Выверенные шаги интеграции

снгЗаконы экономики, как ни банально об этом напоминать, но это непреложная истина, — способны преодолевать искусственно возводимые между государствами преграды, «приводить в чувство» пораженных бациллой изоляционизма политических деятелей. Странно, конечно, но ведь более 15 лет потребовалось, чтобы власть предержащих в некоторых республиках на постсоветском пространстве, пришла-таки к пониманию того, что, как писал поэт-трибун Владимир Маяковский, «единица — вздор, единица- ноль». Следовательно, даже слабый соперник может стать для этой самой «единицы» господином. И этой становилось реальной угрозой для каждого новорожденного суверена.

В более широком смысле зарождение новой экономической модели на евразийском пространстве – это стратегия развития расположенных здесь государств в условиях глобальных и жестких вызовов на международных рынках. В мире размножаются заградительные таможенные и прочие экономические механизмы, и евразийцы нашли действенное средство защиты и реализации в этих условиях своих национальных интересов. Эта формула родилась не сразу: сначала таможенная и иная интеграция, как и интеграционный потенциал в целом, оттачивались на пространстве Союзного государства России и Белоруссии. Именно взаимодействие российско-белорусских таможенных служб стало «пилотным примером» для создания в итоге Таможенного союза, в результате чего появилась затем и возможность моделирования, в частности, миграционной политики, формирования универсальной схемы пенсионного обеспечения и здравоохранения, то есть обретения того бесценного опыта, который может быть использован и Евразийским союзом в последующем. Создаваемая модель экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, кроме того, способствует и профилактике возможных межгосударственных противоречий, поддержанию стабильности и безопасности в этой части мира.

Что касается центральноазиатского региона, то власти Киргизии стали здесь одними из первых, адекватно оценившими возможные преимущества предлагаемой модели экономического сотрудничества. От Бишкека, как известно, в штаб-квартиру ТС поступила заявка с просьбой рассмотреть возможность присоединения республики к этой структуре. В настоящее время эксперты ТС совместно с представителями Бишкека скрупулёзно анализируют и отрабатывают все детали своеобразной «дорожной карты» на пути к вступлению в эту организацию, что, по мнению экспертов, может быть завершено через полтора-два года.

Ориентация властей Киргизии на тесную интеграцию с членами ТС и другими государствами Содружества, конечно же, не вписывается в стратегию Вашингтона и НАТО в регионе, не оставляет им и минимальных шансов на сохранение базы в Манасе в военных целях. В Бишкеке понимают, что американский военный опорный пункт здесь ни к чему, поскольку Киргизия и ее партнеры по Евразии способны сами постоять за себя, в том числе и в экономическом плане.

Сближение Бишкека с «тройкой» ТС способствовало и укреплению отношений, в частности, с Астаной. Поэтому, несмотря на известные разногласия в решении вопросов гидроэнергетики в Центральной Азии, власти Казахстана решили участвовать в киргизском проекте — строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС и всего Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Участие России и Казахстана в этом проекте, полагают эксперты, амортизирует порой излишнее давление Ташкента на своих соседей, которого, очевидно, не во всем устраивают предлагаемые проекты развития гидроэнергетики в регионе.

По мнению экспертов, мало в чем отстает в плане заинтересованности в сотрудничестве с участниками ТС и другая страна ЦА — Таджикистан. Власти Душанбе прекрасно осведомлены о явных плюсах новой экономической модели взаимоотношений. В первую очередь, это касается правовой нормализации и улучшения условий пребывания многомиллионной армии трудовых мигрантов за пределами республики, прежде всего на территории России и Казахстана. Что до таджикских экспортёров сельхозпродукции, то им откроется зеленая улица для выхода на евразийские рынки.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул недавно, что киргизские и таджикские экспортёры еще до формального вступления своих стран в ТС смогут получать доступ к внутренней информации участников этого объединения. Министр, правда, не пояснил в каких целях, но, видимо, для того, чтобы успешнее адаптироваться к своему будущему месту и роли в структуре ЕврАзэс.

Значительный интерес к Таможенному Союзу проявляется в последнее время и в Молдавии. Согласно проведенным недавно соцопросам, большинство населения страны – в принципе за вхождение в Евразийское экономическое сообщество. Особенно сильны настроения в пользу интеграции именно в постсоветских рамках проявляются в Гагаузской автономии. Исполнительный комитет Гагаузии дал на днях положительное заключение, касающееся проведения консультативного референдума о вступлении в Таможенный союз. И это при том, что на официальном уровне с повестки дня до сих пор не снят вопрос: куда идти Кишиневу — на Запад — в Евросоюз, или на Восток – в Таможенный союз?

Интересно, что идеи евразийства уже выходят за границы бывшего Советского Союза. Так, например, власти Вьетнама проявляют значительный интерес к принципам работы Таможенного союза, в странах Ближнего Востока также изучают возможности сотрудничества с участниками евразийского проекта, а Сербия даже готова взять на себя роль проводника интересов и влияния будущего Евразийского союза на европейском континенте. Об этом шла, в частности, речь во время мартовского визита в Минск президента Сербии Томислава Николича. Правда, вопросы экономического сотрудничества стояли более широко – стороны посчитали необходимым к своим двусторонним торгово-экономическим отношениям подключить Россию и Казахстан — партнёров Белоруссии по Единому экономическому пространству и будущему Евразийскому союзу.

Для Сербии выгода «восточного» направления сотрудничества очевидна: открывается доступ к 170-миллионному рынку Таможенного союза, что сулит заметные экономические и политические преимущества. Это тем более важно, что в 2015 году к Белграду перейдет председательство в ОБСЕ. Поэтому, считают эксперты, сербы правильно поступают, реализуя открывающиеся «окна возможностей» и договариваются с участниками ТС о реализации конкретных экономических проектов. Так, на переговорах в Минске ими было принято предложение белорусского концерна «Гомельсельмаш» о создании в Сербии совместного производства зерноуборочных комбайнов, а руководство Белорусской калийной компании получило согласие на расширение поставок калийных удобрений в эту республику.

Так что предлагаемые Москвой, Минском и Астаной взаимовыгодные модели экономического сотрудничества на постсоветском пространстве и за его пределами приобретают зримые предметные формы, способствуют умножению и диверсификации взаимного товарооборота, стимулированию технологического и инновационного развития. Критикам же этих перспективных интеграционных процессов рано или поздно придется признать свою недальновидность.

Виктор Барсов, публицист

Вадим Андрющенко, экономист

ИСТОЧНИК: avesta.tj

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>