих заняться повторением упрощенной формулы советского централизма. В принципе от нее без особых сожалений отказалась и сама Россия. Экономическая деятельность в новом евразийском государстве будет опираться на принцип справедливости.

В Вашингтоне боятся ещё даже не осуществлённого объединения.

Прибегают к очевидным даже для неспециалистов манипуляциям, приписывая экономическому объединению политико-идеологический подтекст. Всё это свидетельствует о неуверенности и растерянности политической элиты.

Так, государственный секретарь США Хиллари Клинтон в своей речи на международной конференции в Дублине 6 декабря 2012 года вспомнила о «глиняных ногах СССР» и крайне негативно высказалась в отношении евразийской интеграции: «Нет разницы как это называется. Это может называться Таможенным Союзом, Евразийским Союзом, и в том же духе далее. Но давайте не будем заблуждаться по этому поводу. Мы знаем, какова цель, и мы попытаемся найти эффективные способы замедлить или предотвратить это».

Вообще, можно было, конечно, просто издать гневную «фетву» от МИДа, сказать пару слов о дипломатической некорректности, поставить точку и на этом успокоиться. Но сермяжная правда заключается в том, что, жаль всё живое и неживое на своём пути: Хиллари Клинтон, животных, цветы и звезды. А те звезды, на флаге американском которые, так их вдвойне жаль. А поскольку в глобальной политике связано буквально всё, то мерцание звезд на официальном символе США можно смело связать с цветом глаз госпожи Клинтон.

Вряд ли США двигает святой акт гуманитарной помощи и желания спасти человечество от его несовершенства. Вашингтон просто согласен с существованием середняков и слабаков на мировой арене, но сильные державы ей помеха. Знать бы, ну, хоть немно-немного, тем, кто по ту сторону Атлантики, что не будет развала России, и никакой политический перевёртыш не передаст им в руки чемоданчик. Не тот, который «нести тяжело, а бросить жалко», а самый что ни на есть ядерный.

Не будет такого точно, ни по просьбе, ни на спор. Хотя, мечтать не вредно. Потому что существует такое понятие, как международное право, которое означает, что суверенитет государств, признанных в мире, не подлежит пересмотру.

Если бы он подлежал пересмотру, то у нас бы не просыхали конфликты всех против всех и мировые войны.

Абдулла Истамулов,

президент Центра стратегических исследований

«Северный Кавказ – Стратегия» политолог

ИСТОЧНИК: rukavkaz.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>