Артак Закарян: Мы планируем стать членом-учредителем Евразийского экономического союза

Артак ЗакарянПредседатель постоянной комиссии Национального Собрания Армении по внешним сношениям Артак Закарян в беседе с Tert.am, обращаясь к теме вступления Армении в Таможенный союз, говорит, что создается интересная ситуация: Армения получает торговую границу с правилами, действующими в ЕС, в лице Грузии, Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, а также торговую границу в лице Ирана, который не входит ни в Соглашение об ассоциации, ни в Таможенный союз.

«Армения имеет очень хорошее географическое положение и в формате восток-запад, и в формате север-юг. Она может стать мостом и взять на себя роль стороны транзитной торговли посредством Ирана к странам Персидского залива и другим членам Таможенного союза.

— Господин Закарян, говорилось о создании постоянной комиссии по евразийской экономической интеграции Национального Собрания, хотя и было очевидно, что возникнут проблемы с Конституцией. Ныне, когда опубликованы программа действий вступления в союз и дорожная карта, планируется ли подобное?

 

— Подобных обсуждений вообще не было. На мой взгляд, в этом нет необходимости, поскольку процесс вступления, во-первых, в Таможенный союз, а затем и в Евразийский союз, больше представляет из себя ряд экономических этапов, а этап исследований и анализов, кажется, завершен. Сегодня, имея утвержденную «дорожную карту», мы возьмемся за ратификацию ряда международных договоров для вступления в Таможенный союз.

— Это касается и тех договоров, которые Россия подписала с другими странами-членами Таможенного союза.

— Да, сейчас мы должны присоединиться. Мы возьмемся за нормирование законов правового-налогового-таможенного блока, т.е. гармонизацию, а после вступления в ТС ратифицируем различные международные договоры. Это позволит привести в соответствие наши стандарты и проблемы правового режима на территории Таможенного союза. Наша основная цель в том, чтобы суметь стать участником и основателем Евразийского экономического союза, который будет сформирован в феврале 2015г.

— Насколько мне известно, в «дорожной карте» есть новое обсуждение и анализ некоторых вопросов после вступления во Всемирную торговую организацию и оповещение об этом секретариата ВТО. Не означает ли это, что под вопросом окажется наше членство в ВТО, хотя РФ сама является членом ВТО?

— Это означает одно – многие правила торговли на Евразийском экономическом пространстве должны соответствовать условиям и обязательствам, взятым при вступлении в ВТО. То есть, тут нет задачи создания велосипеда, а также работы в неравных условиях.

— Иран, не являющийся членом Таможенного союза, является нашим важнейшим партнером. Известно, что в условиях окружения Иран и Грузия дополняют этот пробел. Что же планируется в случае с Ираном?

— То, что было до этого. Вступление в Таможенный союз не означает, что Армения прекращает сотрудничество с другими дружественными государствами-партнерами. Это означает, что при вступлении Армении, Беларуси, Казахстана и России в Таможенный союз, между ними начинает действовать общее экономическое пространство.

— Разве Иран не станет для нас третьей страной, то есть, повысится таможенная пошлина на импортируемый оттуда товар?

— Поэтому процесс продолжается, поэтому существуют рабочие группы, поэтому в рамках вступления в ТС есть проблемы, которые до сих пор находятся в формате разносторонних обсуждений и многие проблемы со временем будут разрешены.

— Возможно, что в отношении Ирана будут сделаны исключения?

 

— Все возможно, поскольку Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – только формирующуюся структура, экономические правила которой будут зиждиться на правилах, действующих на территории ТС, но это не означает, что прекратится экономическое сотрудничество и торговые связи с остальными странами.

— Вы из тех депутатов, которые на съезде Европейской народной партии (ЕНП), непосредственно после 3 сентября, предложили европейским депутатам с пониманием отнестись к некоторым вопросам, учитывая географическое положение Армении, блокаду и карабахский конфликт. Конкретно в случае с Ираном собираетесь ли Вы что-то предпринять либо по личной инициативе, либо в рамках парламентской дипломатии? В частности, чтобы в случае с Ираном действовали бы другие условия…

— У нас с Ираном всегда были очень теплые, дружеские торговые отношения, и они продолжатся. Армения, как в формате восток-запад, так и в формате юг-север, находится в весьма удачном географическом положении и может также служить мостом. Может играть роль транзитной торговли: через Иран к странам Персидского залива и к другим странам-членам ТС. То есть, данный процесс нужно рассматривать более долгосрочно и глубоко. Сейчас я затрудняюсь сказать, какие отношения сложатся и какие правила будут действовать, но в политическом плане, а также геополитическом, у Армении будут более хорошие отношения, если, конечно, мы продолжим свой путь в том же духе, естественно, нам удастся полностью взять на себя эту роль — роль связывающего звена между разными экономическими и торговыми интересами.

Кстати, в регионе сложилась очень интересная ситуация: Азербайджан, который избегает участия в каком-либо процессе интеграции, Грузия, которая продолжает вести западную политику и парафирует Ассоциативное соглашение с ЕС. То есть, у Армении есть также граница, действующая по торговым правилам ЕС и граница, действующая по правилам территории ТС и ЕАЭС, а в лице Ирана — граница, которая не входит ни в Ассоциативное соглашение с ЕС, ни в Таможенный союз, но в то же время через Иран будет возможно…

ИСТОЧНИК:   yerkramas.org

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>