Власти Молдовы запускает опасный сценарий нарушая Конституцию

Правящая партия Молдовы раз за разом нарушает Конституцию и так создает критическую ситуацию, провоцируя оппозицию и общество на аналогичные действия.
В последнее время как со стороны юридического сообщества, так и экспертов в адрес действующей власти звучат суровые обвинения. Поводом для них служат неприемлемые действия и и принимаемые решения. В частности, речь идет о нескольких моментах.
Закрытие шести телеканалов.
Высказывание президента Майи Санду в эфире общественной телекомпании «Молдова 1»: глава государства потребовала от судей большей вовлеченности по резонансным делам и предупредила, что если этого не будет, а также в зависимости от того , «как они поведут себя сейчас, будут зависеть и оценки, которые они получат в процессе аттестации». Поправки в закон о госпошлине, которые существенно ограничивают доступ граждан к правосудию.
Цепочка нарушений и злоупотреблений
Мы выделили решения и действия, которые вызвали самый большой резонанс в обществе в последние недели, хотя существуют и другие злоупотребления, которые также противоречат ранее принятому законодательству и Основному закону. В частности, например, закон №234/2021 о платных публичных услугах. Согласно ему всем правительственным структурам разрешено брать деньги за любую информацию, хотя Конституцией предусмотрено право на информацию.
Последние решения являются продолжением целого ряда действий, связанных с нарушением законодательства, или юридически плохо мотивированных. Тут следует назвать арест и отстранение от должности генпрокурора Александра Стояногло, а также режим чрезвычайного положения, который продлевается уже девять раз. По прошествии более года никаких убедительных доказательств виновности Стояногло не предъявлено.
Также не существует серьезных причин для сохранения режима чрезвычайной ситуации, а власти сами указывают, что никакой угрозы войны нет, боевые действия идут далекого от границ государства. Обеспечение же энергоресурсами и вовсе не требует каких-то дополнительных мер, так как основывается на существовавших раньше схемах и договорах с «Газпромом» и Молдавской ГРЭС.
Народный адвокат признает нарушение Конституции
Но вернемся к тем трем моментам, которые накалили и без того взрывоопасную ситуацию в обществе. Напомним, что закрытие оппозиционных телеканалов КЧС осудил также и институт омбудсмена. Это полностью независимая структура. Народный адвокат Чеслав Панько, признал, что приостановка вещания шести телеканалов – это ограничение свободы слова. По мнению омбудсмена, до тех пор, пока комиссия и КСТР не докажут, что выдержали баланс между ограничением фундаментальных прав человека и преследуемой ими целью, офис Народного адвоката будет считать, что власти необоснованно нарушили права на свободу слова и собственность.
«Одобрив приостановку вещания телеканалов, власти превысили свои полномочия и нарушили баланс между уважением права на свободу выражения мнения и права на собственность и обеспечением информационной безопасности. Такие меры должны приниматься в результате справедливого судебного разбирательства. Обеспечивать безопасность необходимо так, чтобы не ограничивать остальные права граждан», — сказано в заявлении офиса Народного адвоката.
Основания для уголовного преследования президента
Что касается высказываний президента на телеканале Молдова 1, то правоведы усмотрели в нем нарушение принципа разделения властей.
В частности, Союз адвокатов заявил, что «В Декларации о суверенитете от 23 июня 1990 года указано, что разделение законодательной, исполнительной и судебной власти — основополагающий принцип функционирования Молдовы как правового демократического государства. В то же время мы еще раз заявляем, что судебная власть подчинена только закону. Вмешательство в правосудие недопустимо». Принцип разделения властей содержит и молдавская Конституция, что еще более важно. Статья 6 так и называется «Разделение и взаимодействие властей». В ней говорится: «В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции».
Адвокат Юрий Мэрджиняну утверждает, что после высказывания президента существует явная предпосылка для привлечения Майи Санду к ответственности за нарушение Конституции и принесенной присяги. В данной ситуации, если бы у нас был действительно независимый, дееспособный и конституционный Высший судебный магистрат, то он должен был бы немедленно обратиться в Конституционный суд с просьбой констатировать правовой конфликт конституционного характера, посредством вмешательства главы государства в судебную власть».
Хаос в судебных инстанциях
Еще больше недовольства правоведов вызвали поправки в закон о госпошлине. 4 января союз адвокатов потребовал установить мораторий на этот законопроект, который, по мнению его председателя Дорина Попеску, «серьезно нарушает доступ к юстиции». Он представил примеры абсурдности положений законопроекта: госпошлину предлагают применять к использованию процессуальных прав. Например, говорит Попеску, «есть заявления, которые подают без предварительной подготовки, исходя из ситуации по делу. Вы себе представляете? Судья спросит: у вас заявления, а я скажу: пожалуйста приостановите заседание, чтобы я заплатил 100 лей».
Попеску уверен, что уплата пошлины за переносы заседаний ляжет на плечи клиентов: «Это закон против граждан […] я понимаю, что бюджету нужны деньги, но мы не можем уничтожать население и спекулировать процессуальными правами». Попеску поясняет, что плата пошлины создаст хаос в судебных инстанциях.
С критикой законопроекта выступил и народный адвокат. Панько считает, что документ ограничит доступ граждан к правосудию, а потому его необходимо обсудить и пересмотреть. Офис народного адвоката напомнил о неоднократных проигрышах Молдовы в ЕСПЧ за нарушение права на справедливое судебное разбирательство. Это косвенно связано с тем, что людей лишили освобождения от уплаты госпошлины. Резко высказался о введении новых пошлин в судах и экс-председатель союза адвокатов Эммануил Плошница. По его мнению, есть место подозрениям в непрофессионализме, некомпетентности или даже групповых интересах. И мы наблюдаем грубое нарушение прав человека.
«Ящик Пандоры» открыт
Выход за рамки правового поля и нарушение Конституции, которые позволяют себе высшие должностные лица, соответствующие решения и законопроекты создают опасные прецеденты и открывают «ящик Пандоры».
Во-первых, если власть нарушает Конституцию, то это могут делать и ее политические оппоненты.
Во-вторых, злоупотребления являются примером для граждан. И их поощряют действовать соответствующим образом.
В-третьих, нарушения Конституции являются способом захвата государства. Власть начинает действовать по правилам, которые сама и устанавливает. А это не что иное, как узурпация власти. Именно поэтому в последнее время режим Санду-ПДС сравнивают с периодом правления Влада Плахотнюка, когда попирались законы и Конституция.
Таким образом, мы видим, что власть сознательно или несознательно меняет политическую повестку. В условиях, когда нарушается Конституция страны, уже невозможна обычная политическая борьба, следование предписаниям законодательства, которое предусматривают смену власти в результате выборов. Так как о честных выборах речь уже не может идти — ситуация вышла за рамки правового поля.
Сложный выбор
И перед оппонентами нынешней власти возникает сложная коллизия: как же быть?
Если делать вид, что власть остается в рамках закона, просто критиковать режим и ничего не предпринимать для восстановления верховенства закона, то это означает соучастие в преступлении. Нельзя возлагать надежды на следующие выборы, будь то местные или президентские. Они уже не могут быть ни честными, ни справедливыми. ПДС и здесь постаралась, подчинив себе ЦИК и изменив Кодекс о выборах.
Нужно выбрать: или действовать так же как и власть, допуская нарушения закона, или обратиться к народу, высшему арбитру в подобных ситуациях. Речь не только о проведении митингов, гражданскому неповиновению или о каких-то иных формах протеста. Но и о прямом волеизъявлении народа.
Но в настоящее время ни одна из партий или общественных объединений не только не дали адекватную оценку происходящему, но и массово не работают с гражданами. Вся деятельность происходит в социальных сетях и в оставшихся СМИ. Некоторые из них также могут скоро ликвидировать. То есть ясные цели по вовлечению граждан не определены, над их достижением никто не работает. Таким образом, правящий режим поставил и своих политических оппонентов, и граждан перед выбором: принять беззакония, нарушения Конституции, стать соучастниками преступления, или остановить беспредел, выступив против. Не на словах, а на деле.
Опасный сценарий
Майя Санду и ПДС запустили в Молдове очень опасный сценарий. Он способен привести к повторению событий, которые имели место в июне 2019 года. Напомним, что тогда, во время двоевластия и политического клинча, посол США Дерек Хоган пришел к Владу Плахотнюку и сумел его «убедить» покинуть страну, не доводить дело до столкновений. Все завершилось бегством олигархов.
И вот недавно мы наблюдали признак того, что новый кризис приближается. Напомним, что с ноября Кишинев перестал покупать основной объем электроэнергии у Молдавской ГРЭС по 62.5 долларов за мегаватт и приобретал в Румынии на бирже по ценам 300-400 евро за мегаватт. Власть резко подняла тарифы на электроэнергию. Это вызвало сильное недовольство в обществе и могло привести к кризису платежей, коллапсу молдавской экономики. А рост недовольства мог спровоцировать беспорядки. В этот момент посол США в Молдове Кент Логсдон и совершил поездку в Тирасполь, где провел переговоры.
Затем, с 1 декабря Молдова вновь стала закупать электроэнергию в Приднестровье, возникла возможность снизить тарифы для населения и экономических агентов, напряжение на время удалось снять. Когда молдавская власть объявила о решении закупать электроэнергию у Кучурганской ГРЭС, посол Кент Логсдон поздравил вице-премьера Андрея Спыну с заключением сделки.
Чуть позже президент Майя Санду заявила, что у нее есть вопросы по поводу условий контракта, заключенного с Молдавской ГРЭС, и что она намерена обсудить с правительством ситуацию.
Но слова повисли в воздухе. И с 1 января Молдова продолжает закупать электроэнергию в Приднестровье.
Как видим, когда в республике возникает сложная, кризисная ситуация, американские дипломаты подключаются к урегулированию проблем. Может быть, Молдове стоит прописать в Конституции особую роль посла США в разрешении политических кризисов и наделить его правом отправлять в отставку власть, нарушившую Конституцию?