Республика Молдова 30 лет спустя — интервью с историком Василием Стати

27 августа 1991 года в Кишиневе была провозглашена независимость Молдавии, образована четвёртая Молдавская республика – Республика Молдова.

Об итогах 30-летнего периода развития РМ в интервью История Молдовы: Факты рассказал доктор исторических наук, депутат молдавского Парламента в 1994 – 2000 годах, автор многочисленных книг и статей по истории Молдовы Василий Стати.

Как бы вы охарактеризовали проект Республика Молдова с точки зрения успешности государственного строительства и настроений общества за прошедшие годы?

Возрождение молдавской государственности – провозглашение 2 декабря 1917 г. Молдавской Демократической Республики, равноправного члена Российской Федеративной Демократической Республики, было обнадеживающим и воодушевляющим. Но молдавское общество об этом важнейшем событии не узнало, не успело его осознать. 14 января 1918 г. дивизия румынского генерала Э.Броштяну захватила Кишинев и установила осадное положение. А затем, 24 января, после трёхдневных кровопролитных боев, захватила город Бендеры, оставив на поле брани около 10 000 убитых мирных жителей. Последовала 22-летняя кровавая, грабительская оккупация, которая своей дикостью поражала Европу.

Молдавское многонациональное общество с непознанной своей культурой, языком, историей было частью общероссийской цивилизации и чувствовало себя таковой. Весь период румынской оккупации народ Молдовы ждал освобождения, возвращения русских. Все, абсолютно все, в том числе зарубежные, документы это подтверждают. И освобождение пришло 28 июня 1940 г. А 22 июня 1941 г. началась война. Румынские войска вернулись в обозе с вермахтом.

После победы в войне тяжелыми были годы: 1946 – 1947 – страшный голод, 50-е годы – неимоверные усилия по восстановлению, по выходу из нищеты. Благодаря напряженному труду всего народа, помощи народов СССР, в 60-х 70-х гг. Молдова возродилась, расцвела.

По мере экономического развития возникали другие проблемы. Например, какая-то история изучалась, но она начиналась с 1917 г. и была русско-советская; молдавским языком пренебрегали в городах; богатейший фонд молдавской культуры считался буржуазным; управленческий корпус, оказавший неоценимую помощь в 50– 60 годы, не поменял свои повадки и язык. Впервые интеллигенция публично высказала свою неудовлетворенность в 1965 г.

В конце 80-х годов неудовлетворенность вылилась в массовое движение за возвращение молдавскому языку статуса государственного. Политический, руководящий класс, в отсутствии «страховочного, предохранительного механизма в виде руководящей роли КПСС» (В.Путин), оказался интеллектуально неподготовленным, ни по-штефанскимужественным.

Например, первый президент М.Снегур 23.06.1990 г. подписал Постановление Верховного Совета Nr. 148-XII –  Декларацию о суверенитете Республики Молдова, которая провозглашала: «Республика Молдова – суверенное государство. Суверенитет Республики Молдова –  это естественное, необходимое условие существования Молдавской Государственности. Молдова имеет свою историю, культуру и тысячелетние традиции». И в тот же день, тот же М.Снегур «утверждает решение Комиссии по Пакту Риббентропа – Молотова», которая постановила: «Молдавская ССР была незаконно провозглашена 2 августа 1940 г.».

Президент М.Снегур, выступая перед учителями в Кишиневе 14 сентября 1994 г., решительно заявил: «Конституция принята абсолютным большинством депутатов, она является Основным Законом нашего молдавского государства и необходимо строгое соблюдение её всеми гражданами… Что касается государственного языка, то в новой Конституции сохранено то же понятие молдавского языка, как и в предыдущей… Почему в 1989 г. считалось, что это понятие соответствует процессу национального возрождения, а сегодня, по мнению некоторых, уже являет собой акт предательства?».

Спустя 6 месяцев (!) тот же М.Снегур выступил в Парламенте с проектом закона «Румынский язык» – таково правильное название нашего языка». О какой «успешности государственного строительства» может идти речь с такими президентами как М.Снегур, М.Гимпу, Тимофти и т.д.?

Фронтальное наступление румынизма на Молдову, бесхозную, без руля и без ветрил, происки шмекеранов-интриганов привели к тому, что Аграрно-Демократическая Партия проиграла выборы 1998 г. Андрей Сангели – единственный последовательный, мужественный поборник молдавской государственности остался один… Последовала эра государственно-политических мародеров…

Что вы думаете о молдавском политикуме в смысле способности построения в Молдове процветающего государства и общества?

Если имеется в виду политический класс, то его нет. Есть нахрапистая группировка, которая успешно строит румынскую провинцию Бессарабия.

Возможно ли в принципе построение полноценного молдавского государства в условиях, когда другая половина его исторической территории входит в состав другого государства?

Невозможно. Потому что другая половина, Молдова Пруто-Карпатская, Княжество Молдова, как самостоятельное образование, объединилось в 1862 году с Валахией. Постепенно Валахия прибрала к рукам запрутскую Молдову, которая стала частью Румынии, образованной и признанной в июне 1878 г. на Берлинском конгрессе. Такие примеры есть в Европе. 65 процентов немецкого этнического пространства находится в пределах Швейцарии. Удивительно, но, в отличие от великорумын, Германия не требует «унире» со Швейцарией.

Но если абстрагироваться от всего этого, «построение полноценного Молдавского Государства» возможно, если поступить как Стефан III. Мужественный воевода и господарь Молдовы, оказавшись «в сей стороне один, от двое сторон поганьство тяжкое, а от трех сторон христиане пущи поганьства», попросил в 1484 г. Ивана III Великого, князя Москвского «… вашу милость щобы обернулся к нам лицем и приятельством к нам пригладати…». История ведь не кончается…

Вы с супругой давно перебрались из Кишинева на дачу в деревню, которая находится рядом с Днестром. Общаетесь с местными жителями. Что сегодня волнует сельчан, чем они живут, какое видят будущее страны?

Не устаю благодарить Бога за то, что надоумил перебраться в деревню. Когда, редко, бываю в Кишиневе, невольно возникают ассоциации с Содомом (политической), с Гоморрой (нравственной). Здесь, в деревне, плохо ловится радио и тв обоих берегов. Тишь и благодать.

Местные жители трудолюбивы и озабочены. После разрушения Всесоюзного гиганта «Сереле Молдовей», они занимаются помидорами – от рассады до урожая.

О политике не очень-то говорят: «Ци-й гряцэ»(Тошно). Когда постоянно все политики до выборов говорят: молдаване, за молдавский язык, за историю Молдовы, за Молдову, за Молдавское государство, а после выборов все –  за румынство, действительно возникает отвращение к нашей политике… Не исчезает чувство, что мои соплеменники, молдаване, теряют последнее – чувство самосохранения…

Почему никак не удается решить проблему с внедрением курса Истории Молдовы в учебных заведениях страны, при том, что большинство населения настроено «за».

Потому что чиновники боятся лишиться бизнеса, места работы, затаскивания по судам, шельмования, идеологического линчевания, просто замалчивания…

Тысячи заявлений, обращений, предупреждений, свидетельств о преступлениях, о грубейших нарушениях Конституции, о произволе судейства, представителей власти – всё замалчивается, если это хоть как-то касается интересов Румынии. Как в 1918 – 1940 гг.! Но тогда Молдавская Республика была оккупирована 8-ю румынскими дивизиями, тысячами жандармов, агентами сигуранцы, политическим отребьем. Ныне же Республика Молдова оккупирована идеологически, пока что…

Если восстановить справедливость и ввести действительно в Республике Молдова Историю Молдавии – то от «румынской цивилизации», румынизма останется огромный мыльный пузырь! Без 15 молдавско-славянских историй (летописей XIV – XV вв.), без монументальных творений «великих молдавских летописцев» Евстратия Логофэта (1632 г.), Гр.Уреке (1635 г.), Мирона Костин (1675, 1686 гг.), Иона Некулче (1745 г.), без энциклопедии Дескриеря Молдовей Д.Кантемира (1716 г.), без двухтомной Истории Молдавии Манолаке Дрэгича (1857 г.)… Без уникальных в мире шедевров настенной росписизнаменитых молдавских монастырей… Без всего этого, и многого другого, Валахия («Румынская Страна») остается ни с чем.  А главное – без достижений молдавской культуры, без молдавской цивилизации нельзя, нечем обосновать выдуманное название «Румыния». Вот почему боятся истории Молдавии, истории молдавской культуры!

История Молдавии, признание реально существующей федерализации сводят на нет бесконечную, безграмотную, бездарную болтовню о некоей «унири».

В первые годы после объявления независимости, Народный Фронт, другие прорумынски настроенные силы, открыто заявляли о временном характере РМ – а основной целью считали присоединение РМ к Румынии. Есть ли сегодня реальная угроза ликвидации РМ путем ее присоединения к Румынии?

Констатируем: Христианско – демократическая партия Ю.Рошки – единственное политическое формирование, которое полностью и без потерь выполнило все свои программные положения, принятые на своем II съезде (1990 г.): отрицание этнонима молдовень; отрицание лингвонима лимба молдовеняскэ; объявление Молдавской Республики «оккупированной территорией, которую нужно освободить и присоединить к Румынии»; о создании «митрополии Бессарабии»; о переименовании Молдавии в «Румынскую Республику Молдова». Ни одно политическое формирование Молдавии за 30 лет не осудило, не подало в суд на ХДНП, ее лидеров за отрицание молдавской государственности, за призывы к свержению государственного строя, за разжигание межнациональной розни, за унижение молдавской нации.

Так и живем, выполняя магистральные положения унионистской партии. Уже 30 лет!

Ликвидация Республики Молдова – это не угроза, это факт! Осталась одна формальность: в любой вторник после обеда президент внесет соответствующее предложение, и депутаты мажоритарной фракции ответят: Есть! Или в четверг после обеда…

Источник

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>