Угрозы отключения от SWIFT подорвали финансовую мощь США

В 2019 году традиционно тесное сотрудничество Индии и России в военной сфере получило новый импульс развития.

Как стало известно осенью, Нью-Дели внес аванс по контракту на поставки комплексов С-400. Кроме того, в планах двух стран – организация совместного производства вертолетов Ка-226Т. Активное противостояние США и России во внешней политике долгое время ставило под угрозу финансовую сторону сотрудничества, однако 14 ноября в рамках БРИКС совместно с Китаем было подписано соглашение о создании альтернативной SWIFT платежной системы, которая должна изменить положение дел. О том, какой эффект на мировую финансовую систему и положение в ней США окажут договоренности, в интервью корреспонденту «Евразия.Эксперт» рассказал научный сотрудник Центра центральноевразийских исследований Университета Мумбаи Шоаиб Хан.

– Индия, Россия и Китай работают над созданием альтернативы межбанковской системы SWIFT для облегчения торговли со странами, подпадающими под санкции США. Какие возможности даст такая инициатива?

– Индия, Россия и Китай изучают альтернативу доминирующему в США платежному механизму SWIFT в попытке облегчить торговлю со странами, сталкивающимися с американскими санкциями. Российская система финансовых сообщений СПФС будет связана с китайской трансграничной межбанковской платежной системой CIPS. В то время как Индия по-прежнему не имеет внутренней системы обмена финансовыми сообщениями, она планирует связать платформу Центрального Банка России с сервисом, который находится в стадии разработки. Предполагается, что новая система будет работать по модели «шлюза», когда сообщения о платежах перекодируются в соответствии с определенной финансовой системой.

Индия прекратила импорт нефти из Ирана после того, как исключение для такого импорта не было продлено США в мае этого года. Чтобы обойти угрозу американских санкций, Индия ранее приняла решение платить в евро за закупленную у России оборонную технику. Индия и Россия также вели торговлю через рупийно-рублевый механизм на фоне санкций США против России.

Россия начала разработку СПФС в 2014 г. на фоне угрозы Вашингтона отключить страну от SWIFT. Первая сделка по сети СПФС с участием небанковского предприятия была совершена в декабре 2017 г.

В последние десятилетия США широко использовали свои позиции для давления на иностранные правительства, включая европейских союзников, в надежде изменить их политическое поведение.

Результаты этих усилий в значительной степени были неудовлетворительными, не давая практически никаких политических выгод и одновременно нанося ущерб экономике США и подрывая основы американской финансовой мощи.

Доступ к американской финансовой системе и долларам США имеет важное значение для глобальных транзакций. Ввод финансовых санкций, блокировка доступа других стран к своей системе до тех пор, пока они не подчинятся политическим требованиям, дают США мощный инструмент получения политических уступок. Однако чрезмерное использование этого инструмента побуждает другие государства разрабатывать альтернативы институтам, в которых доминируют США, что подрывает финансовую гегемонию США и может в конечном итоге положить ей конец.

Санкции часто позволяют наказать противников, но это тактическое достижение редко меняет поведение государств, когда речь идет о важных политических вопросах. При этом санкции смещают коммерческую деятельность в каналы, находящиеся вне досягаемости США, и меняют комплекс издержек и выгод для пострадавших стран, что делает их более склонными инвестировать в создание собственных альтернативных институтов в обход американской системы.

Экономические последствия отключения Ирана от глобальной платежной сети SWIFT требуют альтернативного метода межбанковских расчетов, который сделал бы Иран независимым от сети SWIFT. Санкции против Ирана подрывали его ВВП и экспорт товаров, подпитывали инфляцию по всей стране и девальвацию национальной валюты. Они также поставили более половины иранских предприятий на грань кризиса.

Если Центральный Банк России модернизирует и будет продвигать свою систему обмена финансовыми сообщениями, она может стать конкурентоспособным продуктом на мировом рынке платежных процессинговых систем.

Сочетание технологии блокчейн и российских разработок может привлечь иностранные финансовые институты к сотрудничеству в банковской сфере, привлечь новых клиентов по всему миру и в тех средах, которые подвержены риску быть отключенными от широко распространенной и монопольной платежной сети.

– Индия подписала с Россией миллиардный контракт на передачу технологии производства танка Т-90С. Почему Индия покупает много оружия у России? Как меняется военное сотрудничество между двумя странами?

– Россия оставалась главным поставщиком оборонных товаров Индии в период 2014‑2018 гг., общий объем экспорта сократился на 42% в период 2009‑2013 гг. и 2013‑2014 гг. Россия по-прежнему занимает 58% от общего объема импорта оружия Индией, за ней следуют Израиль и США – 15 и 12% соответственно. Эта цифра, однако, является шагом вниз по сравнению с 2010‑14 гг., когда Россия имела долю в 70% индийского оборонного рынка. Несмотря на это, доля России на рынке гарантирует, что страна остается важнейшим поставщиком в Индию как новых вооружений, так и запасных частей.

Военно-техническое сотрудничество, включающее передачу технологий и совместное производство, представляет собой уникальные отношения, которые чрезвычайно ценны для Индии.

Кроме того, минимум 2014 г. был с тех пор скорректирован, а в 2016 г. на ежегодном саммите были подписаны важнейшие межправительственные соглашения, включая поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» и четырех фрегатов класса «Адмирал Григорович». Сделки были завершены в 2018 г., также как и акционерная сделка по производству вертолетов Ка‑226Т в Индии.

Индия и Россия договорились о новом способе оплаты многомиллиардных оборонных сделок через свои национальные валюты, чтобы избежать рисков, создаваемых американской угрозой санкций и банковских ограничений. Эта договоренность позволит Индии в ближайшее время выплатить первый взнос за два военных корабля, которые строит Россия для ее флота.

Как сообщают источники, оборонные контракты будут рассчитываться в рублях и рупиях по соглашению об оплате, достигнутому центральными банками России и Индии. В то время как новый механизм потенциально открывает путь для высвобождения миллиардов долларов в контрактных платежах России, он все еще может зависеть от того, сможет ли Индия заполучить согласие президента США Дональда Трампа не вводить санкции в ответ.

Индия должна модернизировать свои вооруженные силы, поскольку она противостоит угрозам со стороны Китая на своих северных границах и Пакистана на Западе. В следующем десятилетии, как сообщается, она потратит на это более $250 млрд. На оружейном конвейере находятся арендованная атомная подводная лодка, четыре многоцелевых фрегата, транспортные вертолеты и завод по лицензированию производства более 700 000 автоматов АК-203, новейшего варианта культовой российской винтовки. ВВС пополняют свой ослабевший истребительный парк дополнительными закупками истребителей МиГ-29 и Су-30МКИ.

Российские фирмы являются сильными конкурентами в конкурсах на создание оборудования на местном уровне в сотрудничестве с индийскими партнерами – заказ стоимостью 400 млрд рупий на строительство шести подводных лодок и монументальный контракт стоимостью 1 трлн рупий на 110 боевых самолетов для индийских ВВС. Военные двух стран запланировали серию совместных учений. Оборонный аспект отношений является одним из самых прочных столпов российско-индийских отношений и выдержал испытание временем.

Индия в сотрудничестве с Россией добилась наращивания потенциала в стратегических областях путем приобретения и разработки вооружений.

Эти отношения развиваются от традиционных отношений покупатель-продавец к отношениям совместного производства и развития с упором на обмен технологиями. Россия намерена стать партнером программы «Make in India». Индия является крупнейшим покупателем российской военной техники, и в то же время Россия является главным оборонным партнером Индии. Предпринимается ряд шагов по повышению уровня подготовки офицеров в учебных заведениях друг друга и расширению военных обменов.

– Соединенные Штаты оказывают давление на Индию из-за С-400, но индийская сторона заявила, что не откажется от контракта. Почему, на ваш взгляд?

– Контракт на С-400 будет реализован в соответствии с достигнутыми договоренностями и подписанными документами. Решен вопрос о внесении авансового платежа по договору. Индия также внимательно следит за продолжающейся борьбой между США и Турцией, союзником НАТО, которая также продемонстрировала свою заинтересованность в покупке С-400.

Американцы предъявили Турции ультиматум по поводу предложенной ею сделки по российской системе С-400. Высокопоставленные чиновники администрации Трампа предупредили Индию, что это может повлечь санкции в соответствии с законом О противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA), который ограничивает оборонные закупки у России, Ирана и Северной Кореи.

С-400 является важным подспорьем для индийской обороны, потому что ее ВВС сталкиваются с нехваткой эскадрилий.

Численность ее эскадрилий сократилась до 31 – в основном из-за старения российских самолетов. Ей понадобилось бы 42 эскадрильи в случае войны как с Китаем, так и с Пакистаном в ближайшем будущем. Новая система противовоздушной обороны позволит ВВС обнаруживать и уничтожать ракеты.

Решение Дели пойти на сделку также сигнализирует о попытке сбалансировать свою внешнюю политику. После вложения значительного политического капитала в укрепление американо-индийских связей во время президентства Барака Обамы, г-н Моди теперь стремится откалибровать отношения с США при администрации Трампа.

Индия вела переговоры о покупке в течение многих лет, со времен администрации Обамы. В то время, однако, этим дискуссиям в Вашингтоне уделялось мало внимания, поскольку Индия была хорошо известна как важный заказчик российской военной техники. Более того, приобретение Индией С-400 не угрожало тогда никаким конкретным акциям США и, если уж на то пошло, избавило Вашингтон от необходимости предлагать Нью-Дели какую-либо альтернативу в то время, когда Соединенные Штаты неохотно вводили стратегические оборонительные системы в Южную Азию.

К сожалению для Нью-Дели, все это изменилось с приходом администрации Трампа. Принятие закона CAATSA фактически поставило под угрозу эпопею с покупкой С-400 Индией, вызвав новые и значительные разногласия в ее отношениях с США.

По иронии судьбы, они возникли примерно в то же время, когда администрация Трампа формулировала различные политики национальной безопасности, которые рассматривали Индию в качестве ключевого элемента как своей южноазиатской, так и более широкой индо-тихоокеанской стратегий.

На первый взгляд, из этой головоломки нет простого выхода. Индия намерена договориться о покупке как минимум пяти комплектов российских систем С-400 стоимостью около $6 млрд – почти хрестоматийное определение “существенной сделки», предусмотренное в CAATSA.

Подпишитесь на Telegram-канал "Евразийская Молдова": самые свежие новости, аналитика, обзоры и комментарии о развитии Евразийского экономического союза. Подписаться >>>