Валерий Мунтиян 1Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян рассказал, на каком этапе сейчас находится подготовка меморандума о предоставлении Украине статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии.

Расчеты экспертов украинского Научно-исследовательского экономического института, сделанные для Министерства экономического развития и торговли, показывают, что вступление Украины в Таможенный союз (ТС) в первый год дало бы стране прирост ВВП в размере 1,8-2,2% ВВП, а в последующие годы не менее 1,5-1,7% ВВП. В то же время украинское руководство заявляет, что хочет поближе присмотреться к работе Таможенного союза, чтобы оценить возможные преимущества и риски. Для этого Киев рассчитывает получить статус наблюдателя при ТС и надеется, что его заявка будет принята 29 мая на заседании Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств, которое состоится в Астане.

Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и ЕврАзЭС Валерий Мунтиян в интервью шеф-корреспонденту РИА Новости на Украине Людмиле Лысенко рассказал, на каком этапе сейчас находится подготовка меморандума о предоставлении Украине статуса наблюдателя.

— Как идет подготовка к подписанию меморандума о статусе наблюдателя Украины при Евразийской экономической комиссии?

— Украина подготовила свой проект меморандума, согласовала его с центральными органами исполнительной власти и отправила этот меморандум российской стороне, документ отрабатывался с экспертами Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии. Украина также направила проект меморандума в правительство Белоруссии и правительство Казахстана, от которых получила заверения в том, что, в принципе, намерения Украины поддерживаются.

Те замечания, которые дали Казахстан, Белоруссия и Евразийская экономическая комиссия на уровне экспертов, уже учтены. После того, как проект документа вернулся к нам уже с их замечаниями, украинская сторона направила его на проведение дополнительной экспертизы в администрацию президента Украины, министерство экономического развития и торговли, министерство иностранных дел и министерство юстиции. Наши органы центральной исполнительной власти сделали свои замечания, мы снова внесли изменения и повторно отправили меморандум странам Таможенного союза. Вот на этом этапе и находится сейчас этот документ.

— Какой следующий этап?

— На следующем этапе документ должен опять пройти все процедуры в органах исполнительной власти стран ТС, и они уже со своей стороны должны сказать, приняты замечания украинской стороны или нет. После того, как будет дан ответ, что наши правки приняты, мы получаем этот документ обратно, оформляем его в установленном порядке, проводим внутригосударственные процедуры и выносим на заседание кабинета министров Украины, чтобы он утвердил проект меморандума.

На 29 мая запланировано заседание Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств, и мы должны успеть пройти все процедуры, чтобы главы государств ТС смогли рассмотреть проект меморандума и принять решение.

Совет также должен решить, кто будет подписывать документ: президенты или же право подписать этот меморандум будет передано председателю коллегии ЕЭК Виктору Борисовичу Христенко и Премьер-министру Украины Николаю Яновичу Азарову.

Важно отметить, что речь идет о статусе наблюдателя при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая является исполнительным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). Существующая нормативно-правовая база, которая действует в ТС, не позволяет Украине получить статус наблюдателя при ЕЭК. Поэтому страны Таможенного союза сейчас разрабатывают разные варианты сценария, как пойти навстречу Украине.

— Расскажите подробнее, как Украина видит сотрудничество с ТС в статусе наблюдателя?

— Украина хочет принимать участие на всех уровнях: глав государств, глав правительств, когда проходит заседание Высшего евразийского экономического совета, на заседании коллегии ЕЭК, на экономическом совете, который проводится на уровне заместителей глав правительств, и в самой комиссии по приглашению председателя комиссии при участии трех сторон. Украина хочет подавать свои предложения, чтобы они были учтены не тогда, когда уже принято решение, а до его принятия, чтобы выслушали ее аргументы. Украинская сторона понимает, что не будет иметь права голоса, поскольку мы не участники ТС, но высказать свою позицию, предлагать свое видение и вносить предложения для нас важно. Я думаю, ТС в этом также заинтересован. У нас взаимность в этом смысле, ведь расчеты показывают, что от интеграции выиграют обе стороны.

— И как отнеслись к таким инициативам Украины страны Таможенного союза, в частности, Россия?

— Положительно отнеслись. Мы также просили, чтоб у нас был представитель, который будет работать непосредственно в этих органах: мониторить, анализировать и своевременно доводить информацию, принимать участие в разработке документов, кроме конфиденциальных, и давать рекомендации. По этим моментам также нет возражений, просто необходимо это оформить должным образом.

Сейчас мы проводим анализ существующей нормативной базы Таможенного союза, изучаем принятые соглашения, на предмет того, как они отобразятся на торгово-экономических отношениях Украины. Какие будут плюсы, минусы, риски, когда мы сможем осуществить подписание соответствующих документов, как это повлияет на отношение с третьими странами? Большинство документов из нормативной базы ТС уже проанализированы, по тем, которые не противоречат законодательству Украины, будут внесены предложения правительству. Также проводится финансово-экономический анализ, делаются оценки углубления сотрудничества Украины со странами-участниками ТС.

Украина заинтересована в сотрудничестве с ТС, это наши исторические рынки, потерять мы их не можем себе позволить – это почти 40% товарооборота. Мы же не можем каждого второго сделать безработным из-за политических амбиций каких-либо сил, которым этого не хочется. Наоборот, необходимо донести объективные научные расчеты и факты, доказав обществу и мировому сообществу, что это взаимовыгодно.

— Я правильно понимаю, что по ключевым позициям, которые озвучила Украина в первоначальном проекте меморандума, понимание со стороны России и других стран ТС найдено, то есть они, в принципе, согласны?

— Да, как базовый документ он принимается. Просто нет нормативно-правовой базы, которая позволила бы Украине получить статус наблюдателя, поэтому сейчас идет поиск того, как юридически это оформить. ЕЭК и Высший евразийский экономический совет ищут золотую середину, и, если они вместе с нами ее найдут и дадут добро, тогда данный документ будет подписан.

— Можно ли рассматривать статус наблюдателя как подготовительный этап для дальнейшей интеграции в ТС?

— Да, я с вами согласен, можно и нужно.

Я думаю, что этот статус можно рассматривать как инструмент, который покажет насколько и каким образом углублять сотрудничество и экономическую интеграцию.

И правительство, и глава государства прекрасно понимают, что статус наблюдателя не даст тех преференций, гарантий и эффектов, который бы дало Украине полноценное членство в ТС и ЕЭП. Но статус наблюдателя позволит подготовиться к процессам, происходящим в этих объединениях, более глубоко вникнуть и подготовиться для принятия руководством государства правильных управленческих решений.

— Когда можно ожидать завершения работы над документом?

— Я думаю, в ближайшие два-три дня мы уже получим документ. Процесс идет нелегко, потому как ситуация не стандартная, аналогов такого документа нет.

ИСТОЧНИК:  rian.com.ua