США и ЕС: партнерство под слоем нефти

iStock_000020357399Small-pic510-510x340-81057В преддверии возобновления переговоров о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства США и Европейского союза в отношениях Брюсселя и Вашингтона возникла очередная, мягко говоря, деликатная проблема. Руководство ЕС (возможно, в качестве компенсации за шпионские страсти в Германии) призвало Вашингтон отменить действующий уже 40 лет запрет на экспорт сырой нефти. Как сообщает газета The Washington Post, в качестве обоснования лидеры ЕС сослались на кризис на Украине и угрозу энергетической безопасности Европы. [1] Но проблема осложняется тем, что запрет на экспорт сырой нефти представляет для США важнейший элемент национальной системы безопасности – причем не только экономической, но и политической.

Начавшиеся еще в конце 2012 года переговоры между США и Европейским союзом о создании свободной трансатлантической экономической зоны до сих пор проходили без особых сенсаций. Стороны согласовывали такие технические вопросы, как торговля продукцией сельского хозяйства, взаимные инвестиции, упорядочение систем налогообложения, взаимное признание стандартов в медицине. Эксперты подсчитывали возможные финансовые выгоды и издержки. Согласно самым оптимистичным прогнозам, отмена налогов на товары взаимной торговли могла бы теоретически привести к увеличению годового валового внутреннего продукта в США на 1,5%, а в Евросоюзе — на 0,5%…

Однако спровоцированный самим же Западом кризис на Украине угрожает взорвать на пути переговорного процесса настоящую геополитическую бомбу. Не желая идти на компромисс с Россией, Брюссель спешно повышает ставки в «энергетической игре». Лидеры ЕС увидели средство обеспечения энергобезопасности Европы в массированных закупках американской сырой нефти – и натолкнулись на чисто американское же препятствие.

Запрет на экспорт из США сырой нефти был введен почти 40 лет назад в связи с охватившим мир в первой половине 1970-х годов нефтяным кризисом. Данный кризис явился следствием войны на Ближнем Востоке 1973 года и сокращения поставок энергоресурсов арабскими странами, приведшего к взлету мировых цен на нефть. С тех пор все американские администрации независимо от партийной окраски неукоснительно соблюдали данный запрет как краеугольный камень системы национальной энергетической безопасности, делая ставку на пополнение собственных хранилищ сырой нефти.

И вот теперь ЕС призвал США открыть свои нефтяные хранилища для экспорта в Европу и делом подтвердить заинтересованность в создании трансатлантической зоны свободной торговли. В подготовленном Советом ЕС конфиденциальном документе указывается, что «текущий кризис на Украине подтверждает острую ситуацию, с которой столкнулся ЕС, в отношении энергозависимости» — понятно, что от России. По мнению Брюсселя, снятие запрета также продемонстрирует другим странам, «таким как Китай, что две экономические державы серьезно относятся к устранению барьеров». «Противодействие «ресурсному национализму» и одновременно существование ограничений по экспорту между нами посылает неверные сигналы нашим партнерам», а кроме того, «предоставляет некоторым богатым ресурсами странам замечательную возможность толковать правила торговли таким образом, который наносит ущерб нашим экономикам», — говорится в документе, подготовленном Советом ЕС.

Не секрет, что переговоры между США и ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли несут в себе серьезную политическую составляющую. Однако впервые геополитический аспект проявляется столь зримо – и тем более со стороны Евросоюза. Ставка делается на два действительно болезненных для американцев аргумента – пресловутое «освобождение» Европы от зависимости от российских энергоресурсов и «сдерживание» Китая.

В июне текущего года Белый дом уже заявил, что США не планируют отменять запрет на экспорт сырой нефти. [2] Не следует забывать, что страна (как явствует из доклада Управления энергетической информации Департамента энергетики США) так до конца и не преодолела последствия мирового нефтяного кризиса 1970-х годов. В частности, если в начале 1970-х годов производство нефти превышало 9,5 млн баррелей в день, то в последующие десятилетия данный показатель неуклонно падал, достигнув к 2005 году уровня в 5 млн баррелей. Импорт же, наоборот, стремительно рос – от 1,5 млн баррелей в день в начале 1970-х годов до 10 млн баррелей в 2005 году.

Тем не менее, по данным американской газеты The Wall Street Journal, Министерство торговли США уже предоставило нескольким национальным компаниям право расширить перечень поставляемых за рубеж нефтепродуктов, включая так называемую сверхлегкую нефть. Другой вопрос, что американские углеводороды по определению будут для ЕС дороже российских. Но это та геополитическая цена, которую будет предложено заплатить европейцам за игры брюссельских и вашингтонских стратегов.

Нельзя также не заметить, что разгорающиеся по обе стороны Атлантики «страсти по американской нефти» показательно увели в тень появление примечательного документа, касающегося трансатлантической – да и не только трансатлантической — торговли. Речь идет о подписанном еще в мае международном торговом соглашении, по сути, являющемся юридической основой для перестройки мировых рынков. По свидетельству лондонской газеты The Guardian, «хотя переговоры по Соглашению о торговле услугами не были откровенно засекречены, наша пресса о них почти не упоминала. Эти замалчивания и секретность резко контрастируют с огромной исторической важностью достигнутых договоренностей».

В итоге секретная часть проекта соглашения стала известна лишь благодаря WikiLeaks. Документ касается полутораста государств и большей части мировой торговли услугами. «Правила, которые устанавливает соглашение, облегчают расширение бизнеса финансовых транснациональных корпораций, препятствуя появлению регулятивных барьеров. Оно запрещает ужесточать регулирование финансовых услуг, несмотря на тот факт, что финансовый кризис 2007-2008 годов, как считается, был связан именно с недостатком регулирования. Более того, США особенно активно стараются способствовать трансграничному движению информации, в том числе личной и финансовой. Тем не менее обо всем этом почти не говорят», — указывает The Guardian.

Британское издание объясняет «разрыв между важностью соглашения и его известностью» общими процессами, происходящими в западном мире. «Разве это не прискорбный, но показательный пример того, что произошло с демократией в либеральных капиталистических странах Запада?» — задается риторическим вопросом The Guardian и продолжает: «Главные виновники финансового обвала 2008 года теперь присваивают себе роль экспертов, ведущих нас по пути к финансовому восстановлению».

«WikiLeaks демонстрирует нам, что западными демократиями теперь управляют рыночные силы, искажающие саму идею свободы» — таков главный вывод статьи в британском издании. Данный вывод объясняет и внешне патологическое стремление определенных западных сил «наказать» Россию за Украину, и «газовое» упрямство Брюсселя, и все те скандалы и проблемы, которые с завидной регулярностью возникают в отношениях США и ЕС.

Примечания:
[1] The Washington Post, 09.07.2014.
[2] РИА НОВОСТИ 09/07/14 13:30 09.07.2014 13:32

Петр Искендеров

ИСТОЧНИК:  fondsk.ru

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>