Молдавский пример народного евразийства

picture4Наверное, частично всё же правы сторонники европейской интеграции постсоветских государств, что евразийцы и реинтеграторы мало пригодны для демократии. По крайней мере, на данный момент.

Судите сами. Возьмём Украину – сколько за последние годы было проведено митингов в поддержку вступления в Таможенный союз? Единицы, да и то маргинальные. Зато сколько раз на улицах Киева, Львова, даже Одессы маячили флаги Европейского союза? Неоднократно, систематически, постоянно. Психология условных евразийцев следующая: рано или поздно придёт царь и повернёт народ на путь истинный.

Но речь сегодня пойдёт не об Украине. А о первой стране, которая фактически заявила о желании присоединиться к обновлённому реинтегрированному союзу государств благодаря демократическим устремлениями и процедурам. И пускай путь этот был остановлен на полпути радикальными приверженцами европейской интеграции, даже такая потуга – огромный шаг вперёд. И большущий пример для других стран, в том числе и для Украины.

Речь, конечно же, пойдёт о Молдавии. На днях там закончилась первая часть эпопеи о несостоявшемся референдуме по вступлению в Таможенный союз. Несколько месяцев инициативная группа под предводительством Виктора Шелина, лидера Социал-демократической партии, собирала подписи по вопросу проведения соответствующего плебисцита. Однако почти 197 тысяч из 200 необходимых были признаны Центральной избирательной комиссией недействительными. Формально – из-за различных нарушений вроде «мёртвых душ», повторений, отсутствия печатей и т.д. Однако инициаторы сбора склонны подозревать в срыве референдума действующую власть – благо, ни суды, ни другие государственные органы в Молдове давно не могут похвастаться независимостью.

Причины срывать референдум у власти, конечно, были. Дело даже не в желании закрыть рот противникам внешнеполитического курса действующей верхушки, а в банальной боязни власти потерять своё место на политическом олимпе. Дело в том, что представители власти, от президента до правящей парламентской коалиции (которая называется «Альянс за европейскую интеграцию»), определяют вступление в ЕС своей основной задачей. Следовательно, если народ на референдуме выскажется за интеграцию в Таможенный союз, то бишь против союза Европейского, Альянсу придётся уйти в отставку. Учитывая, что правящая коалиция ради достижения власти пошла на погромы государственных учреждений 7 августа 2009 года, на откровенное нарушение конституции (парламент так и не был распущен, несмотря на то что процедура избрания президента дважды провалилась), пролоббировать спускание евразийского вопроса «на тормоза» через подконтрольные структуры – раз плюнуть.

Однако дело, похоже, набирает серьёзный оборот – в частности, в поддержку инициативы высказалась Партия коммунистов, наиболее популярная партия в стране, имеющая в парламенте самую крупную фракцию. Сегодня коммунисты находятся в оппозиции, однако их влияние на молдавское общество по-прежнему колоссально, несмотря на попытки запрета этой партии со стороны «Альянса за евроинтеграцию».

В своё время коммунисты пришли к власти в 2001 году на фоне обещаний о присоединении к Союзному государству России и Беларуси, однако вскоре стали проводить политику европейской интеграции. После ухода в оппозицию по результатам «цветной» революции в 2009 году коммунисты, однако, сменили свой внешнеполитический вектор. Дело, прежде всего, в том, что Европа, как оказалось, отнюдь не собиралась защищать своих некогда верных союзников, когда ситуация дошла до откровенного ограничения деятельности оппозиции и сворачивания гражданских свобод. В лучших традициях европейской политики двойных стандартов, геополитические интересы стояли выше демократии, свободы слова и политического плюрализма.

Впрочем, коммунисты всячески отторгают обвинения во внешнеполитическом флюгерстве. Владимир Воронин, третий президент Молдовы и действующий лидер коммунистов заявляет, что его партия всегда выступала за более тесную интеграцию в рамках СНГ, просто раньше союз на постсоветском пространстве не имел таких чётких планов и очертаний. Европейская же интеграция, мол, была не целью, а средством внутренней модернизации Молдовы.

Так вот, возвращаясь к теме референдума, коммунисты поддержали инициативу социал-демократов и потребовали рассмотреть вопрос о народном волеизлиянии на внеочередной сессии в парламенте. Однако глава парламента Мариан Лупу отказался созывать по этому поводу заседание, за что коммунисты даже потребовали привлечь спикера (бывшего коммуниста, к слову) к уголовной ответственности. Впрочем, на успех, даже если бы заседание состоялось, вряд ли стоило бы рассчитывать: большинства у коммунистов в законодательном органе страны нет.

Что дальше ждёт евразийство в Молдове? Уж точно не полное забвение. Та же Социал-демократическая партия пообещала снова собрать подписи в поддержку референдума, только на этот раз уже 400 000, чтобы ЦИК было сложнее придраться. Кроме того, впервые за многие годы молдавские сторонники постсоветской интеграции объявили о хотя бы частичной консолидации усилий – раньше все более-менее популярные партии подобного направления, коммунисты, социал-демократы, социалисты, «Патриоты Молдовы», бесконечно обвиняли друг друга в ренегатстве, бездеятельности и далее по списку, чем, безусловно, вредили успеху общего дела. Однако теперь есть намёки на объединение, следовательно, действующим властям будет труднее «охотиться» на несогласных.

Кроме того, конечно, постоянное давление на евроинтеграторов сторонниками противоположного направления не может не повышать интерес простого народа к идее постсоветской интеграции. Даже на данный момент вступление Молдовы в союз с Россией, Белоруссией, Казахстаном поддерживает, по различным оценкам, от 55 до 67 процентов населения. Власть своими действиями пытается сбить народную волну, но при столь однозначной и бескомпромиссной позиции оппозиции по данному вопросу вряд ли у правителей что-либо получится.

Отдельно нужно отметить, что сторонникам евразийства удалось подключить к внешнеполитическому курсу ещё и весьма популярную «внутреннюю» идею – идею патриотизма и государственничества, так называемый молдовенизм. Дело в том, что «Альянс» придерживается идеи, что отдельной молдавской нации и молдавского языка не существует, что Молдова – это второе румынское государство. Соответственно, молдавская культура и молдавский язык притесняются, людям запрещается говорить на родном языке, национальная история фактически вне закона, страна живёт, по сути, в условиях информационной оккупации соседнего государства. При этом почти невозможно найти сторонника европейской интеграции и одновременно – молдавского патриота, молдовениста. Следовательно, именно постсоветская интеграция, союз с Россией сегодня рассматривается как гарантия существования независимой Молдовы, защиты молдавского языка и культуры, недопустимости агрессивной политики Румынии по отношению к суверенному государству.

Это говорит о том, что в будущем идея интеграции в Евразийский союз будет наступать на умы населения широким фронтом – как в экономическом, так и в политическом и культурном плане.

С Молдовы, к слову, неплохо бы взять пример и Украине. В отличие от Киева, Кишинёв в Таможенный союз особо никто и не звал, но молдавские граждане решили сами определять свою судьбу и историческое предназначение. Поставив перед своим народом три понятных лозунга – экономическая стабильность (сегодня Молдова – одна из самых бедных стран в Европе, её товары на европейском континенте даром никому не нужны), защита независимости и национальная идентичность, евразийская интеграция быстро завоевала понимание и поддержку населения. Почему бы не использовать эти же лозунги и для агитации за подобные идеи и в Украине? Ведь они, безусловно, общие, как для молдаван, так и для украинцев, россиян, белорусов и других братских народов бывшего Советского Союза.

Артём Бузила

ИСТОЧНИК: http://h.ua/story/363753/

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>