Резня христиан в Кении и её организаторы

2 апреля в Кении произошёл крупнейший террористический акт. Боевики группировки «Аш-Шабааб» совершили нападение на университет в городе Гарисса (1), в результате чего погибли 147 человек и несколько десятков человек были ранены. В течение дня террористы удерживали несколько сотен заложников, которых удалось освободить только после спецоперации кенийских властей.

Теракт в Гариссе стал очередным звеном террора, захлестнувшего Кению после развала государственности Сомали и создания там внегосударственной территории. Одной из основных сил террора в Кении выступает «Аш-Шабааб», на счету которой крупнейший захват заложников и расстрел в торговом центре Westgate Mall в сентябре 2013 года, когда погибло более восьмидесяти человек. Теракт в Гариссе во всём напоминает захват торгового центра в Найроби. Боевики «Аш-Шабааб» убивали только тех, кто назвал себя христианами. Студентов, назвавшихся мусульманами, отпустили. Резня кенийских христиан была организована в канун Великой пятницы перед Пасхой по католическому календарю.

«Аш-Шабааб» (2) — террористическая организация ваххабитского толка, насчитывающая, по разным оценкам, от семи до девяти тысяч бойцов. Если сравнить ситуацию в Кении с ситуацией в Нигерии, то окажется, что действия «Аш-Шабааб» очень похожи на действия «Боко Харам». Обе организации осуществляют теракты против христиан, делая их как можно более жестокими, и стараются вызвать широкий общественный резонанс. Как правило, эффект достигается путём организации терактов в христианских храмах и во время великих христианских праздников.

Теракт «Аш-Шабааб» в Гариссе обращает на себя внимание несколькими моментами. Во-первых, «Аш-Шабааб» базируется на территории Сомали, которая практически неподвластна правительству. Сменяющие с 1991 года (3) друг друга «правительства» и «президенты» не контролируют полностью даже столицу Могадишо. Сомали — это территория, на которой может укрываться кто угодно. По существу, сегодняшнее Сомали – это международный оазис терроризма самых разных мастей. Во-вторых, фактическое отсутствие центрального правительства не означает отсутствие власти вообще. На территории Сомали действует ряд центров силы, которые борются как друг с другом, так и с «Аш-Шабааб». Правительство, поддерживаемое Африканским союзом, получает определённую помощь в проведении военных операций против «Аш-Шабааб». (4) То есть боевикам «Аш-Шабааб» скорее надо думать о внутренней борьбе, чем делать дерзкие и по большому счёту бессмысленные вылазки в соседнюю Кению. Зачем преодолевать 200 километров от границы с Сомали, чтобы добраться именно до Гариссы? Наконец, в-третьих, действия «Аш-Шабааб» в Кении выглядят бессмысленными с точки зрения заявляемых этой организацией  целей. Трудно поверить, что «Аш-Шабааб»  надеется исламизировать преимущественно христианскую (5) Кению.

Тогда зачем эти теракты? Сравнив их с действиями «Боко Харам», видишь, что главное здесь — разжигание ненависти. В данном случае — ненависти к мусульманам. Этим способом хотят взорвать и Кению, и Нигерию. Не случайно обе эти страны находятся под расследованиями Международного уголовного суда (МУС) – руководство обеих стран не должно иметь возможности радикально пресечь террор. На этот случай МУС выдвигает обвинения в нарушении прав человека  и, в частности,  обвинения руководства Кении в военных преступлениях. Напомним, что дело против нынешнего президента Кении У.Кениатты в МУС было прекращено лишь под давлением Африканского союза, пригрозившего массовым выходом стран Африки из Статута Суда. В то же время суд над вице-президентом Кении в МУС продолжается.

Начало массового террора в Кении совпадает по времени с появлением у страны успехов в промышленном развитии. В начале 2000-х в Кении были обнаружены запасы нефти, которые правительство отдало в разработку Китаю. Террор, направляемый силами, которые хозяйничают на территории Сомали, даёт возможность поддерживать в Кении перманентную нестабильность. Принято считать, что военный контингент США в своей операции в Сомали в 1993-1994 годах потерпел поражение. Однако есть основания полагать, что на самом деле эта операция была вполне успешной. В СМИ её изобразили как неудачу для маскировки её реальной цели – создания первой в мире и пока единственной (по крайней мере, в таком масштабе) внегосударственной территории.

* * *

Митрополит Волоколамский Иларион в своём знаменитом докладе о гонениях на христиан в современном мире говорил (6): «В Сомали жила одна из мучениц наших дней Мурта Фарах. Эта 17-летняя девушка в конце ноября 2010 года была застрелена за переход в христианство всего в 200 метрах от дома, где она проживала у родственников. Ранее Мурта убежала из дома после того, как ее родители, узнав о том, что она приняла христианство, жестоко били и пытали ее, заставляя вернуться в ислам. Родители Мурты, пытаясь заставить ее отречься от Христа, днем привязывали молодую девушку к дереву, а по ночам сажали в тесное темное помещение. Но их усилия были тщетны. Тогда родители Мурты решили, что она сошла с ума, и пытались «лечить» ее специальными медикаментами, но в мае этого года ей удалось от них убежать. По мнению очевидцев, к убийству девушки вполне могут быть причастны ее родители, поскольку так называемые убийства чести, совершаемые родственниками по отношению к членам семьи, перешедшим в другую религию, распространены в Сомали». (7)

В эти дни мы стали свидетелями мученической гибели 147 кенийских юношей и девушек, назвавших себя перед лицом смерти христианами. Будем смотреть правде в глаза: в планах глобальных сил, стремящихся к тотальной дестабилизации Кении, Нигерии, других стран, вставших на путь самостоятельного развития, эти жертвы, скорее всего, не последние…

(1) Город Гарисса находится примерно в 400 километрах к востоку от столицы страны Найроби.
(2) Полное название — Harakat al-Shabaab al-Mujahideen  («Движение молодых муджахидинов»).
(3) Год свержения президента Сиада Барре.
(4) Доклад Генерального секретаря ООН о ситуации в Сомали. Январь 2015 года // Документ ООН: S/2015/51 // http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/017/06/PDF/N1501706.pdf?OpenElement
>(5) Христиане составляют более 82 процентов, мусульмане – чуть более 11 процентов населения Кении.
>(6) Иларион, Митрополит Волоколамский, «Преследования и дискриминация христиан в современном мире: причины, масштабы, прогнозы на будущее» // https://mospat.ru/church-and-time/831
>(7) 3 апреля министр иностранных дел России заявил, что о гонениях на христиан во всём мире не забыли, и подтвердил внесение этого вопроса в повестку дня ООН // http://www.fondsk.ru/news/2015/04/03/lavrov-podtverdil-vnesenie-v-oon-voprosa-o-neobhodimosti-zaschity-hristian-32583.html

Александр Мезяев

ИСТОЧНИК:  fondsk.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>