Молдавия выбирает привычную кооперацию

Если бы Молдове позволили самой определять свое будущее, то оно для нее уже могло бы стать настоящим. 56 процентов граждан этой страны высказались за вхождение в Таможенный союз, передает [do action=»link-news-1″/] со ссылкой на Голос России.

Альянс с Россией, Белоруссией и Казахстаном привлекает население в гораздо большей степени, нежели присоединение к Евросоюзу. И это не политика, а простой человеческий прагматизм. К плюсам постсоветского сближения молдаване относят дешевый газ, рабочие места и торговые преференции на восточном рынке. Причем все это сразу. Тогда как Евросоюз считается благом, отложенным на неопределенное время.

Политологи оценивают разницу курсов пресловутым сопоставлением синицы, что в руках, и журавля, который в небе. Вот только проблема в том, что обе птицы стране недоступны. Это потому, что власть в погоне за журавлем витает в облаках, а в синице видит исключительно двухголового орла.

Поэтому референдум о присоединении к Таможенному союзу при альянсе «За европейскую интеграцию» вряд ли когда-нибудь состоится. И это настолько очевидно и понятно, что даже Конституционный суд особо не утруждался поиском аргументов, когда отказывал в проведении плебисцита его инициаторам.

Все, что не может запретить гражданам правящая элита, так это делиться своим настроением с социологами. А те не впервые констатируют устойчивый общественный запрос на кооперацию с теми, с кем это делать привычно. В Молдавии это константа, постоянный тренд. Он не меняется ни с возрастом государственной независимости, ни с властью.

Хотя сейчас он даже окреп. Поскольку чем дольше правит проевропейский альянс, тем устойчивей уверенность в том, что не туда. Причем сейчас это уже не объяснить одной лишь ностальгией — все-таки за 20 лет выросло поколение без СССР. Но и молодежь, как показывает опрос, в материале, потому что и для нее Россия — это материально: работа, деньги, перспектива. Людям нужны эти привилегированные отношения с Москвой, чтобы и к ним она относилась как к своим.

Это, конечно, совсем не значит, что молдавский народ наотрез отказался бы от европейского статуса. Но в Евросоюз не зовут. Разве что власти. Однако и те, при всей своей преданности евроатлантическим иллюзиям, не продвинулись дальше собственных кабинетов. Хотя, может быть, для того и нужна им эта идея фикс, чтобы зафиксировать себя в креслах всерьез и надолго.

Почти три четверти граждан Молдавии высказались за сохранение нейтрального статуса и категорично против вступления республики в НАТО — в правящем альянсе уже в ходу и такие мысли. Впрочем, материализовать их — во всяком случае, в ближайшее время — пронатовское лобби вряд ли сможет. Все-таки Конституцию в этой стране еще никто не отменял.

Что касается Таможенного союза, то властям вполне хватит полномочий, чтобы не увидеть желания граждан. По крайней мере, до следующих парламентских выборов точно.

Из Кишинева политолог Богдан Цырдя.

Шейнкман: Понятно, почему действующая власть противится проведению референдума о присоединении к Таможенному союзу. Все-таки как вы считаете, когда-нибудь она обратит внимание на такое настроение граждан?

Цырдя: Если мы говорим о том, изменит ли альянс свою матрицу, парадигму внешнеполитического курса, то я вас смею заверить, что этого не произойдет, потому что альянс, во-первых, был приведен к власти Западом, он пришел благодаря западной поддержке — политической, логистической. Это первое.

Второе. Альянс сильно финансово привязан к Западу. Внешний долг — приблизительно 23 процента от ВВП. Дошло до того, что Международный валютный фонд не просто выдает кредиты, часть этих кредитов направляется непосредственно в бюджет. Некоторые говорят, что до 18-20 процентов бюджета — это внешние займы. Следовательно, зависимость Молдовы и альянса от Запада настолько огромна, что говорить о смене курса просто невозможно.

Шейнкман: Если власть не меняет курс, то могут поменять власть. Как с такой перспективой?

Цырдя: Оппозиция раздроблена, не имеет внешней поддержки, своих СМИ, финансового ресурса, мощных лидеров набирает в совокупности 40-45 процентов. Да, растут протестные настроения, это безусловно. Да, экономический кризис делает свое дело. Таможенный союз укрепляется, растет экспорт в Россию.

Все это, конечно, может повлиять на будущий расклад сил в Молдове. Но так как сейчас оппозиционные силы в Молдове не имеют однозначной поддержки с Запада или с Востока, а альянс имеет поддержку с Запада, то силы неравны. Говорить о смене политической парадигмы в ближайшем будущем довольно тяжело.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>