Виктор Суслов: Украина оказалась в худшей из форм конфликта

Виктор Суслов1Блиц-интервью с представителем правительства Украины при Евразийской комиссии

Крупный капитал уже начал испытывать на себе первые последствия политического конфликта. Только за январь на валютном рынке было куплено $40 млрд, причем большая часть этих денег выведена из страны. Экономисты предупреждают, что этот процесс вызван эскалацией конфликта. О других последствиях затяжного политического кризиса для экономики страны Forbes рассказал представитель правительства Украины при Евразийской комиссии, постоянно действующем регулирующем органе Таможенного союза и Единого экономического пространства, Виктор Суслов.

 

– Какие последствия для экономики может иметь затянувшееся политическое противостояние?

 

– Конфликт, в котором Украина находится, это худшая форма противостояния для экономики. Потому что это не конфликт плохого и хорошего или хорошего и еще лучшего. Это борьба между политическими и бизнес-группировками за контроль над страной, да еще при самом активном участии иностранных государств, ведущих спор за геополитический передел мира. Этот конфликт закономерно поставил страну на грань гражданской войны.

 

За январь $40 млрд куплены на валютном рынке и выведены из страны

 

В подобных условиях инвестиционная привлекательность падает до нуля, понижается капитализация бизнеса. Целый ряд бизнесменов, опасающихся неблагоприятных событий, сейчас пытаются продать свой бизнес. Но они ничего не могут продать, потому что в ситуации неопределенности и чрезвычайно высоких рисков принять решение о покупке бизнеса никто не рискнет.

 

– С чем связаны опасения бизнеса?

 

– Все знают, что на улицах жгут беркутовцев, милицейские автобусы и грузовики, автомобили простых граждан, и никто не уверен, что через день-другой здесь не начнут жечь предприятия и офисы, грабить магазины, склады и обычных прохожих. Поэтому останавливается бизнес, стремительно падают доходы бюджета, резко увеличились объемы вывода денег из страны, капитал уже побежал. В интересах экономики конфликт нужно прекращать.

 

Те, кто несет ответственность за дестабилизацию страны, должны понимать это. Вывод капитала уже ставит под угрозу стабильность банковской системы и финансовых учреждений, и быстрое падение курса гривны – это первый звонок.

 

В течение только января 2014 года на валютном рынке было куплено около $40 млрд, которые выведены из страны. То, что эта валюта продана по среднему курсу гривны – около 8,15 грн/$ – намного более высокому, чем межбанковский валютный курс, свидетельствует о массированной продаже валюты банками для «своих». Это – второй звонок.

 

Естественно, начали быстро падать доходы бюджетов, и потому заявления о том, что Украина уже не в состоянии оплачивать российский газ даже по сниженным ценам, как и выполнять другие внешние обязательства, имеют под собой основания.

 

– Украина вошла в конфликт с не самой хорошей экономической ситуацией – по итогам прошлого года ВВП страны показал нулевую динамику.

 

– Перед началом эскалации конфликта были предпосылки для стабилизации экономики и ее успешного развития. Они основывались на договоренности руководства Украины и России, в частности, на результатах переговоров, реализованных в протоколе от 17 декабря. Украина получила снижение цены на газ. Было достигнуто соглашение о предоставлении кредита в $15 млрд, и Украина успела получить первый транш.

 

Было объявлено о реализации целого ряда проектов – в авиастроении, судостроении, строительстве Керченского перехода и других, которые суммарно могли обеспечить многие миллиарды долларов инвестиций в украинскую экономику. Консорциум российских банков был готов финансировать эти проекты. Прогноз роста ВВП Украины в 2014 году в 3% в таких условиях был совершенно реальным.

 

Как только наметился перелом в ситуации в позитивную сторону – началась эскалация Майдана. Цель этой эскалации, возможно, также и в подрыве украинской экономики. Потеря экономики может значить, что Украина сдаст внешние рынки своих товаров, на которые много претендентов, прежде всего, среди стран Евросоюза. Потеря капитализации бизнеса и обесценивание украинских активов – это возможность скупить их подешевле.

 

– Может ли конфликт быть направлен на экономическую дестабилизацию Украины?

 

– Цели дестабилизации – прежде всего не экономические, а политические. По сути, мы идем к какому-то этапу завершения холодной войны, когда разваливали Советский Союз, но Россию и Украину развалили не до конца. Здесь есть элемент глобального конфликта, связанного с переделом геополитических зон влияния в мире. Все время этот конфликт тлел – даже когда предпринимались усилия для подписания соглашений по ассоциации с ЕС. Видные политики (первым был, как мне помнится, экс-президент Польши Александр Квасьневский) заговорили о том, что началась битва за Украину. Этот термин – «битва за Украину» – сейчас повторяется ежедневно в западных СМИ.

 

– Каким образом конфликт в Украине влияет на российскую экономику?

 

– На Западе появились опасения, что налаживание мощного сотрудничества между Украиной и Россией приведет к восстановлению и укреплению какой-то формы бывшего Советского Союза, что Украина вновь станет промышленной мастерской этого Союза. Многие западные лидеры, не скрывая, опасаются возможного вступления Украины в Таможенный союз и дальнейшего участия в Евразийском экономическом союзе, создание которого намечено на 2015 год. Удар по Украине фактически является также ударом по России.

 

Установление полного западного политического контроля над Украиной позволило бы резко ослабить и российскую экономику, и российскую военную мощь. Нельзя забывать, что значительная часть украинского машиностроения, в частности, работает на укрепление российского военного потенциала. Украина и сегодня держит значительную часть оборонного щита России, в том числе и ядерного.

 

Поэтому сейчас решаются очень серьезные геополитические и стратегические задачи. Россия в последние годы попыталась проявлять себя на международной арене как самостоятельный игрок. Она не допустила военного удара США по Сирии, перестала идти в фарватере политики ведущих западных стран, за что ее тоже хотят наказать.

 

Показательно, что в Украине явно демонстрируется очень сильное внешнее вмешательство в конфликт. Европейские политики, послы и дипломаты западных стран открыто и публично поддерживают и инструктируют организаторов и участников борьбы против государственной власти. Открыто идет внешнее финансирование этой борьбы, в том числе путем так называемой иностранной «гуманитарной помощи» Майдану.

 

Операция «по принуждению» Украины к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, по-видимому, завершается. На днях один из руководителей Евросоюза напомнил украинскому руководству, что проект соглашения по-прежнему лежит на столе для подписания.

 

А у Украины уже нет внутренних ресурсов и времени для продолжения «политики многовекторности», даже для того, чтобы просто остаться в буферной зоне между Западом и Россией. Для стабилизации внутренней ситуации ей надо сделать решающий выбор между подписанием соглашения с ЕС или быстрым и решительным движением в сторону Таможенного и Евразийского союзов. Иначе – экономический крах.

ИСТОЧНИК:  sevastopol.su

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>