Точка зрения: Украина между ЕС и ТС: взгляд изнутри

Украина1Украинская власть стремится в Европу. Получение членства в Европейском Союзе объявлено чуть ли не новой национальной идеей. Никто не говорит о том, что ждёт Украину после гипотетического вступления в ЕС, ибо для тех, кто обосновался сейчас на Банковой, важен, по всей видимости, процесс, а не результат.

Вступит или не вступит Украина в Евросоюз — вопрос в высшей степени дискуссионный. Не факт, что Украину там ждут именно в качестве полноправного члена. Всё новые и новые требования, выдвигаемые бюрократами ЕС по отношению к Украине, заставляют задуматься об искусственности этих препятствий. Кроме того, украинский вопрос носит для Европы не столько экономический, сколько политический характер.

Европейская экономика как-нибудь обойдётся без Украины, а вот вопрос внешнеполитической ориентации последней важен и для Брюсселя в целом, и для Германии в частности: общеизвестно, что локомотивом ЕС является именно Берлин, а не Рим или какие-нибудь Афины. Позиция немцев по Украине позволяет им вести свою игру в переговорах по тем или иным вопросам с Россией и лишиться в одночасье такого джокера как Киев они вряд ли захотят.

В этих условиях куда реальнее видится подписание Украиной в ноябре этого года в Вильнюсе Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом (далее — Соглашение). Эта форма позволяет, по замыслу архитекторов европейского сообщества, создавать новые рамки для сотрудничества между Евросоюзом и государствами, которые не являются членами ЕС. Не очень понятно, чем эти новые рамки отличаются от старых: здесь больше деклараций, нежели реального наполнения. Достаточно сказать, что подобные соглашения ЕС имеет с такими странами, как Южная Африка, Чили, Мексика и многими другими.

Украинская власть, которая за 22 года независимости так и не смогла создать концепт развития государства вне парадигмы российско-украинских отношений, рассматривает Соглашение как очередной шаг на пути практической реализации националистической идеи «Геть вiд Москвы!» («Прочь от Москвы!»). Этими тремя словами можно кратко охарактеризовать деятельность всех украинских президентов — от родоначальника независимости Леонида Кравчука до нынешнего, якобы пророссийского Виктора Януковича. Последний в самом деле пришёл к власти в 2010 году благодаря массовой поддержки жителей юго-востока Украины и Крыма, которые в большинстве своём видят будущее страны в союзе с Россией.

Однако после избрания риторика Януковича резко изменилась: был принят закон об основах внутренней и внешней политики, в котором прямым текстом целью Украины обозначалось вступление в ЕС. Русский язык так и не получил статус государственного, а количество русских школ, классов и детских садов продолжило сокращаться. Не вдаваясь в детали, можно со всей ответственностью сказать, что Виктор Янукович обманул своих избирателей, видящих в нём нового Богдана Хмельницкого, а в евроинтеграционном смысле даже превзошёл своего предшественника и тёзку Виктора Ющенко, которого многие считают агентом ЦРУ***.

Между тем, даже обретение полноправного членство в Евросоюзе вряд ли сможет превратить Украину из нищей, вымирающей страны в процветающую. Чудес не бывает и опыт Болгарии должен был, по идее, предостеречь украинское руководство от поспешных евроинтеграционных мер.

Болгария вступила в ЕС в 2007 году, с тех пор прошло семь лет, но похожей на благополучную и сытую Германию страна так и не стала. Напротив: проблемы в экономике и социальной сфере лишь усугубились, во многом «благодаря» разрушению собственного производства из-за жёстких конкурентных мер со стороны монополистов ЕС. Убыль населения составила почти два миллиона человек — было девять, стало семь. Для небольшого болгарского народа это чудовищные цифры. Но ещё чудовищней нынешняя жизнь в Болгарии — средняя зарплата около 300 евро, из которых половина уходит на оплату коммунальных услуг.

Правительство активно берёт в долг у МВФ. Сельское хозяйство практически уничтожено. Болгария мало что производит сама, её продукция не находит рынков сбыта в ЕС. Зато много покупает — у тех же еэсовских «зубров». За купленные товары нужно чем-то платить, не можешь платить — бери в долг и попадай в кабалу. Жители Российской Федерации помнят девяностые годы, когда в их стране было похожая ситуация: тогдашний российский президент чуть ли не советовался в принимаемых им решениях с директором-распорядителем МВФ Мишелем Камдессю.

Что может ожидать Украину после вступления в Евросоюз либо подписания Соглашения? Гипотетическое вступление в ЕС станет для украинской экономики серьёзным ударом. Подавляющее большинство национальных производителей ориентированы на внутренний рынок и на рынки стран-участниц Таможенного Союза. Представители ТС уже не раз заявляли, что в случае сближения Украины с Евросоюзом они будут вынуждены ужесточить таможенные барьеры для украинской продукции в рамках защиты собственных производителей. Украине предлагают вступать в ТС и играть по его правилам, пользуясь всеми его преимуществами. Если же Украина выбирает иной путь развития, ей не следует обижаться на Россию и другие страны-участницы ТС, ибо дружба дружбой, а табачок врозь.

По роду своей профессиональной деятельности я работаю со многими украинскими бизнесменами-производственниками. У большинства из них бизнес ориентирован на российский и белорусский рынок. Ориентирован — это мягко сказано. «У меня 85% продукции идёт в Россию, поэтому для меня вступление Украины в Евросоюз означает крах бизнеса и увольнение нескольких тысяч рабочих», — говорил мне один клиент, владеющий несколькими машиностроительными предприятиями.

Судостроители Николаева, машиностроители Харькова, сталевары Запорожья — всем им придётся несладко, если в какой-то момент страны-участницы ТС откажутся покупать их продукцию. Несмотря на это, украинское руководство в вопросе выбора внешнеполитического вектора вполне однозначно стоит на позициях вступления в ЕС. В то же время граждане Украины в своих предпочтениях разделены примерно поровну — об этом, во всяком случае, свидетельствуют данные многочисленных социологических опросов.

Социология, однако же, штука достаточно условная; недаром её называют лже-наукой даже сами социологи. Как говорит один мой приятель, кандидат социологических наук, «ситуация опроса уже искажает результаты этого опроса». Безусловно, конечные результаты зависят от того что спрашивать, как спрашивать и у кого спрашивать.

Любопытная деталь: противники вступления Украины в Таможенный Союз на порядок лучше осведомлены о его деятельности, нежели сторонники вступления. Это может показаться на первый взгляд странным и даже парадоксальным, но при детальном рассмотрении дела всё встанет на свои места.

Во-первых, украинские СМИ, принадлежащие местным олигархам, в подавляющем большинстве своём настроены либо откровенно враждебно по отношению к ТС, либо в лучшем случае нейтрально. О плюсах вступления Украины в ТС говорят немногие и их голос не слышен в мощном выступлении евроинтеграционного медийного концерта.

Во-вторых, сторонники ТС, не имея какой-либо информации о конкретных его преимуществах, «голосуют сердцем»: мы за ТС, потому что это союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Шутки ради я провёл опрос среди своих знакомых и друзей, далёких от геополитических раскладов. Девять из десяти на вопрос «Ты за ЕС или ТС?» ответили вопросом: «А что такое ТС?». И лишь узнав, что это такое, дали свой ответ.

В-третьих, те, кто по роду своей деятельности агитирует против ТС — как правило, это получатели грантов от ряда американских и европейских структур — в силу сугубо профессиональных обязанностей знают об интеграции на постсоветском пространстве значительно больше среднестатистических сторонников вступления Украины в ТС. Это чисто профессиональное: если ты что-то критикуешь, то должен знать досконально объект критики, иначе первый же мало-мальски подкованный оппонент разобьёт твою аргументацию в пух и прах.

Почему же украинская власть так стремится в Евросоюз и отказывается от тех преимуществ, которые сулит Украине вхождение в Таможенный Союз? Здесь не нужно открывать Америку: достаточно вспомнить, «откуда есть пошла» нынешняя украинская элита. Пути её непомерного обогащения следует искать в девяностых годах минувшего столетия, когда осуществлялось так называемое «разгосударствление». По его итогам государственная собственность странным образом оказалась в частных руках немногих. В стране появилось несколько крупных олигархических групп, которые здравствуют и поныне, имея все возможности для контроля тех, кто в данный момент стоит у руля страны.

Их стремление в Европу понятно: значительная часть нажитых непосильным трудом капиталов находится на Западе, ведь только дурак будет держать деньги в Украине, где их легко могут отобрать. Вывести же в одночасье средства из зарубежных банков и оффшоров затруднительно, о чём свидетельствует недавний опыт Кипра. Поскольку условный Запад занимает откровенно враждебные позиции по отношению к любым формам интеграции на постсоветском пространстве, финансовые рычаги для влияния на украинских олигархов и их креатуры на властных постах будут активно использоваться с целью недопущения сближения Украины со странами ТС.

В этой ситуации многое зависит от желания рядовых граждан Украины оказать влияние на выбор внешнеполитического вектора развития своей страны. Этому могут способствовать как результаты президентских выборов 2015 года, так и всеобщая мобилизация граждан и рост их общественно-политической активности.

Константин Долгов — политический консультант

ИСТОЧНИК: baltija.eu

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>