Пакистан заинтересован в сопряжении ЕАЭС и «Пояса и пути»

Сотрудничество Пакистана с Россией в последнее время развивается довольно активно: 16 февраля стороны договорились о поставках военной техники, а ранее Исламабад одобрил применение российской вакцины от коронавируса «Спутник V» и заявил о заинтересованности в локализации ее производства.

Пакистан также равзвивает сотрудничество со странами Центральной Азии, уже четыре из которых теперь имеют непосредственное отношение к ЕАЭС. На февральском Межправсовете Узбекистан пригласил членов Союза присоединиться к узбекско-афгано-пакистанскому проекту строительства транзитной железнодорожной магистрали. Перспективы развития торгово-экономических отношений Исламабада и ЕАЭС в интервью «Евразия.Эксперт» оценил исполнительный директор Центра глобальных и стратегических исследований (CGSS, Пакистан), подполковник в отставке Халид Таймур Акрам.

– Россия и Пакистан подписали контракты на поставку противотанковых комплексов, систем ПВО и стрелкового оружия. Как вы оцениваете перспективы военно-технического сотрудничества сторон?

– В июне 2014 г. Россия отменила эмбарго на поставки оружия Пакистану. С тех пор начались переговоры о совместном военно-техническом сотрудничестве. В 2015 г. Пакистан и Россия подписали знаковое оборонное соглашение, включающее продажу Пакистану четырех штурмовых вертолетов Ми-35. В 2016 г. военные обоих государств провели свои первые совместные учения. Кроме того, в 2018 г. в рамках совместных учений страны провели несколько диалогов по поставкам ряда военной техники.

Оба государства в последнее время работают над укреплением оборонного сотрудничества, и уже многого достигли. В связи с этим перспективы военно-технического сотрудничества в будущем между ними очень высоки.

Пакистан помогал российским военным в ходе совместных военных маневров, ежегодно проводимых на его территории. Это сотрудничество позволило обеим странам укрепить свое стратегическое партнерство и подписать оборонные сделки на поставку ряда военной техники.

Торговля оружием между Россией и Пакистаном может изменить баланс отношений Москвы с южноазиатским регионом. Недавнее двустороннее соглашение о оборонном сотрудничестве направлено на укрепление отношений между военными и проложило путь к будущему техническому сотрудничеству.

– Какие виды российского оружия, кроме вышеперечисленного, представляют наибольший интерес для Исламабада?

– Подписан оборонный контракт на поставку противотанковых систем, систем ПВО и стрелкового оружия. Передовые противотанковые системы помогут Пакистану противостоять новым танкам, поступающим в эксплуатацию во враждебной ему стране [Индии]. Более того, модернизация систем ПВО остается ключевым приоритетом для Пакистана. Таким образом, модернизация противотанковых систем и поддержка сильной системы ПВО дает возможности для будущего усиления и находится в наибольших интересах Пакистана.

– По приглашению пакистанской стороны 12-16 февраля отряд кораблей ВМФ России принял участие в многонациональных военно-морских учениях «Аман-2021» в акватории Аравийского моря. Как прошли учения?

– В 2007 г. ВМС Пакистана выступили с инициативой по борьбе с угрозами на море, проведя многонациональные учения «Аман». Основное внимание в его ходе уделяется противодействию ряду нетрадиционных проблем безопасности на море – например, морскому терроризму, пиратству, наркотикам, контрабанде, торговле оружием и другим. Кроме того, «Аман» объединяет военно-морские силы различных стран, таких как Россия, Австралия, Китай, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты, духом морского сотрудничества.

Седьмые многонациональные морские учения «Аман-2021» были успешно проведены в этом феврале. В этом году 45 стран приняли участие со своими кораблями, самолетами, специальными силами и большим количеством наблюдателей. Маневры обеспечили инструмент развития синергизма для решения проблем безопасности на море и укрепления мира и операционной совместимости между различными военно-морскими силами. Грандиозное мероприятие проводится раз в два года, чтобы подчеркнуть приверженность тому, чтобы сделать моря более безопасными для позитивной деятельности человека.

– Пакистан заинтересован в производстве российской вакцины от коронавируса «Спутник V» на своих фармацевтических предприятиях. Как вы оцениваете перспективы сотрудничества двух стран в этой сфере?

– Российская коронавирусная вакцина «Спутник V» является одной из четырех вакцин, которые одобрены для экстренного применения в Пакистане. Эта вакцина является первой в мире зарегистрированной вакциной, основанной на хорошо изученных материалах. В этом аспекте Россия сотрудничает с Пакистаном в борьбе с пандемией, оказывая помощь в поставках вакцин. Управление по регулированию лекарственных средств Пакистана одобрило российскую вакцину для использования, и Пакистан вскоре получит ее для коммерческой продажи.

– В каких еще сферах Россия и Пакистан могут улучшить двусторонние отношения? Где есть нереализованный потенциал?

– Россия всегда поддерживала постоянное членство Пакистана в ШОС, поддерживала и признавала его роль в качестве заинтересованной стороны в афганском мирном процессе. Россия также проявила интерес к экономическому сотрудничеству, в том числе энергетическим и торговым проектам. Будущие перспективы в этой области высоки.

Россия заинтересована в участии в инклюзивных энергетических проектах, таких как CASA-1000 (энергетический мост Центральная Азия-Южная Азия), TAPI (газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия) и теперь CPEC (Китайско-пакистанский экономический коридор), который может кардинально изменить регион. Многие региональные и внерегиональные страны демонстрируют свое желание стать частью мегапроекта CPEC, который играет важную роль в укреплении регионального сотрудничества, торговых отношений и укреплении контактов между людьми.

Благодаря обоюдному членству в ШОС между Россией и Пакистаном было создано больше возможностей для сотрудничества и укрепления дипломатических связей.

Одной из областей является оборонное/стратегическое партнерство, а экономическое партнерство – еще одной, жизненно важной областью. Эти два важных аспекта сотрудничества могут помочь гораздо сильнее раскрыть потенциал в будущем и проложат путь к более крепким взаимным связям между Россией и Пакистаном.

– Как в Пакистане оценивают возможность сотрудничества с Евразийским экономическим союзом? Есть ли такие перспективы, по вашему мнению?

– Экономическая интеграция на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях считается важной инициативой для достижения экономического роста и развития. В этом аспекте Пакистан оптимистичен и надеется на сотрудничество во многих аспектах с центральноазиатскими республиками и Россией в целях расширения торговли и контактов между людьми.

С другой стороны, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия сформировали Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с целью содействия более тесному экономическому сотрудничеству между государствами-членами для благополучия народов региона. Такие события, естественно, побуждают к идее свободной торговли между Пакистаном и ЕАЭС.

Перспективы такого соглашения очень высоки. Пути взаимной торговли и экономического сотрудничества вполне очевидны.

Пакистан поддерживает тесные отношения со странами-членами ЕАЭС. Государства ЕАЭС взаимозаменяемо разделяют с Пакистаном членство в различных организациях, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (CAREC), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (CICA), Организация экономического сотрудничества (ECO) и Организация исламского сотрудничества (OIC).

– Что Пакистан мог бы импортировать или экспортировать на рынки стран Евразийского экономического союза?

– Пакистан может стать рынком для евразийской энергии, нефтепродуктов, меди, стали, электронного оборудования, механических приборов, транспортных товаров, металлов, хлопкового волокна, пластмасс, драгоценных камней, алюминия и так далее. Кроме того, в формирующемся многополярном мировом сценарии, объединив ЕАЭС и Инициативу «Один пояс, один путь» (BRI), страны могут двигаться к процветающему общему будущему.

Пакистан уже является частью BRI с его флагманским проектом Китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), который предоставляет широкие возможности для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, по присоединению к таким мегапроектам, ведущим к выгоде для каждой из стран-партнеров. Кроме того, члены ЕАЕС являются частью четырехстороннего соглашения о транзите и торговле (QTTA). В связи с афганскими проблемами безопасности QTTA представляет собой альтернативный шлюз для центральноазиатских стран в морской порт Гвадар. Он свяжет не имеющую выхода к морю Центральную Азию с китайским регионом Синьцзян, который связан с Каракорумским шоссе в направлении Гвадара.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>